Как появился Медный всадник

Feb 28, 2024 09:57


Этот памятник - один из самых известных символов Санкт-Петербурга, а еще очень мистический объект, который уже несколько веков привлекает внимание жителей города, его гостей. Помните, Евгений из поэму Пушкина "Медный всадник" убегал от преследовавшего его ожившего памятника? Это не просто выдумка. В городских легендах время от времени возникает идея, что Петр на коне не просто установлен, что следит за порядком. Когда надо, может и наказать очередного негодяя - не зря очевидцы утверждали, что видели следы огромных копыт на влажном песке.



Но перейдем всё же к более прозаичным темам. Кто установил памятник этот? Ну все же знают, что Екатерина II. На камне даже надпись есть: "Петру Первому Екатерина Вторая". Надпись очень хорошо сформулированная. Показывает, что императрица ставит себя в один ряд с самим Петром, пропуская всех тех, кто был между ними. А это, между прочим, шесть правителей.

Публицист Владимир Михневич в 19 веке писал, что памятник родился не на пустом месте, вдруг зачавшись в мыслях Екатерины. Идею величественного постамента вынашивали на протяжении нескольких десятилетий, но все как-то руки не доходили. Активно идею форсировать стала дочь Петра Елизавета, но идея и тогда уже была не нова. Впервые о статуе заговорили ещё при живом императоре, примерно тогда, когда он таковым стал числиться. Петр Алексеевич не возражал. Понимал, что для дела надо.



Правда, у Петра была другая задумка. Видел он себя не всадником, а скульптором, который стоит на коленях перед огромным камнем из которого он ваяет Россию. Уже видны колонны, флот, военные орудия, здания узнаваемые. Наверху парят ангелы. Говорят, даже печать такую он изготовил и личную переписку отмечал ею. Но памятника такого не сделали. Негоже правителю на коленях быть, пусть даже перед Россией.



В 1723 году Растрелли предложил идеи двух памятников. Пеший Петр планировался к установке на Васильевском острове, а конная статуя на берегу Невы, где сегодня Воскресенская набережная. Еще рассматривался вариант установки колонны, на которой бы отображались достижения царствования Петра. Самой высокой должна была быть именно пешая статуя. Высота ее предполагалась около 20 метров (для сравнения - Медный всадник вместе с постаментом - 10,5 метра).

Но Пётр умер, потом и жена его вскоре. Дальше наступила реакция, когда у руля были недовольные реформами московские кланы, потом череда дворцовых переворотов. Вспомнила о Петре лишь Елизавета, но реализовать задуманное не успела. Екатерина Вторая, которая и родственницей первому императору не была даже по крови, но стремилась построить линию своей легитимности и преемственности, этот проект исполнила, заботливо подхватив елизаветинскую идею.

Тот конный памятник, который изготовлен Мартелли (по эскизу Растрелли) по заказу Елизаветы, не понравился новой императрице. Долгое время он пылился по различным углам. Лишь Павел Первый установил его перед Михайловским замком, благодаря чему, мы можем видеть фактически тот памятник, который создан на основе эскизов представленных когда-то ещё самому Петру.



Памятник Петру у Михайловского замка

Да, Екатерина нашла эту скульптуру не той торжественности, не того масштаба, который полагается по статусу основателю империи. Исходили из таких постулатов, которые с подачи императрицы сформулировал и представил Сенату Бецкой:

  • Россия - самое большое государство в мире
  • Петр Первый - более других правителей трудился во благо народа
  • Памятник воздвигается государынею, следующей по стопам Петра
  • Загробная похвала чужда лести

Вот. То есть, вы понимаете, памятник должен был показать величие не только Петра, но и Заказчика.

Дело было поручено князю Голицыну, который должен был найти в Европе мастеров соответствующего масштабу уровня. Был найден скульптор Этьен Фальконе, который подходил по требованиям.



Это, разумеется, он в молодости. К нам он приехал уже лет на 20 старше

Этьен Морис Фальконе. Родился в Париже в 1716 году. Член Парижской академии. Мастер скульптур. Его работами восхищался Дидро. Среди заказчиков была сама фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, германские герцоги, французские аристократы.

Мастеру посулили 200 тысяч франков, но не сразу, а частями. Работу предполагалось сделать за восемь лет, вот в год и обещано по 25 тысяч. Это не считая содержания Фальконе и его спутников помощников.

