Наш постоянный читатель Андрей Гуков из города Славянск-на Кубани периодически балует нас душеполезными историями из жизни русских святых. Несколько прошлых были посвящены княжеским персонам, а теперь он расскажет вам об уникальных в своем роде, о праведных мирянах Марии и Иоанне.
Эта святая семейная чета не основывала монастыри, не совершала каких-то исключительных подвигов благочестия, не претерпела мук за Христа, но все же канонизирована Церковью в лике праведных. Их можно считать покровителями христианского брака с не меньшими основаниями, нежели Святых Петра и Февронью. И призывать их молитвенную помощь в случае каких-либо семейных неурядиц весьма уместно!
Место и время действия
Дело происходило в середине 13-го века на севере Руси, в городе Устюге. Город этот в наше время называется Великий Устюг и находится на северо-востоке Вологодской области. Сейчас это тихий небольшой провинциальный городок с населением около 30 тысяч жителей, в котором сохранилось до наших дней богатое историческое и архитектурное наследие русского севера. Город Устюг - очень древний, он ровесник Москвы, как и наша столица основан в 1147 году!
Великий Устюг. Вид от Дымковой слободы. Автор: Vitold Muratov
Как наверняка помнят наши читатели, с 1237 года Русь находилась под оккупацией империи Чингисхана и его наследников. Покорение Руси монголо-татарами происходило с разным сопротивлением захватчикам, и, соответственно, различными разрушениями и жертвами. Княжества и города, оказавшие упорное сопротивление, как, например, Рязанское, жестоко предавались огню и мечу, причем не раз. Вклиниваясь на северо-востоке во владения Новгородской республики, Устюг с самого своего основания служил опорным пунктом Владимиро-Суздальских князей. Хотя владимирский князь Юрий Всеволодович оказывал упорное сопротивление монголам, собственно Устюг особого отпора захватчикам не давал, почему и был разграблен лишь однажды, в 1238 году, причем без особой ярости и кровопролития. В рабочем порядке, так сказать - поскольку дозволением грабежа выплачивалась «зарплата» монгольскому войску.
Преступление баскака
Пару десятилетий спустя, в Устюг, как в крупный и важный по тем временам город, был назначен баскак - специальный имперский чиновник, ответственный за полноту сбора дани хану, и за лояльность местных властей. Баскака звали Буга, и это был молодой и наглый отпрыск знатного монгольского рода. Представитель «золотой молодежи» того времени, продвинутый родней на «хлебную» должность. Баскаки, как и многие налоговые чиновники всех времен и народов, стремились «монетизировать» свою должность, отбирая у народа последнее в свой карман, помимо узаконенных налогов.
С. В. Иванов. «Баскаки». 1909. Музей истории города Москвы, Москва
Наш герой Буга, не был исключением и лютовал «по беспределу», пока, наконец, не перешел все границы приемлемого. Такой «последней каплей» стало преступление на сексуальной почве - баскак насильно взял в наложницы юную красавицу - устюжанку по имени Мария. Вот как описаны события нашего рассказа в летописи:
«На Устюге бысть язычник Буга (Багу в другом списке) багатырь. И взял у некоего християнина дщерь девицу насилием за ясак на постелю».
Кем именно были родители нашей героини - история не сохранила, но, судя по резонансу, люди были в городе явно не из последних. В результате баскак, наконец, нашел себе серьезные проблемы - горожане взбунтовались! По штату баскаку, для охраны и устрашения, придавалось подразделение монгольской конницы, но это было небольшое подразделение, типа комендантского взвода. Охрану эту толпы устюжан смяли бы без труда. А вот потом последовала бы реакция Каракорума (еще не Золотой Орды, распад империи Чингисхана еще не стал свершившимся фактом, хотя уже активно происходил). И в мятежный город пришла бы карательная экспедиция, и Устюг с окрестностями захлебнулся бы кровью… Но, самому баскаку и его охране это было бы слабым утешением. В этот год (1262) восстания против лихоимства баскаков прокатились по многим городам Руси. Полыхнуло во Владимире, Ростове, Суздале, Переяславле и Ярославле. Проблему в других городах решал Святой Благоверный князь Александр Невский, а в Устюге ее взяла на свои хрупкие плечи эта самая «дщерь-девица» по имени Мария.
Преображение баскака
Она уговорила и вывела на площадь изрядно перетрусившего «Бугу - багатыря», который заявил, что крестится в Православную веру и возьмет Марию в законную жену:
«Пришед на вече, и добил челом устюжаном на их воли креститись, а з девицею венчатись».
В свою очередь, Мария подтвердила, что любит его, и согласна выйти за него замуж. Непосредственная причина бунта исчезла, и горожане тихо разошлись по домам. Пребывая в изрядном недоумении от такого поворота событий, но, наверняка, испытывая облегчение, что миновали их тяжкие беды и испытания...
Буга, действительно, принял Святое Крещение с именем Иоанн и женился на Марии. Ну а хорошая русская жена «любого в своего перекует»(с)!
Стал, со временем, Буга - Иоанн примерным христианином, перестал лихоимствовать и поладил с устюжанами. Все случилось так, как написал Апостол Павел:
«Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор.7:14,16)
Уже в зрелые годы удостоился Иоанн явления своего Небесного покровителя - самого Иоанна Крестителя. В видЕнии Святой Иоанн Креститель повелел нашему герою построить Храм, указав и место, где его нужно заложить. И, на средства Иоанна и Марии, Храм был построен. В нем, много лет спустя, и упокоились рядом Святые Праведные муж и жена, неразлучные в Царствии Небесном, как были неразлучны на земле!
Правв. Иоанн и Мария Устюжские. Икона. Автор архиеп. Иона (Черепанов) (2017 г.)
Их святые мощи пребывают под спудом храмового фундамента Вознесенской Церкви, место их упокоения известно и обозначено нишей с иконой. Сам Храм ныне пребывает в статусе музея, так что полноценное поклонение святым мощам Иоанна и Марии несколько затруднено. Но обращаться за их молитвенной помощью можно и нужно!