Великопостная история. Правда, не православная, но очень поучительная.
На рубеже 15-16 веков жил такой Иоганн Тецель. Был он монахом доминиканского ордена, даже возглавлял монастырь.
Видимо, этот человек больше заботился о спасении душ других людей нежели своей. Потому и бросился с головой в дело продажи индульгенций.
Напомним, в те времена, в католической церкви практиковалась практика объявления о прощении грехов человеку, если тот готов заплатить за это. В обмен на деньги выдавался документ, как раз, та самая индульгенция.
Для того, чтобы обзавестись этой справкой даже в храм не надо было идти. Например, папа Римский дал право торговли индульгенциями банкирскому дому Фуггеров. Доход с Римом торговцы разделяли 50/50.
Ну и монастыри, конечно, тоже не были в стороне. Активео предлагали кающимся грешникам.
Представьте себе это Средневековье: войны, чума, антисанитария. Продолжительность жизни поимерно сравнима с тем возрастом, в котором некоторые наши современники только впервые вступают в брак. Образования у простых людей фактически никакого.
Откуда им зародить сомнения в том, что грехи прощаются за деньги? Это сегодня каждый из нас (при желании) может обзавестись Библией, даже прочитать ее, ознакомиться с трудами Отцов Церкви. Может послушать проповеди современных священников по ТВ и в интернете.
А в то время в Европе: служба церковная только на латыни, прповеди на латыни, Библия и книги церковные тоже на непонятном языке. Правда думаете, что в немецких или французских городах и селах люди владели латинским?
А индульгенции продавали вполне на понятном языке. Упомянутый ранее монах Тецель обладал превосходным красноречием, мог любого убедить, что лишь индульгенция избавит от вечных страданий в Геене огненной. И люди шли, покупали.
Тецеля не надо было искать, он приезжал в город, на главную полощадь, там и выставлял свой «товар».
Люди, конечно, интересовались качеством, спрашивали. Он разъяснял терпеливо какая сумма спасает от какого греха. Естественно, убийства дороже нежели чревоугодие. А гордыня дороже жадности. Любой мог найти решение для своего набора грехов.
А вот, подошел какой-то рослый детина и с хитрым прищуром спросил: «можно ли купить прощение будущего греха?». Доминиканец не спасовал, разумеется продал и на будущее прегрешение прощение. Нет такого греха, на который бы Иоганн не нашел справки.
Довольный Тецель возвращается после успешного дня в монастырь. Столько душ «спас»! А на него разбойники напали, забрали все деньги, да и прочее, что с собой было. В одном из нападавших испуганный монах узнает того, с площади, которому продал прощение на еще не совершенный грех. Тот разбойник с улыбкой сказал: «На то я прощение и купил у тебя».
Оставим в покое Тецеля, он уже там, где по его мнению принимают эти индульгенции, есть возможность личнл убедиться, насколько котируются его справки.
Именно эта маркетизация Церковных дел и привела к появлению Лютера и будущему расколу Западной ветви христианства. От индульгенций отказались, но поздно.
И вот, что интересно. За деньгм люди массово шли искупать грехи, а сегодня, когда в церкви проповеди на понятном языке, когда молиться, исповедоваться в грехах, причащаться можно бесплатно, желающих искупать грехи не так много.
Конечно, Иоганн Тецель, новым своим мнением о прощении поделиться, увы, не может.
***
Так проще ли прощение грехов заполучить, если денег много накопить? Количество денег вовсе не равнозначно спасению: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.»
Так, может все же надо тогда пойти у бабушки-старушки ниточку попросить красную, грехи прощающую? Тоже не получится. Вспомним другие слова Иисуса «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.»
Как вы понимаете, речь в этой статье не о католиках, не об индульгенциях, а о тебе, обо мне. А кто считает, что сам не такой, вспомни притчу о мытаре и фарисее.
Спасибо за прочтение. Ставьте лайк, подписывайтесь.
Ну и все наши ссылки здесь:
Elevenecu at Taplink
taplink.cc