В 18-м веке Дамаск был частью Османской империи, но городом правила местная династия, а не кто-то пришлый из других земель. Между тем, это далеко не гарантирует, что местный лучше позаботится о регионе. Пример тому Асад-паша из клана Аль-Азм, который возглавил город в 1743 году. Сложно найти, что не ухудшилось за те, 14 лет, которые он возглавлял Дамаск.
Дамаск в наши дни
Начать можно с того, что армия превратилась во враждующие между собой отряды, которые переманивали на свою сторону местных жителей. А народ и боялся кого-то поддержать, ведь другая сторона за это отомстит поджогами и грабежами.
Асад-паша поддерживал цены на продукты высокими, даже в урожайные годы, чтобы обеспечить себе стабильное поступление доходов. Его семья владела местным зерновым бизнесом, поэтому и цена на муку, изделия из неё составляли главный источник доходов правителя. Городские строители были направлены все на строительство дворца для великого руководителя. Все остальные стройки были заброшены. А когда не хватало строительных материалов, то разбирались жилые дома обычных граждан, которые были бессильны против этого беспредела.
Azm Palace (Azem Palace) - тот самый дворец. Фото:
https://i.pinimg.com/736x/31/e8/55/31e855f8cfc37b5b7ccca0eb16f1a1eb--syria-palaces.jpg Всюду процветала коррупция, которая приняла настолько причудливые формы, что исконно консервативный город допустил разгулу женщин с невысокой социальной ответственностью. Причем это были не какие-то скрытые дома терпимости, на улицах Дамаска, по воспоминаниям местного цирюльника, стали разгуливать пьяные женщины с непокрытыми лицами и волосами распущенными. И им никто ничего не мог сделать, боялись солдат. Военные и были главными покрывателями этого беспредела.
Но вскоре народ привык к этому новому классу жителей. Даже стал потихоньку ими восхищаться. Ещё бы. Красивые, наряженные, свободные, смелые женщины. Была даже самая популярная из них по имени Салмун. Стала местной знаменитостью, стала синонимом всего модного и красивого, пишет Юджин Роган. Когда кто-то видел очень красивое платье, то говорили на него "платье Салмун".
Она жила в центре мусульманского мира и не боялась никого и ничего. Пьяная, с ножом в руке, Салмун на узкой улочке столкнулась с местным судьей. Представьте только, она отказалась уступить ему путь. Женщина...судье... Видимо, она была слишком пьяна, а, может, настолько самоуверенна, что на призывы отойти, бросилась на судью. Вреда нанести не успела, но сама поплатилась головой за такое поведение.
Это стало сигналом к началу охоты на жриц платной любви, кого поймали, кто убежал из города, кто спрятался до лучших времен. Благо, что настали они довольно скоро. Снова вышли. Более того, состоялся целый парад представительниц древнейшей профессии. Вроде бы в честь какого-то местного святого, по случаю исцеления любимого солдата одной из них, но это уже детали, а факт в том, что по улицам шла процессия "грешных женщин" с открытыми лицами и волосами. Они пели, били в бубны, несли свечи и благовония.
Запретить их не могли, они появлялись на следующий день снова. Поэтому Асад-паша, правитель города, просто обложил их налогом. Раз нельзя запретить, то надо на этом заработать. А раз можно на этом заработать, то кто ж тогда захочет запрещать.
Фрагмент дворца Аль-Азма
Асад-паша был смещен Османами не по этим причинам. Одной из причин были его несметные скопившиеся богатства, которые следовало забрать, а поводом стало то, что правитель Дамаска не так как полагается, принял османского чиновника. В общем, сняли с поста, забрали сокровища, отправили в изгнание, но по дороге казнили.
Новая власть и время затёрли особенности Дамаска времён Аль-Азма, но его дворец живет и сегодня.
Больше интересного о тех временах читайте в книге
Юджина Рогана "Арабы. История. XVI-XXI вв ".