Жизнь Евсевии
У римского сенатора, в тот век, когда уже близилось падение Вечного города, была дочь. Но даже, живя на закате империй, люди продолжают жениться, рожать детей. Вот и сенатор стал подыскивать подходящего по статусу жениха для Евсевии. Нашел, наконец, представителя богатой и знатной фамилии, которого мог он представить своим зятем. Случилось обручение. Идет подготовка к свадьбе. Но Евсевия понимает, что выбранный путь к счастливой семейной жизни - не её жизненная стезя, она уже посвятила себя Богу и не было иных аргументов для нее, которые могли перенаправить мысли на предстоящую свадьбу. Выйти замуж - обречь на несчастливую жизнь и себя, и своего супруга. Отказаться от брака тоже не получится - отец и слушать не захочет.
Евсевия рассказала обо всем своим двум преданным рабыням, которые были с ней много лет. Они сказали, что в любом случае не оставят свою хозяйку. Тогда у Евсевии родился план. Простой, но очень страшный. Девушка, выросшая в богатом доме, комфорте, решилась на побег, рабыни с нею. Убежали они не с пустыми руками, часть своего имущества Евсевия захватила с собой - пригодится. Конечно, ведь нужно умчать далеко. Девушки, облачившись в мужскую одежду, заплатили корабельщикам, прибыли сначала в Александрию, а оттуда на один из греческих островов, там точно не найдут.
Во время долгого плавания Евсевия объяснила своим спутницам, что отныне не рабыни они ей, а просто сестры. Сказала, что и сама будет теперь им служить так же верно, как они ей все это время. А ещё попросила никогда, пока она жива, никому не рассказывать её настоящую историю. Она даже новое имя себе придумала - Ксения, что означает "чужеземка". В эллинистическом мире, когда-то так называли всех женщин не греческого происхождения.
Жизнь Ксении
На острове Кос три девушки арендовали дом, где жили в молитве и отрешении от остального мира, но было очевидно, что знаний, религиозного воспитания им недостаточно. Нужен наставник, который сможет их сориентировать. Именно об этом были их молитвы на острове. Интересно, насколько люди чувствуют потребность в развитии, в то время как и сегодня можно встретить человека, который будет утверждать, что он сам лучше других знает и понимает в вопросах веры, больше чем церковники или святые, а то и больше чем сама Библия.
Беглянки не были в себе так уверены, потому очень обрадовались, встретив странствующего пожилого монаха Павла, который возвращался из путешествия в Святую Землю. Шел он в свой родной город Милас (сегодня это юго-запад Турции), где был игуменом монастыря. Старец согласился помогать в наставлении, но вот остаться здесь он не может. Ксения уговаривала его: "Не оставляй нас. Будь нам отцом в Боге".
Тогда Павел предложил пойти с ним в его родные края. Придя в Милас, Ксения с сестрами обзавелись отдельным домом, стали там жить по наставлениям старца, но еще и обустраивали уже свою маленькую обитель. Наставник постриг в монашеский сан.
Через некоторое время Павла избрали епископом, тогда он уже посвятил Ксению в диаконисы. В обители уже жили не только три женщины, к ним приходили все новые послушницы, принимали монашество. Несмотря на старшинство в обители, Ксения никогда никак не проявляла свою власть. Напротив, она обрекала себя на самые тяжелые работы. Посты и молитвенные подвиги ее были строже чем у остальных. В наиболее строгие дни, такие как Страстная Седмица, Ксения и вовсе обходилась без еды, а когда её все же уговаривали принять немного еды, то ела только маленький кусочек хлеба, посыпав его пеплом из кадильницы, молитвеными слезами своими прежде намочив, помятуя слова из 101 псалма: "Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами, (Пс.101:10)".
В часы, свободные от трудов, она молилась, стоя на коленях с распростертыми руками к Богу. Никогда никто не видел, чтобы она гневалась, чтобы она как-то проявляла тщеславие или гордость. Чаще всего она плакала. Носила исключительно суровое рубище. Единственной её целью и мечтой было предстать перед Господом Иисусом Христом.
Однажды Ксения собрала всех своих сестер в храме и сказала им, что скоро её не станет. Просила она своих соратниц по вере молиться о ней грешной и убогой страннице. Просила, чтобы они попросили и епископа Павла об этом же. А дальше, вспомним притчу Иисуса о невестах, ждущих жениха, сказала: "пободрствуем...возжем светильники наши, наполним сосуды елеем и приготовимся встретить жениха".
Затем она попросила всех выйти, оставив её одну. Верные сестры, которые были когда-то ее рабынями, стали смотреть в щелку, что же случится. А Ксения преклонила колени, легла крестообразно на пол и всю церковь озарили свет и благоухание. Над их небольшим монастырем на небе в ту минуту появился венец из света. Его увидел и в своей келье Павел - он понял тогда, что закончился жизненный путь его ученицы.
К тому времени почитание Ксении в Миласе было настолько велико, что целую неделю не погребали ее тело, люди шли не переставая, проститься, шли просить о помощи. Тогда же многие и получали исцеление от своих болезней.
А ещё в честь Ксении Миласской получила имя другая святая - наша русская Ксения Петербургская, которая тоже променяла жизнь в комфорте на... мало, кто может понять на что они променяли сытую и богатую жизнь.