Крестовые походы во всей своей полноте зачастую относят к явлению исключительно христианскому. Ходили освобождать Храм Гроба Господня в Иерусалиме, сражались против иноверцев, да и в самом названии движения отчетливо проступает слово "крест". Всё так, но если разобраться, то места для религии там если и остается, то очень мало.
Гвиберт Ножанский, французский хронист, монах, был не только современником Первого крестового похода, но и его историографом. Именно от него мы узнаем, что людьми двигали не стремление достичь клерикальных целей, а вполне мирские задачи, объявленное душеспасение участников, при этом рассматривалось, если позволите, как бонус.
В XI веке Западная Европа находилась в состоянии тяжелейшего кризис, сообщает хронист. Среди невзгод он называет: междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемия, экономический упадок. Эти причины, по мнению Гвиберта Ножанского стали причиной того, что в Крестовый поход отправилось множество простых людей, в том числе и бедных. Сообщается, что шли в этот поход не только мужчины. Брали с собой зачастую всю семью на повозках, в надежде обрести новую жизнь в дальней стране.
И если тяжелые условия являются мотивирующими причинами для средневекового люда отправиться в опаснейший поход, то не был ли и сам поход инициирован в целях, мягко выражаясь, снизить социальную напряженность? Когда большинство народа испытывает трудности, не имеет возможности найти источника к пропитанию, когда в лесах бродят шайки разбойников, сложенные в том числе и из людей благородных, которым не посчастливилось родиться младшими в семье и стать жертвами принципа майората, - не выход ли организовать этих людей и отправить куда подальше.
Конечно, можно просто солгать им и сказать, что на расстоянии 300 дней пути на восток или на юг вас ждет сказочная страна. Но в такое мало кто поверит, да и не найдя такой страны, вернутся же, злые.
Поэтому была найдена почти утопическая для того общества идея освободить Святую землю от мусульман. Но именно в конце 11 века она обрела реальные очертания и могла стать чудесным предприятием для спасения Европы от последствий бедствий.
Византийский император Алексей Комнин обращается к тем, с кем совсем недавно произошел Великий раскол, за помощью вполне прозаической - помочь в защите границ от наступления сельджуков. Своих сил уже не хватало. Но на его призывы не откликались долгое время, греки уже сами даже стали выправлять ситуацию, но тут Западный мир созрел. Прекрасный оратор - папа Урбан II идеально справился со своей задачей зажечь общество в едином порыве.
В политических действиях не бывает одной цели. Любое предпринимаемое действие тщательно спланировано на столько, что одновременно содержит в себе целый ряд задач, которые предпринимаемые меры могут решить. Здесь ситуация аналогичная. Организовав Крестовый Поход правители Запада:
- откликались на призыв византийского императора, ставя его в положение обязанного вне зависимости от итогов похода
- создавали условия для сближения Восточной и Западной Церквей под руководящей движущей силой римского понтифика
- организовывали массовый выход со своих земель недовольных качеством жизни людей, создавая низкую вероятность их возвращения
- ослабевание армий и военизированных отрядов небольших графств, региональных правителей в результате участия во внешней военной кампании
- снижение числа внутренних конфликтов за счет отвлечения армий, экономического и политического внимания на Ближний Восток
- оказание военного давления на мусульман в целях недопущения их планов по продвижению в Европе
- успешное завершение цели, по замыслу, обеспечивало бы главенство Западной Церкви, а значит и Западной цивилизации над всем христианским миром, ведь именно в их руках будут главные святыни.
При этом, даже неуспешный исход дела решал многие из вышеприведенных задач. Этим и объясняется многочисленное повторение крестовых походов, даже после откровенных их неудач. Ко всему прочему, инициирование обычной войны влечет за собой вопросы к ее авторам в случае неуспеха. Священная война - всегда логична и обоснована. Именно поэтому "святая простота" шла вновь и вновь, и речь даже не о военных, исполняющий приказ, а о народных крестовых походах, которые случались и в числе первых, и затем неоднократно в XIII, XIV веках, несмотря на то, что большинство их них даже не сумело покинуть пределы Европы.
Точное количество кампаний, которые назывались их авторами "Крестовыми походами" спорно, но однозначно превосходит десяток. Объявлялись они и против других христиан, уже в рамках самой Европы, решая конкретные политические задачи. Всё это демонстрирует подтверждение тезиса, что крестовые походы, несмотря на свое название, вовсе не имели никакого отношения к христианству. Скорее просто были наделены соответствующей атрибутикой. Если мы представим, что Европа была бы в Средние века иудейской, мусульманской, буддистской, то очевидно, что были бы те же самые походы, но с другими названиями, так как решать насущные задачи следовало вне зависимости от типа веры. Стремления исполнить заветы Христа точно не наблюдалось в этих кампаниях.