Конечно же, это персонаж литературный, но зато это и человек, и произведение, и образ.
1. Евгений Онегин родился в Петербурге в 1795 году. Легко посчитать, если внимательно читать. А значит для Пушкина это был старший товарищ. Кстати, старшим он был и для Ленского. У них разница в возрасте восемь лет, как, впрочем, и с Татьяной. Видимо поэтому юношеская горячность так диссонировала с холодностью повидавшего жизнь Евгением.
Евгений Онегин по версии нейросети
2. Если спросить человека, какими словами начинается произведение Евгений Онегин, то чаще всего можно услышать: "Мой дядя самых честных правил...", но редкий знаток ответит, что "Не мысля гордый свет забавить".
3. Но ещё есть и эпиграф в самом начале. Видимо, Пушкин не нашел нигде ничего подходящего, поэтому придумал его сам. Написал на французском, якобы это из письма какого-то. Но фактически, именно этот сочиненный им эпиграф и является началом произведения. На русском он звучит так:
"Проникнутый тщеславием, он обладал еще той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может, мнимого".
4. Чтобы судить о том, насколько "поверхностным" был человеком Евгений Онегин, вспомним, что он знал латынь настолько, что мог понимать смысл эпиграфов, поддерживать разговор о древнеримском поэте Ювенале. Он "бранил" Гомера и Феокрита, а значит, как минимум, прочел что-то из их произведений. Кроме того, он разбирался в экономике на достаточно серьезном уровне, изучая труды основоположника экономической теории и политэкономии Смита, а это, я вам скажу, не телеграм-каналы полистать. Ну и знал "не без греха" из Энеиды два стиха. Не предлагая Вам оценить произведение Вергилия в оригинале, каким его помнил Евгений, предложу всего четыре строчки запомнить на русском языке:
"Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои -
Роком ведомый беглец - к берегам приплыл Лавинийским.
Долго его по морям и далеким землям бросала
Воля богов, злопамятный гнев жестокой Юноны".
5. В произведении есть таинственный персонаж. Это "мы". Пушкин его вводит сразу и потом постоянно он фигурирует. Казалось бы, легко понять, имеется в виду автор и читатель. Но эта теория работает далеко не всегда. Например, Онегин не мог отличить ямба и хорея "как МЫ не бились". Простите, но я, читатель, не занимался поэзией с Евгением. Может, имеется в виду, автор и Онегин? Но смотрим тогда: "В своей одежде был педант, и то, что МЫ назвали франт". Потом автор сообщает, что именем Татьяна "страницы нежные романа Мы своевольно освятим". Есть просто шикарная версия, что рассказчик в романе - это не Пушкин, а ещё одно действующее лицо. Именно этот персонаж был знаком с Онегиным, занимался с ним поэзией и прочее. Но рассказчик не может быть в отрыве от самого Пушкина, поэтому и используется это "МЫ". Ну, в самом деле, не о себе же поэт во множественном числе!
6. Начал произведение Пушкин в ссылке в Молдавии, а закончил произведение в ссылке в Болдино. Ох, и полезные были эти ссылки, а вот пребывание в Петербурге, прямо скажем, оказалось вредным. И правда "но вреден Север для меня".
7. Множество стихотворений Пушкина, которые мы с вами учили в школе, представляют собой не отдельные произведения, а отрывки из "Евгения Онегина". Не поленимся и перечислим несколько: "Уж небо осенью дышало", "Опрятней модного паркета", "В тот год осенняя погода", "Зима, крестьянин торжествуя", "Гонимы вешними лучами", "Вот, север тучи нагоняя".
8. О том, что для Пушкина написание "Евгения Онегина" было чрезвычайно серьезное дело, можно судить не только по тому, что он семь лет его писал, но и по той причине, что специально для произведения классик изобрел новую, особую, "Онегинскую строфу". Изобрел, опять же, не с потолка, не по наитию, а путем совмещения размера шекспировской строфы, с упорядочением рифмовой схемы Петрарки. А то, что получилось, он ещё и модернизировал на свой вкус в части построения пар рифмы. Вот и получилось то, что так легко читается, а главное - запоминается. От того, видимо и п.7.
9. Имя Татьяны, Владимира, Ольги были выбрано не случайно. Хотелось автору, чтобы имена не имели особых форм в других языках. Как, например, Елизавета могла бы быть Элизабет, Эльжибет и т.д. А эти три имени в любом языке звучат примерно одинаково. А Евгений? Тут смысл иной. Евгений имеет формы в других именах, но как пишут лингвисты, историки литературы, в те времена это имя имело некий стереотипный образ. Евгений в представлении той поры - человек со сложным внутренним миром, даже не от мира сего, с элементом инфернальности. Не зря же Евгением назвал Пушкин и главного героя "Медного всадника".
10. Этот роман, который стал одним из главных произведений не только русской, но и мировой культуры, Пушкин начал писать, когда ему было всего 24 года.
11. Онегину, которому нравилось бывать сразу на всех культурных и светских событиях, очень понравилось бы, что его теперь можно встретить и в библиотеках, и в книжных магазинах разных стран, и в театре, и в опере, и в кино, и в серьезных научных исследованиях, и даже в мультфильмах.
Ps/ сегодня звучит весьма неоднозначно такое описание быта Онегина:
"Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад".