Многие из наших читателей не представляют своей жизни без музыки. Это следует хотя бы из того интереса, который проявлен
к нашим тестам на музыкально-песенную тему. Редко кто сегодня не критикует современную музыку, - явление это не новое. Помню в далеких 80-х поколение людей, родившихся в начале 20 века очень не любили популярную тогда эстраду. И если углубиться дальше, то и музыка 60-х не нравилась людям, слушавшим когда-то "В парке Чаир" или Вертинского.
Но в наше время музыка быстро видоизменяется. За один двадцатый век мы прошли путь от Шаляпина до группы "Стрелки", хотя может быть, они Федору Ивановичу и понравились.
Но в прежние времена музыка дольше хранила свои каноны. Сейчас мы копнем очень глубоко. На тысячи лет вглубь. Как появилась музыка, легко догадаться. Древний человек издал звук (хоть губами, хоть камнями), повторил его несколько раз - чем обратил на себя внимание, а далее появились подражатели и развили этот талант до современной нам Клавы Коки.
Но в те древние времена, вот эти повторяющиеся в определенной последовательности звуки стали затрагивать какие-то глубинные чувства человека, доселе неизвестные. Потому и появилось мнение, что музыка стоит весьма близко к религиозным чувствам. Вот и у египтян древних музыкальными сентенциями сопровождали рассказы из жизни богов.
В долине Нила музыкальное творчество сильно развилось. Появились там и гимны богам и тематические песни. Пели в одиночку, пели хором. Песнопения рождались при дворе, где были собраны сказители, музыканты, а затем расходились дальше от вельмож, писцов к простым ремесленникам и крестьянам.
И ведь, что хорошо, египтяне старательно фиксировали все события своей жизни для нас, потомков, именно в древних памятниках и находим сведения о музыкантах той поры. Думаете имен не знаем?
Вот, пожалуйста, Хуфу-анх. Имя, скорее всего, - псевдоним. Посвящение правителю. Но о жизни его знаем, что человек выучился играть на флейте, хорошо пел. Долгое время радовал фараонов своими талантами. Постепенно он стал реализовываться и как руководитель придворного музыкального коллектива. Тогда не существовало званий народного или заслуженного артиста, потому за труды Хуфу-анх был удостоен памятника неподалеку от пирамиды фараона Усеркафа, чей слух он, вероятно, и услаждал. Жаль, конечно, что не сохранилось записей с концертов этого исполнителя, не можем оценить.
Всё, что сегодня выдается за мелодии Древнего Египта - лишь фантазии на тему. А уж о песнях, что и говорить. Не можем мы познать созвучия текста, ритма и мелодики той поры. Лет десять или более назад активно обсуждалась новость, что "британские ученые" выяснили, что древняя керамика, якобы может хранить в себе записанные звуки, которые были вокруг, когда она была ещё в мягком состоянии. Объяснялось, что звуковые колебания, оставляли следы на мягкой глине и сохранялись при затвердевании. Обещали, что смогут прочесть их как с пластинки. Но, как вы понимаете, дальше газетного сообщения дело не пошло. Может быть, это какой-то журналист-фантаст придумал. А то, конечно, интересно было бы послушать арфиста Кахифа-и-Дуатенеба, например.
Захоронения древних египтян несут в себе свидетельства того, что и среди простолюдинов были арфисты. Музыканты уже тогда собирались в целые коллективы, включавшие в себя и певцов, и танцоров, и музыкантов. В одном ВИА совмещались и щипковые, и духовые, и ударные инструменты. Использовались и различные бубны, трещетки. А кому уж совсем не хватило инструмента, мог просто хлопать в ладоши.
Да и сами музыкальные инструменты на разных барельефах отличаются не только видами, но и размерами, формами. Одна только арфа видоизменяется многократно. Некоторые изображения передают даже разницу в толщине струн. Из всего этого можно сделать вывод, что музыка была в Древнем Египте очень разнообразна и могла приспосабливаться под настроения, предпочтения, тематику события, в рамках которого ей предстояло звучать.
Музыкальный женский коллектив Древнего Египта
Это ж кажется только нам, снобам 21 века, что древние люди были очень недалекие и простые умом и характером. А они ничем не отличались от нас. Наверняка звучала музыка и на свадьбах, на похоронах, на торжественных государственных праздниках, да и просто во время работы или вечером после ужина, какой-то первый арфист на деревне, заправски вскидывал арфу и запевал, что-то очень по-египтянски душевное.
И музыка Древнего мира, конечно, была бы для нас более понятна и близка, чем иные сложные классические произведения 18 века. Так и развивается искусство - от простого к сложному и обратно.