Николай Борисович Юсупов, один из богатейших людей в России, смотрел на стоявшую пред ним молодую француженку, которую он нанял для работы в России.
Луиза Шевалье была популярной французской певицей, которая поражала всех не только своим чудесным пением, артистическими талантами, сколько сказочной внешностью. Тонкий гибкий стан, милое лицо с правильными классическими чертами, рыжие волосы, большие голубые глаза.
Она несколько лет радовала парижскую публику, окуналась в Революцию, бежала от её нового термидорианского витка. В Гамбурге Луизу и нашли эмиссары Юсупова. Князь заприметил эту даму еще в Париже, но вся эта революционная чехарда мешала выйти на нее с предложением от которого нельзя отказаться. Это была не случайность. Юсупов, как раз, заведовал российскими театрами еще с 1791 года. Приглашал понравившихся зарубежом артистов играть на петербургских сценах.
в одной из театральных сцен
Но Луиза Шевалье была особенной. Да, в первую очередь, внешность. Но князь, хоть и был ценителем женской красоты, был воспитан приличным человеком и за известные границы зайти не пытался, возможно отложив переход в наступление на будущее время. Да и в тот раз приглашена она к нему с мужем. Поэтому знакомство проходило чинно и благородно, без любых намеков и неправильных взглядов.
Николай Борисович рассказал даме, что играть она может только в тех постановках, в которых сама пожелает, что платить ей будут 7 тысяч рублей в год. Выше не было ни у какого другого актера в России оклада. А если добавить, что еще мужу и брату полагалось по несколько тысяч, то прибывшая французская семья могла жить припеваюче.
Муж Луизы был балетмейстером. Но, балетмейстером он был таким же, как, собственно, и мужем. Всё условности. Никаких детей, никакой любви. Крепкое партнерство. Она была витриной, он был агентом, кассиром, охранником, кем угодно.
И вот, мадам Шевалье, о которой сливки петербургского общества столько наслышаны, дает первое представление. Разумеется, первое представление для императорской семьи и самых близких. Все в восторге. На актрису сыплются подарки ошеломленных ею пожилых "искуствоманов". Но главное, что её заметил сам Кутайсов.
Кутайсов
Муж уже предупредил Луизу об этом человеке. Это не галантный и учтивый Юсупов. Кутайсов - турок, мальчишкой взятый в плен и подаренный Павлу для обслуги. Стал брадобреем наследника и настолько окутал своей заботой, что превратился в графа и самого влиятельного человека в стране. Иван Павлович без лишних реверансов предложил мадам Шевалье свое ложе и покровительство, а она с благодарностью приняла.
Кутайсову было тогда под сорок лет. Он женат. Его старшему сыну уже 17 лет. Но он и не думал скрывать этих отношений. Все в Петербурге знали, кто занял сердце этого ненавистного любимца Павла. Знали также, что француженка родила ему дочь.
А на волне любви Кутайсова мадам Шевалье превратилась из популярной актрисы в женщину государственного значения. Она стала устраивать приемы, на которые собирались самые знатные люди, которые на перебой спешили поцеловать её ручку, преподнести подарок, сделать комплимент. За всем этим наблюдал влиятельнейший брадобрей, они знали.
Стоит рассказать про отдельную коррупционную (иначе не скажешь) схему. Актрисе разрешили проводить бенефисы, деньги за которые в полном объеме переходят только ей. Так вот, на эти бенефисы было принято ходить. Более того, продажей билетов ведал муж Шевалье.
И вот, стоит место в театре 50 рублей. Ну или ложа, рублей 100. Но стало хорошим тоном платить не эту сумму, а "немного" выше. Тысячи, сотни тысяч рублей. А почему? Потому что потом список этих проданных мест попадал Луизе, она внимательно читала. И вот, какое совпадение, кто больше всех не скупился, тому потом везло на службе, продвижение какое-то происходило позитивное. А, говорите, театр - бессмысленное занятие.
Ну а что мелочиться, стали уже идти к ней, даже большие чиновники, князья, на поклон, чего бенефиса ждать? Муж Шевалье принимал в приемной, разрешал войти к ней. Она, сродни владычице из сказок, благосклонно выслушивала просьбу, смиренно принимала конверт или украшение, ценой в несколько ее годовых театральных зарплат и обещала помочь. Говорят, помогала. Поэтому, ненавидели, осуждали, называли агентом Наполеона, но шли к ней за решением вопросов, кланялись учтиво.
Есть слухи, что своим родителям, оставшимся во Франции, она не спешила помочь, что мать ей снова и снова писала, выпрашивая денег. Но, видимо, это для Луизы было не в приоритете.
Однажды так случилось, что мадам Шевалье стала еще более влиятельной, ведь до нее снизошел в тех самых смыслах сам император Павел. Пошли разговоры, что он и жениться на ней готов. Вероятно, француженка не сильно сомневалась в этих слухах. Зная свои достоинства, она легко могла себя представить уже и на самой вершине.
Говорят, что она была любовницей и Александра Павловича, но нет. Он был слишком осторожным, чтобы быть там, где переплетаются интересы Кутайсова и его царствующего отца.
Но в одну холодную весеннюю ночь к ней в спальню ворвались офицеры, стали обыскивать её комнаты. Луиза поняла, что произошло что-то страшное, ведь никто никогда себе не мог бы такое позволить.
Павел Первый был мертв, Кутайсов бежал. Что ждет её?
Добрый Александр Павлович разрешил ей просто уехать, со всем имуществом. А этого имущество было столько, что Шевалье могла себе позволить никогда больше не выступать. Никогда не быть больше ни чьей любовницей. После российского императора - любая новая связь была бы понижением, а она привыкла стремиться только к вершине.
Мы не знаем никаких подробностей будущей жизни мадам Шевалье. Есть непроверенная информация, вроде как, её брат рассказывал, что она стала монахиней. Красиво. Достойно. Давайте оставим таким финал этой истории.