Французская революция усугубила давнюю выстраданную проблему взаимоотношения сословий. Третье сословие, которое вмещало себя всех, кроме дворян и церкви, требовало ликвидации остальных. Претензии были в первую очередь экономическими: дворяне и церковь не платили налоги, всё бремя ложилось на буржуазию, рабочих, крестьян. К тому же особенность католических обрядов, не позволяющие священнослужителям вступать в брак, не отвечало духу свободы и требовало решения. В частности, решать этот вопрос в юридической плоскости предлагал де Вильнёв. Это, что касается общества.
Для двигателей революции церковь могла стать сосредоточием инакомыслия, альтернативных идей. Новая предлагаемая идеология должна была захватить не частичку человека, а его разум, сердце целиком. Поэтому ликвидация сословий стала отращивать себе отдельный рукав по борьбе с христианством.
Борьба с христианством во Франции
Всё начиналось с достаточно далеких от вероучений вопросов, отобрали у церкви земли, а затем церковь объявили государственным институтом, выведя из-под власти Папы, легализовали разводы, а регистрацию рождений, браков, смертей отдали государству. Но аппетит развивается во время еды. Началась уже пропаганда вредительства со стороны священников, их обвиняли в контрреволюционных действиях. Священники становились жертвами расправ, а в ноябре 1793 года и вовсе запретили богослужения, а храмы отобрали на нужды революции.
Но построить атеистическое общество - дело непростое, а фактически невозможное. Поэтому стали возникать квазирелигиозные культы. Первым из них был Культ Разума.
Звучит, конечно, красиво, современно. Человек велик, у него есть разум, он не нуждается ни в каких высших силах. Давайте же вместе думать, размышлять, познавать мир. Но столь амбициозный проект разбился о суровую действительность. Новые адепты этого культа стали заниматься тем, что собирались в бывших церквях, били себя в грудь, отрекаясь от религии и Бога. Этого же мало, нужно настоящее шоу, поэтому приносились кресты, иконы - над ними глумились, ломали. Приводили священников, которые публично каялись перед народом, тоже отрекались. Кульминацией стало провозглашение оперной певицы Терезы Обри ни много, ни мало - богиней Разума. За то, что так блестяще сыграла роль богини Свободы.
Ты прелестью и славою цвела;
Народ кричал: «Хвала из рода в роды!»
Твой взор горел; богиней ты была,
Богиней Свободы!
Пьер-Жан Беранже
В общем, в Культе Разума было всё кроме торжества разума. Посему даже у самих французов, за исключением толпы иступленных фанатиков, это новое религиозное движение вызвало неприятие.
Параллельно развивался другой культ, посвященный некоему Верховному Существу. Тут нужно было разделять все революционные идеи и соответствовать требованиям нового революционного порядка. Гражданственность и республиканская мораль были главными ориентирами этой новой религии, а Верховное Существо должно было поначалу покровительствовать, а позже и просто свидетельствовать их соблюдение.
Что удобного было в этих культах, так то, что они существуют лишь прилюдно. В христианстве Бог видит тебя везде, знает все твои дела и мысли, а тут достаточно того, что ты прилюдно их исповедуешь. Дома можешь хоть сам себе поклоняться, просто делай это за закрытыми дверям и окнами.
Поэтому ни культ Разума, ни культ Верховного существа не воспринимался всерьез французами. И на фоне запрещенных церквей, тысяч отрекшихся священников, люди стали понимать, что происходящее лишь часть единой революционной истерии, не имеющее ничего общего с вопросами веры и наследования Вечной жизни, в которое они верили с рождения. Поэтому особо хитрые стали спрашивать, почему ж нельзя верить во что мы хотим, если объявили всеобщую свободу?
Празднование культа Верховного существа
Робеспьер услышал эти чаяния, сначала запретил насилие за исповедание каких-либо культов. Весной 1794 года были казнены основатели Культа Разума. Но Культ Верховного существа уж очень удобен был для лидера Революции, он не хотел от него отказываться, он даже согласился включить в его идеологию понятие бессмертной души. В нем стали проступать мотивы про помощь ближнему, защиты угнетенного, чтобы сделать максимально похожим на христианскую проповедь. Такая религия не была нужна истинным христианам, такая религия стала неинтересно радикальным революционерам. Чем больше насаждалась, тем больше ассоциировалась с одним лишь Робеспьером, а его дни уже были сочтены. В июле 1794 случилась казнь главного идеолога. Религия этого не пережила.
Франция вернулась к христианству. Закономерный итог, которым заканчивается любое искусственное насильственное насаждение. Вера она больше чем просто символы. Чтобы подменить её, людям следует предложить тонко и аккуратно полноценную гражданскую религию. Наши революционеры были здесь умнее.