Что значит быть археологом? Радости и преодоления

Sep 25, 2023 09:03


Симонова Анастасия Александровна, к.и.н, заместитель директора центра археологических исследований МПГУ, член команды Артезианской археологической экспедиции рассказала о том, что значит быть археологом, как в эту профессию приходят, какие есть сложность и радости.



Анастасия Симонова


Профессия археолога

Профессия археолога имеет свою особую специфику. С одной стороны, она овеяна каким то очень романтически ореолом, который появился благодаря фильмам и книгам. Кажется, что археолог -это искатель приключений, который все время попадает в разные ситуации, отыскивает какие то невероятные сокровища, убегает от бандитов и так далее. Кроме того, он очень много путешествует. В самые заброшенные уголки земного шара. Но в реальности археолог - это учёный, который стремится узнать как можно больше о устройстве человеческого общества, как жили люди, какими предметами пользовались, каким богам служили, какие здания строили. А для понимания этого нужно сделать достаточно длинную подготовительную цепочку шагов.

Во-первых, вы должны найти место, где проводить исследования. Сейчас многие экспедиции работают в давно известных местах, где примерно понятен размер памятника, основной массив находок. Но когда зарождалась эта наука, археологам приходилось сначала проводить кабинетные исследования, читать тексты древних авторов, а лишь потом ехать на предполагаемое место и выяснять, прав ли автор. Так была найдена Троя Шлиманом, так был найден и наш памятник, Артезиан, в конце XX века.



Во-вторых, археолог должен понимать с какой целью он копает. Главная цель археологии - введение в научный оборот обнаруженных находок. Это хорошо как для науки, так и для общества. Для этого нужно написать не только археологический отчёт, но и главное - статьи, монографии с анализом находок, выступить на конференции обобщающими выводами о том или ином событии или явлении. То есть археолог должен иметь научное сознание и уметь написать самостоятельную, структурированную научную работу. Для граждан так же важно более простым языком рассказывать о находках. Я считаю эту часть работы археолога не менее важной, так мы можем показать всем людям не только как работают учёные, но и заполнять умы знаниями, сформировать понимание, насколько наша страна богата в плане истории и культуры, развивать чувство гордости за свою страну и своих учёных.

В-третьих, каждый археолог должен владеть методикой проведения раскопок. Здесь важно отметить, что нужно разбираться в земляных работах, понимать как и когда нужно какой либо участок раскопа открыть или же законсервировать, уметь рассчитывать объем работ и количество рабочих рук. Например, на нашем памятнике Артезиане, площадь составляет более 15 ГА. Для того, чтобы освоить такой массив работ нужно огромное количество людей, оборудования, спец техники. Без точного планирования здесь никак не обойтись!

В-четвёртых, археолог должен уметь правильно оформить необходимые документы. Пройдя все этапы от начала сбора документов на получение разрешения на раскопки до сдачи находок в музей и научного отчета. А то может получится ситуация, когда разрешение получили, находки есть, а научный отчёт не написан. Или не сделали ходатайства о принятии в музей находок на хранение. А у вас, например, колонны храма... И хранить негде (не в квартиру же везти), и закон нарушен...

В-пятых, помимо профессиональных и научных умений, нужны скиллы из области коммуникаций, эмоциональный интеллект. В экспедиции всегда есть рабочий персонал, волонтеры, практиканты. Все очень разные, с разным уровнем эмоционального интеллекта, ко всем нужно найти подход. Бывают и конфликты, которые нужно решать конструктивно, по существу, иначе будете вместо работы на раскопе заниматься высказыванием взаимных претензий и руганью.



Анастасия Симонова в экспедиции

Так что археология это не количество экспедиций, где ты побывал, не красивые фото с лопатой или монеткой на ладони, а серьезная наука, а так же и школа Жизни. А археологи - человек, которые постоянно учится, хорошо знает свое дело, но при этом гибкий и понимающий.

Как стать археологом

Когда мне было 10 лет, мой папа поехал в археологическую экспедицию в Узбекистан. Рассказы его меня совершенно поразили, мне тоже захотелось поехать. Но, в нашей семье не принято женщинам вести подобный образ жизни, допустимо быть врачом или учителем. Ну или заботится о семье. Поэтому меня убедили, что археология - это глупость. Тогда же папа подарил мне книгу Керама К. "Боги. Гробницы. Учёные" и она стала одной из моих любимых книг. Я ее зачитала буквально до дыр. Но рядом не было того, кто бы подсказал, как можно развиваться в области истории и археологии, чем можно помочь археологам, не только в экспедиции, поэтому желание поехать на археологические раскопки угасло более чем на 30 лет. За это время я окончила исторический факультет и стала заниматься историей раннего христианства на Руси. Но во время исследований я часто обращалась к археологическим находкам, которые не только дополняют письменную традицию, связанную с принятием Русью христианства, но и возможно, где то даже существенно корректируют сообщения летописца. и я поняла, что я мало знаю о науке археологии, мне нужны более точные знания. И я поехала в экспедицию. Несмотря на сопротивление семьи. И уже 6 лет я в Артезиане. Находка языческого храма Зевса рядом с христианским храмом меня очень волнует и интересует! Жду следующего сезона - христианство в Крыму ещё достаточно неизученный период и для меня очень интересный!

