Белый храм Wat Rong Khu

Dec 20, 2014 08:37





Храмовый комплекс Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun, วัดร่องขุ่น) в провинции Чианграй (Chiang Rai), Таиланд, уже сегодня претендует на звание очередного чуда света и уже приравнивается по размаху и сложности художественного воплощения к индийскому Тадж Махалу и творению Гауди - Temple Expiatori de la Sagrada Família. И для этого есть существенные основания.





«Я надеюсь отдать свою оставшуюся жизнь профессии художника. Я не знаю, является ли это мудрым решением. Но я так решил. И до последнего вздоха я буду работать над Wat Rong Khun». Эти слова Чалермчая(Chalermchai), одного из братьев Коситпипат (Kositpipat), чьими усилиями и средствами возводится храмовый комплекс, могут служить эпиграфом к истории строительства Wat Rong Khun.



Оба брата Kositpipat - известные в Таиланде личности. Один - известный художник, другой - прекрасный инженер. Один проектирует храм Wat Rong Khun , создаёт эскизы декора, выполняет росписи стен. Другой - воплощает в жизнь задуманное вместе с группой строителей и учеников художника.





По проекту, храмовый комплекс должен вместить в себя сразу 9 архитектурных объектов, среди которых храм, монастырь, пагоды, зал для проповедей, музей, картинная галерея, часовня. Сам архитектор Chalermchai Kositpipat понимает, что его жизни уже не хватит на завершение строительства Wat Rong Khun. Именно поэтому он сплотил возле себя 60 учеников, которым и предстоит далее продолжать дело учителя.



из

Но и их жизни может не хватить. По самым скромным прикидкам, возведение храмового комплекса Wat Rong Khun затянется ни много, ни мало - на 90 лет. Только сам храм Ват Ронг Кхун доводить до идеального состояния художник планирует ещё более 8 лет.





Сейчас строительство Wat Rong Khun спонсируют сами братья Kositpipat, используя деньги, полученные от продажи картин Чалермчая и доходы от туристов. Далее работы будут осуществляться исключительно на пожертвования посетителей.



Чтобы скопить нужную сумму для старта работ, Chalermchai Kositpipat в течении 20 лет копил деньги, продавая своё искусство. Об этом он рассказывает в своих биографических заметках. Он и сегодня отказывается от спонсорской помощи, и на будущее завещает не брать иных денег, кроме добровольных пожертвований храму Wat Rong Khun, мотивируя это чистотой воплощения истинного замысла, не обременённого зависимостью от чужого мнения и желания.



Для чего же Chalermchai Kositpipat возводит все эти строения, кому посвящён этот удивительный по архитектуре и прекраснейший по декору храм?



Согласно замыслу, храм Wat Rong Khun должен белизной своей олицетворять чистоту и величие Будды, сложностью орнамента - трудность пути Будды к просветлению. При этом даже рыбки, мирно плавающие в водоёме окружающем храм, белые, чтобы не нарушать абсолютной гармонии. Сам водоём (или пруд) символизирует реку забвения, разделяющую мир живых и мир духов.





Кусочки зеркал, которыми инкрустированы стены храма Ват Ронг Кхун и все объекты на территории храмового комплекса, вплоть до скульптур на газонах, символизируют сиянием отражённого в них солнца свет, идущий от учения Будды, и его собственное божественное сияние.





Вообще символика всевозможных буддистских и общечеловеческих ценностей и понятий встречается на территории Wat Rong Khun на каждом шагу. Здесь вообще нет ни единой ландшафтной или архитектурной линии, в которые не были бы вложены смысл и символичность. И это тоже является одним из пунктов грандиозного замысла художника Chalermchai Kositpipat.





Весьма незавуалированная символика у моста, который направляет туристов прямо к храму Wat Rong Khun. При этом дорога предполагается через мост лишь в одном направлении. А всё потому, что это - дорога в рай. А точнее - тропа сомнений и страданий: мост пролегает через интерпретацию бездны ада, из которой тянутся в отчаянии руки грешников, просящих милости и прощения.





