Люблю я историков прошлых веков. Не было такого вала информации, как сейчас. Каждая книжка, каждая работа выдавалась не "абы кто прочтет поди", а на строгий суд публики; незамеченным остаться не удастся. Ну и самое главное, эта вера в то, что им было ведомо чуть больше правды, нежели нам, всё ж на пару веков были ближе к описываемым событиям. А
(
Read more... )
А. А. Шахматов рассматривал историю о призвании Рюрика в качестве поздней вставки, составленной летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке.
Д. С. Лихачёв считал, что рассказ о призвании варягов является вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. По мнению учёного, легенда, как и в случае с призванием саксов в Британию (см. ниже), отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных.
Такая оценка сказания о призвании варягов как искусственной конструкции летописца или новгородской легенды (не имеющей исторической основы) обусловила точку зрения о легендарности Рюрика и его братьев
«Неисторичность» Рюрика, или по меньшей мере локальность преданий о нём, по мнению ряда историков, подтверждается неупотребительностью имени Рюрикъ в княжеском именослове XI века, а также отсутствием упоминаний о нём в сохранившихся памятниках середины - второй половины XI века: в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона и в «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха (вторая половина XI века). Е. А. Мельникова отмечает, что согласно древнерусскому литературному этикету, в характеристике прославляемого (или упоминаемого) лица, как правило, указывались его отец и дед, а не более дальние предки
Reply
Подмена понятий "земли" и "крови"
Reply
Точно не было? )))) А, ну да, Лихачев сказал, он врать не будет ))
Reply
Leave a comment