Проблемы в археологических экспедициях

Проблемы. Они бывают каждый сезон. И начинаются они от извечной головной боли нехватки рабочих рук на раскопе до попыток получить финансирование экспедиции и оборудование, которое необходимо для работ. кроме того, археология - это наука, которая сейчас очень бурно развивается, появляется много новых передовых методов от 3D реконструкции до ДНК-анализа. И если вы полгода не отслеживаете находки других, публикации, новые методы - вы уже можете быть "не в теме". Нужен парк технических приборов, нужны специалисты, которые работали в паре с археологами, делились умениями. Так как сейчас очень тесная связь с техническими методами и приборами - нужно постоянно учиться, но часто на это нет ни сил, ни времени, ни средств. Ну и ресурсы экспедиции - постоянно требуется ремонт аппаратуры, машин, приборов, инфраструктуры лагеря. В этом году экспедиционная раритетная машина ГАЗ-51 подверглась практически полному восстановлению от машины-донора, спасибо нашему водителю! А подобных машин у экспедиции не одна, и все требуют ремонта. Кроме того, постоянно требуются узко профильные специалисты: это художники, антропологи, реставраторы, 3D-художники, операторы дронов и т.д.



У археологии есть и общие проблемы, с которыми сталкиваются археологические экспедиции, наша не исключение. В первую очередь, это нехватка квалифицированных молодых кадров. Молодежь крайне неохотно идет в науку, потому что они не видят перспектив для своего дальнейшего будущего, где они смогут найти работу. Да и рабочих мест в археологии крайне ограниченное количество. Проблемы с археологическим образованием - направлений, где археологии можно учиться практически нет. Например, в нашем Вузе нет магистратуры по этому направлению. Хотя в молодежной среде интерес конечно есть. Молодежное волонтерское движение в этом направление несомненно развивается и это вторая проблема отечественной археологии. То движение, которое сейчас имеется - это скорее археологический туризм - приехал, поработал в одной экспедиции, на следующий год в другой экспедиции и считаешь себя археологом. А на самом деле квалификации хватает чтобы просто выполнять низкоквалифицированную работу (копать грунт). Опасность заключается в том, что не формируется научное сознание и осознание ответственного отношения к выполняемой работе. Мысль только о заработке. Да, спасательные экспедиции (как правило они проводятся перед крупной стройкой и требуется археологическая экспертиза), таких людей сразу же разбирают. Они начинают хорошо зарабатывать. А наука и экспедиции теряют возможный кадровый потенциал. Другая опасность в том, что подобные организованные группы молодежи могут заняться и «черной археологией», уже об этом ходят разговоры в интернете - почему только профессиональные археологи могут копать, нужно всем дать возможность. Это приводит к расхищению культурных ценностей нашей страны, обеднение ее истории.

Яркое происшествие

Запоминающийся момент - наводнение, которое в 2021 году случилось в районе Керчи и окрестностях. Наш лагерь в Артезиане тоже подтопило. В результате наводнения мы увидели древнюю реку, на которой стоял древний Артезиан во всей полноводной красе. Стало понятно, как эта река когда-то текла и почему Артезиан считается крепостью, которая сторожит водные пути к Пантикапею (Керчи). Тогда, мне кажется, я стала глубже понимать некоторые особенности исторических событий. Наводнение вскрыло нам средневековый некрополь о котором мы не знали, обнажив захоронения. С одной стороны, это нам помогло - мы смогли эту территорию оформить как охранную зону культурного наследия и не дать устроить карьер по добыче песка на этом месте. Карьер уничтожил бы памятник археологии. С другой стороны, часть захоронений было размыто и они погибли. А скелеты погребённых, весело помахивая костлявыми руками, уплыли в Азовское море. Начальник экспедиции, профессор Винокуров Н.И. при виде этого зрелища бегал по берегу бурной новой речки с криками и пытался бросится спасать скелеты. Еле удержали его. Еще я жалею о том, что в прошлом году пришлось уехать ровно за 12 часов до находки части жертвенного комплекса из паросского мрамора. Теперь мы знаем, что он принадлежал храму Зевса Генарха. Я работала как раз именно на этом участке, в месте нахождения плиты и это было очень досадно!



Вопросы преодоления

В экспедиции бывают самые разные случаи. От мелких бытовых, до конфликтных ситуаций. Какие- то ЧП в экспедиции редки, потому что мы очень внимательно и тщательно следим за техникой безопасности на раскопе и вне его. Хотя бывают люди, которые все равно ее игнорируют, но природа Артезиана учит очень быстро. Например, всегда требуем, чтобы на раскопе все были в закрытой одежде и в головных уборах. Я за этим строго слежу и студентов -практикантов отправляю в лагерь одеваться. И все равно бывают 1-2 человека, которые приходят в лагерь с раскопа в состоянии "вареного рака". Не надо забывать ещё, что к нам приезжают городские жители, которые давно живут в комфортной среде, а экспедиция у нас - это полевой лагерь. Тут дикая природа, дикие звери, тяжёлая работа и соблюдение техники безопасности вопрос - жизни и здоровья. Но я всегда держу фокус не на каких-то ЧП, которые происходили в экспедиции, а на находках, на развитии личностных качеств каждого студента и волонтера. Мне запоминается именно это! Так что проблем конечно хватает, но мой девиз по жизни сосредотачиваться на позитиве, рассматривать все ситуации как жизненный опыт и никогда не сдаваться! Делать свое дело и расти над собой. Так меня учили мои учителя А.Г. Кузьмин и Н.М.Рогожин.

Читайте также монографию Анастасии Симоновой "Древнерусское религиозное мировоззрение и ирландская христианская традиция"

Подписывайтесь, ставьте лайк, делитесь мнением в комментариях.

профессия, 11 ЭКЮ, археология, история

Previous post Next post
Up