В начале моста находится малый полукруг, символизирующий реальный земной мир и жизнь человека в нём. А в конце моста - снова полукруг, но больше. Это аллегорическая пасть дракона Раху, который, согласно мифологии, время от времени пожирает солнце (именно так древние Таиландцы объясняли себе солнечные затмения). Его клыки высятся по обеим сторонам круга.



Пасть Раху - тоже символизирует трудности и опасности на пути к просветлению, которые пришлось в своё время преодолеть Будде.







Но вот преодолены сомнения и мост, а перед посетителем открывается сам храм Wat Rong Khun, богато украшенный белоснежной лепниной, многочисленными скульптурами и орнаментами. Внутри храма - контрастирующее с белоснежным внешним убранством богатство цвета.



Это и статуи Будды с алтарём перед ними, и фантастическая настенная роспись. При этом фантастическая она сразу по нескольким параметрам. Во-первых, это действительно красиво, во-вторых, изображения выполнены в сюрреалистичном стиле и, в-третьих, роспись представляет собой нагромождение образов, почерпнутых из современного мира и в общем несущих смысловую нагрузку вечной борьбы добра со злом.



При этом художник использует не иллюстрацию жития святых и богов, а персонажей из фильмов, комиксов, или же - реальные трагические события, как, например, разрушение башен-близнецов 11 сентября.



Кроме того, на 4-х стенах присутствуют символы 4-х стихий: земля олицетворена через образ слона, вода - змеи, воздух - лебедя, а огонь - льва.



На самом деле фотографировать внутри храма Wat Rong Khun категорически запрещено. Но иные смельчаки всё же делают тайком пару снимков, или же покупают в художественной галерее на территории храма буклет с иллюстрациями, аккуратно переснимая изображения оттуда, а, затем, выкладывая в пространство инета.



Но первое, что шокирует входящих в храм Wat Rong Khun - это неподвижная фигура монаха, сидящего под огромной статуей Будды. Он кажется застывшей куклой. А при ближайшем рассмотрении действительно оказывается отлично сделанным муляжом. Впрочем, кое-кто утверждает, что монах - настоящий, но просто мёртв и хорошо забальзамирован. Эта легенда напускает ещё больше ужаса в воображение туристов.







В картинной галерее, уже построенной на территории храмового комплекса, можно приобрести картины Chalermchai Kositpipat. Цена на них велика, но именно из доходов от этих продаж и идут деньги на строительство.









Есть и ещё одно здание, строительство которого завершено. Это туалет. Но идут сюда туристы не только по надобности, но и потому, что роскошнее этого общественного туалета, пожалуй, нет нигде в мире. Золотое здание с богатым архитектурным декором сразу привлекает внимание посетителей. Не менее красиво оно и внутри. Так что эстетическое наслаждение от посещения Wat Rong Khun продолжается в любой части комплекса.





Окружает всё это великолепие храма Wat Rong Khun обширный и ухоженный сад с дорожками, беседками, фонтанами и белоснежными и золотыми скульптурами. Среди скульптур милые принцессы, мифические животные, изваяние правителя Менграя, основавшего город Чианграй.





Но не удивляйтесь, если встретите среди скульптур изображение, казалось бы, совершенно неуместное в контексте буддийского учения. На самом деле - всё правильно. Буддизм рассматривается художником не как закостенелая устаревшая конструкция, а живущая среди современного мира актуальная философия, подтверждающаяся на каждом шагу. А для того, чтобы современным молодым людям было понятнее буддистское учение, автор проекта храма использует понятные и знакомые им образы и явления.





Сам художник убеждён, что благодаря воплощённому великому замыслу постройки храма Wat Rong Khun, он останется в памяти людей если не навечно, то на многие столетия точно. В этом сложно сомневаться, поскольку уже сегодня храм признан одним из самых удивительных архитектурных строений мира, несмотря на незаконченное строительство, начатое ещё в 1997 году.



из

искусство, АРХИТЕКТУРА, творчество, история, строения, необычное

Previous post Next post
Up