Важную тему современного образования, о том, как эффективно учить детей онлайн, читателям канала "11 ЭКЮ" раскрыла Светлана Якушева, Педагог-психолог с образовательным стажем более 30 лет, сооснователь и научный руководитель
Академии Аристотель.
Современное общество уже немыслимо без компьютеров, телефонов: они упрощают работу, оперативную связь между людьми, поиск нужной информации. Меняется общество, меняется и ребенок. Маленькие дети уже свободно «общаются» с различными гаджетами: от компьютерных игр до развивалок. Даже не читающие дети, уже знают: как запустить игру, куда надо нажать, чтобы герой сделал то или иное действие. У них не существует «технического барьера», который есть у некоторых взрослых. Поэтому боязнь цифрового пространства, скорее всего, «сидит» в головах взрослых, особенно тех, кто по работе мало их использует.
Неудачный старт
Во многом, негативный вклад в это отношение к онлайн образованию, внесло школьное дистанционное обучение в пандемию. Ни один из субъектов этого взаимодействия не был к этому готов. В школах не было технической и программной базы для проведения обучения и учителя не понимали: что и как им теперь преподавать. Все, чему их учили в пединститутах, рассыпалось. Подсказать, как сейчас им действовать - никто не мог. Кроме того, не во всех семьях была необходимая техника.
В настоящий момент, дистанционное образование - это неизбежность. Как бы кому-то хотелось или нет, доля ребят, которые переходят на учебу в онлайн-режиме, будет увеличиваться. Это новая реалия современного общества и хорошая возможность для многих получить качественное образование. Единственное, давайте сразу оговоримся, что когда мы говорим о дистанционном обучении, то это не «говорящая голова» и не лекции в ZOOMе.
Как понять, справится ли ученик с учебой онлайн
Чтобы понять, сможет ли заниматься ребенок дистанционно или нет, надо обратить внимание на несколько факторов.
Возраст ребенка
Конечно, чем меньше ребенок, тем сложнее ему будет заниматься. Иногда маленький ребенок психологически не готов: тетю в «компьютере» он воспринимает как «в телевизоре: могу пойти заняться своим делом, а потом вернуться». Даже при условии включенной камеры - есть барьер, который ребенку иногда сложно преодолеть. Но исследования последних лет показывают, что уже младший школьник готов заниматься онлайн.
Состояние здоровья и утомляемость
Основные критерии состояния здоровья, на которые стоит обратить внимание - это нет ли проблем со слухом, зрением и опорно-двигательным аппаратом. Также следует выяснить, насколько сильно ребенок устает от гаджетов. Сколько он может высидеть перед экраном в работоспособном состоянии? Все эти личные качества ребёнка могут повлиять на возможность дистанционного обучения.
Особенности поведения
Необходимо понять: как ребёнок будет вести себя перед экраном, насколько им можно управлять через экран. Есть ли у него проблемы с поведением: внимание рассеянно, нет усидчивости; может он непослушный, невнимательный или гиперактивный? Если ученик не может усидеть на месте, то от онлайн-образования следует отказаться.
Ребенок готов, но есть ли прок?
В настоящий момент разрабатываются и внедряются инструменты, позволяющие качественно проводить учебный процесс. Дистанционное обучение как перенос учебников, рабочих тетрадей, методичек в цифровое пространство не работает. Здесь необходимо изменение самой технологии обучения, видов заданий; их последовательности, перестройка всего процесса, включая: подачу учебного материала, вид заданий и контроль успеваемости.
Насколько эффективны занятия онлайн по сравнению с обычными школьными занятиями, и насколько эффективно будет дистанционное обучение, зависит от нескольких факторов, зависящих как от стороны, которая осуществляет обучение, так и со стороны родителей.
Со стороны обучающей организации:
- Как построено обучение;
- Какие технические и программные средства используются;
- Как происходит взаимодействие ученика и учителя во время занятия: как организован зрительный контакт преподавателя с учеником, не пропадает ли ощущение занятия;
- Видит ли учитель в реальном времени, что делает каждый обучаемый ребенок, собирается ли онлайн информация о всех выполненных заданиях ребенка во время занятия;
- Как происходит контроль успеваемости, и как организована техническая и методическая помощь родителям.
Со стороны родителей:
- Обеспеченность всей необходимой техникой, включая планшет, стилус, шумоподавляющие наушники и накладки на сиденья.
- Как организовано рабочее место ребенка: отдельная комната, рабочий стол, контроль за тем, чтобы не были открыты дополнительные вкладки на компьютере или в других гаджетах.
- Насколько ребенок мотивирован. Мотивация - важная составляющая дистанционного обучения. Необходимо заранее оговорить с ребёнком, как будут проходить занятия; что необходимо от ребенка и почему.
- Организация и контроль самих занятий.
При дистанционном обучении эти функции во многом берут на себя родители. Если мама за три минуты говорит ребёнку, играющему в планшете в какую-то игру, что у тебя через три минуты занятия, то он просто может не успеть переключиться и настроиться на занятия. Ребенок еще мыслями в игре, а тут надо закрывать игру и включаться в занятие.
На что обратить внимание при выборе школы или курсов
Перестройка обучения коснулись, прежде всего, подачи материала на занятии. Современные дети сейчас хорошо усваивают информацию, которая подается в виде коротких роликов, если они имеют эмоциональную окраску, и это должно использоваться при дистанционном обучении. Никаких лекций преподавателя у доски!
Изменилась интенсивность ведения занятия. Важно, насколько продумано построение урока. Ребенок без «дела» не может быть более 1-2 минут. Никакие взгляды учителя или его повышение голоса здесь не помогут. Нет действия - ребенок «улетит», причем независимо от возраста. Здесь работают законы внимания и восприятия.
Невозможность в любой момент, если надо, написать объяснение на доске, привела к необходимости продумывать ВСЕ возможные сценарии ДО начала занятия, готовить этот материал заранее. По-хорошему, в подготовке занятия теперь участвует не только учитель, но и методист, понимающий, что такое занятие в онлайн пространстве: как оно строится, знающий законы детского восприятия информации, программист, который это все реализует.
Также важно в каком виде даётся домашнее задание ребёнку. Появилась новые возможности теперь можно, небольшими роликами перед выполнением домашнего задания, напомнить изучаемый материал. Если они сделаны с учетом возрастных особенностей восприятия учебной информации, то их эффективность намного превосходит задание «прочитай параграф».
Кроме того, в онлайн-обучении есть интерактивные задания, которые в реальном времени настроены «подтолкнуть» ребенка к решению задания. Немаловажную роль играет и возможность сразу же получить обратную связь: правильно ли выполнено задание. Причем, это не просто «посмотреть в ответах», а увидеть и сравнить само решение. В хороших системах дистанционного обучения, учитывая восприятие ребенка, решение прописывается так, как ребенок должен был бы его выполнить. Именно такой формат, а не длинный напечатанный текст пояснений, позволяет ребенку увидеть, где он ошибся, о чем не додумался. Опыт показывает, что даже учащиеся с невысокой мотивацией, повторно проходят это же задание и добиваются его 100% выполнения. Всё это невозможно при традиционном обучении.
! Напоминаем, что хорошо бы поставить лайк и подписаться на канал «11 ЭКЮ» - так мы чаще будем радовать вас новыми интересными материалами )