В Советском Союзе, что логично, большое внимание уделяли образованию и воспитанию молодежи. Поэтому даже годы страшной войны не были поводом для перерыва в подготовке учебных материалов для детей. Большой интерес представляет восприятие тех или иных событий в разную эпоху. Сегодня в учебнике "История СССР" за 1943 год для 8 класса средней школы мы почитаем про восприятие Рюрика и процесс образования Российского Государства.
В те годы, в отличие от нынешних, вышедший учебник не отражал точку зрения автора. Нет, конечно, составитель привносил свою лепту, выстраивал канву, но изданные пособия не могли иметь точку зрения от основной линии. Вот и в этом учебнике под редакцией профессора А.М.Панкратовой стоит отметка, что "Утверждено Наркомпросом РСФСР". А год издания - 1943-й говорит, что подготовка велась в самые сложные дни отечественной истории.
Итак, автор рассказывает, что по пути "из варяг в греки" в 9 веке ходили в поисках приключений шайки варягов, уточняет, что это были норманны, скандинавы. Варяги нападали на славян и другие местные народы, отбирали пушнину, захватывали пленников и везли в Константинополь или хазарам в Итиль. Отдельные варяжские князья захватили удобные пункты и обложили данью славян. Они уничтожали или подчиняли славянских правителей, становились на их место.
Айвазовский И. К. Варяжская сага - путь из варяг в греки. 1876
Именно таким человеком видится составителям учебника Рюрик. Он называется "искателем приключений". Он утвердился в Новгороде, также как его братья Трувор и Синеус утвердились на Белоозере и в Изборске, как два других предводителя варяжских дружин Аскольд и Дир завладели в стране полян Киевом, а еще в Полоцке стал править тоже выходец из Скандинавии. Норманнская теория в совершенном её виде. Нет даже никакого упоминания, что было "призвание варяг" самими славянами, нет упоминания и "Повести временных лет" - лишь "по преданию".
А, может быть, и не не правильно было в стране, где часть территории находится под вражеской оккупацией, рассказывать о том, что наши предки добровольно пошли под власть иностранцев. Ну, коль уж Рюрик однозначно показан скандинавом. Но совсем обойти тему призвания было нельзя, поэтому далее сообщается, что в 11 веке сложилась легенда будто новгородские славяне вследствие царивших между ними раздоров по собственной воле пригласили Рюрика и его братьев. Утверждается, что даже год этого события - 862 "летописцем вставлен по догадке". Мотивируется появление этой легенды тем, что эта вставка должна была доказать право потомков Рюрика на княжеское достоинство, ведь славяне и соседние с ним народы неоднократно восставали против грабителей, прогоняли их.
Варяги в Византии. Иллюстрация из хроники Иоанна Скилицы
Далее восьмиклассникам рассказывается, что варяжский князь, завладев славянским городом, оберегал жителей от других "подобных ему же, грабителей", а сам жил за счет населения. При этом, учебник отрицает влияние скандинавов ("шайки варягов") на жизнь восточных славян. Варяги скоро "ославянились", принимая в дружины местных воинов, а к 10 веку стали употреблять славянский язык и поклоняться тем же богам, что были тут приняты.
Произошел процесс слияния варяжских дружинников со славянскими старшинами, они вместе уже ходили на Константинополь в 860-м году. Царьград спасла тогда только буря, которая рассеяла славянские суда.
А дальше был Олег, который создал государство, которое Карл Маркс называл "империей Рюриковичей", а составители учебника называют Киевским государством, так как центром Руси стал Киев. При этом, не забывают упомянуть и другие народы: главную массу составляли славяне, но в их державу входили и меря, и весь, и чудь, и другие племена.
Такой взгляд военных лет на события эпохи Рюрика и его личность. Как вам? Близка такая версия?
Спасибо за прочтение!
Подписывайтесь. Ставьте лайк. Пишите комментарии. Добавляйте
нас в Телеграм . Читайте нашу
книгу про Ивана VI, его судьбу, его семью.