Француз же относился к делу предельно серьезно. Он неоднократно говорил, что эта работа стоит всего, что он делал ранее. Воспринимал этот памятник как главное произведение его жизни. А императрица Екатерина лично обсуждала с ним, какой должна быть композиция. Правительница защищала скульптура от "ценных рекомендаций" вельмож, которые регулярно направлялись Фальконе. Особенно пытался влезть в креатив Иван Бецкой, который то указывал, какой стилистике следовать, то чинил мелкие проблемы, мешающие исполнить задуманное в срок.

"Презирай болтунов, будь между ними и почтенные люди"

Она доверяла профессионалу. Верила, что он слышит её, понимает задумку, хотя она не могла ни нарисовать, ни как иначе изобразить того, что рождает её фантазия.



И.И. Бецкой

Сколько же возмущения вызвала придуманная Фальконе змея, которая вьется у лошадиных копыт. Приближенные к императрице и, конечно же, Бецкой требовали непременно убрать это бесстыдство. Даже сама Екатерина засомневалась. Настолько сильно убеждали её, что аспид едва ли не оскорбляет память Петра. Но всё же решила, что художнику виднее образ. Разрешила оставить.

Модель статуи появилась в 1770-м году. До открытия памятника оставалось ещё целых 12 лет. Почему так долго? Во-первых, скульптура не маленькая, а во-вторых, никак не могли найти того, кто взялся бы за отливку в бронзе. Не было таких мастеров в России, сложно было найти и в Европе. Фальконе сказал, что тогда сам займется этим делом, но его снова подрезал своим Бецкой. В итоге четыре года проект простаивал, а в итоге все равно пришлось самому французу стать литейщиком, пройдя соответствующую подготовку. Может, и не зря Бецкой сомневался. Литье оказалось не вполне удачным, расплавленная медь растеклась из форм наружу. Голова Петра, верх коня оказались не вылитыми. Пришлось их отдельно изготавливать.

Что интересно, голову Петра лил не сам Фальконе, а его ученицей Мари-Анной Колло. Екатерину это очень впечатлило. Она сделала много других заказов женщине, возвела ее в ранг академика Академии художеств.



Мари-Анна Колло. Портрет Пьера-Этьена Фальконе

А чтобы конь получился натуралистичным, Фальконе выбрал несколько самых красивых лошадей и приказал ездить перед ним на них, чтоб он мог отметить все анатомические подробности животных.

Кстати, Мари-Анна Колло и сын скульптора, художник Пьер-Этьен Фальконе сблизились во время работы. Даже поженились, но вскоре женщина бросила мужа. Художник оказался мотом и домашним тираном, жестоко обращался с женой.

Кстати, француз не верил, что можно найти такой единый цельный огромный постамент, на который можно водрузить памятник. Предлагал взять 12-16 камней вместе слить, сковать. Но по приказу государыни наши люди могут найти все что угодно. Казенный крестьянин селя Лахты по имени Семен Вешняков нашел этот "камушек".

Огромная цельная скала была покрыта пяти сантиметровым слоем мха по всей поверхности. Весила до 125 тысяч пудов. Современник Логин Бакмейстер писал, что эта скала называлась Гром-камень потому что пережила удар молнии. А ещё утверждал, что этот камень часто рассматривал сам Петр Первый. Располагался он недалеко от современных нам Юнтолово, Конной лахты и Ольгино. Доставляли его почти полгода, шагов по 25 в день. Это и по нашим меркам дело непростое, а для 18 века и вовсе уникальнейшее предприятие. Впрочем, про Гром-камень и его доставку следует говорить отдельно.



Фальконе не увидел открытия памятника. В 1778 году он уехал из России. Не очень ровно. Бецкой всё убеждал его, что памятник будет переплавлен, что качество императрицу не устраивает. Через пять лет француза разобьет паралич, последние несколько лет своей жизни он проведет в бездействии, что есть сущее наказание для творческого человека. Медный всадник стал действительно главным делом его жизни.

Памятник был открыт в 1782 году. Снова не просто так выбран год. Да, конечно, это 100 лет со вступления на престол Петра Первого, но это и двадцатилетие воцарения самой Екатерины. Снова она подчеркивает связь с императором.



Иван Бецкой получил орден св.Владимира за труды, связанные с созданием памятника. Как утверждает историк Михневич, сооружение памятника обошлось казне в 424 610 рублей. Нашел информацию, что корова в те годы стоила около 8 рублей, значит примерно 53 000 коров. Неплохое стадо. Но нам, потомкам, памятник важнее.

Спасибо за прочтение. Ставьте лайк ).

Рекомендуем также нашу книгу про императора Ивана VI  и его эпоху: «Последний Иван на престоле. Рождение, жизнь и смерть под властью женщин».

11 ЭКЮ, искусство, Российская Империя, культура, император, история России

Previous post Next post
Up