Реформация в Западной Церкви. Корни проблемы

Jan 03, 2025 09:00


Система сложных процессов, которые происходили в Европе XVI века и получили название Реформации, сформировалась в результате постепенного изменения мировоззрения человека позднего Средневековья. Собственно, завершение Средних веков часто связывают именно с началом Реформации.



Фердинанд Паувелс, 1872 год. "Лютер вывешивает 95 тезисов"

Во всем виноват Лютер?



Сводить всё происходящее к проповедям Мартина Лютера или его действиям - значит сильно упрощать картину. Лютер не был ни инициатором, ни завершителем процесса религиозных и мировоззренческих преобразований. Тем не менее его биография - это место слияния многочисленных истоков, где они перемешиваются, формируя новые процессы и намечая будущие направления европейской и даже североамериканской политики.

В серии публикаций мы постараемся выявить и обозначить ключевые предпосылки, причины и идейные составляющие Реформации. Для этого важно обратиться не только к предыдущим периодам, но и к последующим, поскольку, подобно миру живой природы, корни происходящих событий можно проследить, только видя их плоды и стебли.

История католических и протестантских государств Европы Нового времени, их противостояния и сотрудничества - фактическое порождение Реформации. Внутригосударственные процессы также были продиктованы распространением протестантизма, успехами Контрреформации и политикой властей в вопросах веры. Если в Священной Римской империи, состоящей из фактически самостоятельных государств, правитель мог объявить формулу «Чья земля, того и вера», то в унитарных государствах нужно было чётко выбрать доминирующую религию и правила сосуществования представителей двух непримиримых сторон религиозного конфликта.

Каждое государство, сохраняя католическую веру, формировало новые грани религиозного воззрения общества в своих традициях и правилах, устанавливаемых и контролируемых Римом. Поэтому католицизм Франции отличается от этой же религии в Польше или Испании. А расслоение веры в государствах с доминирующей протестантской религией ещё сильнее, так как отсутствие центра и единой догматической опоры запускало обратный процесс: не влияние религии на государство и политику, а обретение черт веры, обусловленных государственной политикой и современными общественными вызовами.



Варфоломеевская ночь. Противостояние католиков с гугенотами (французские протестанты)

Так с чего началась Реформация?

Раскол в христианской Церкви стал заметен уже с первых веков её существования. Гностики, манихеи и ариане оказывали давление на молодую религию, особенно на этапе её первоначального распространения. Также на неё влияли новообращённые язычники и иудеи, которые либо не хотели отказываться от привычных традиций и сознательно вносили изменения в новую религию, либо продолжали соблюдать прежние ритуалы по привычке или из-за недостатка знаний.

Это привело к формированию концепции Киприана Карфагенского о том, что вне Церкви нет спасения. Согласно этой концепции, только Церковь могла быть хранительницей истинной веры и ориентиром в ней, особенно та её часть, которая не впадала в ересь или раскол.

Хотя риск раскола существовал уже с III века, когда Новациан распространил идею о том, что Церковь не должна принимать тех, кто однажды от неё отпал. Он сформировал свою общину, которая просуществовала до VII века.

В истории христианской церкви часто происходили расколы. Их было много, и у каждого своя история: несторианский, монофизитский и другие.



Константин Великий сжигает арианские книги

Особенно остро проблемы внутри церкви проявились в VIII-IX веках, когда иконоборческое движение серьёзно испытало её на прочность. Ценой многих карьер, здоровья и жизней людей оно было побеждено. Казалось бы, навсегда, но именно в эпоху Лютера были выдвинуты аргументы, которые привели к Реформации.

В первом тысячелетии важнейшим инструментом разрешения религиозных конфликтов стали Вселенские Соборы. Эти собрания были направлены на решение конкретных задач, связанных с богословскими спорами.

Первый Вселенский Собор, известный как Первый Никейский, был созван для обсуждения арианства. В ходе его работы был принят Символ веры, который стал основой для последующих дополнений и ответов на новые еретические учения.

Второй Вселенский Собор также осудил арианство, Третий - учение несторианцев, а Четвертый (Халкидонский) выступил против монофизитства. Именно после этого собора от единства церквей отделился ряд восточных церквей.

Таким образом, Церковь накапливала не только опыт ответов на альтернативные мнения по основным догматам вероучения, но и опыт расколов. С каждым новым собором образовывались группы людей, которые, считая себя христианами, существовали уже отдельно от основной ветви Церкви.

Великий Раскол

В XI веке произошёл ещё один крупный церковный раскол, когда Рим и Константинополь не смогли прийти к согласию по вопросу о «filioque» (исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца (мнение Востока) или от Бога Сына тоже (мнение Запада)).

С этого времени в мире появились два главных центра веры, которые считали себя истинными и отвергали остальных, включая друг друга.



Этот раскол стал переломным моментом, когда споры о вере стали не просто прикрытием для политических разногласий, а неотъемлемой частью политической жизни.

Развитие Восточной церкви - это тема для других исследований, и в данной статье она не является главным объектом анализа. Что касается Западной церкви, то здесь вновь возникло противостояние политических сил и угроза раскола.

После периода Авиньонского пленения пап в XIV-XV веках произошла Великая западная схизма, когда в Европе одновременно существовало несколько пап, считавших себя единственно каноничными. Это уже не было религиозным спором, а касалось вопросов влияния на Европу, включая спор о первенстве между церковной и светской властью.

Неразрешённость этого спора приближала Реформацию, хотя в конце концов и удалось объединить папскую власть в лице одного человека.

Продолжение следует.

Ставьте лайк. Пишите комментарии.

Смотрите также наше интервью о причинах Первого церковного раскола.

религия, 11 ЭКЮ, христианство, история Европы

Previous post Next post
Up