(автобиографическое)
Мне тринадцать, на дворе одна тысяча девятьсот девяносто первый год, первые числа южного января, моросит мерзкий дождичек вперемежку со снежком и на часах без пятнадцати восемь вечера. Стою уже больше часа, а автобуса всё нет и нет. Тонкая подошва осенних ботинок примерзла к ногам и я уже их не чувствую. Куртка промокла насквозь, как и свитер под ней и блузка. Да и кости мои кажется тоже промокли. Еду с подкурсов домой. Нет, пока не еду, только жду автобус. Так не каждый раз, обычно успеваю сбежать минут на тридцать раньше и успеть в муниципальный транспорт. Сегодня не получилось.
После семи вечера, а то и раньше, муниципальный транспорт переставал ходить и его заменяли автобусы, с картонными табличками на лобовом стекле, на которых корявыми буквами было написано от руки «часный» или накатано по трафарету «камерческий». И те и другие в принципе одно и тоже: старые развалины ржавых кузовов и проваленных сидений, с выхлопной трубой прямо в салон и сожженным к черту сцеплением. Полумертвые ЛАЗы* чадили копотью от некачественного топлива сквозь разложившиеся фильтры. Но выбор у горожан был небольшой: или пешком, или ЛАЗ. Разница между «камерческими» и «часными» автобусами была незначительная, но роковая. В коммерческих авто стоимость проезда была фиксированная: ровно в два раза выше, чем в муниципальном. Частники же могли назначать любую стоимость проезда и озвучивать её пассажирам сразу же, как закроются двери и автобус начинает движение. Но зато частники ходили в «тьму-таракань» практически круглосуточно. Порой на табличке у одного и того же автобуса на лицевой стороне значилось «камерческий», а на обороте накорябано черным карандашом «часный».
В тот знаковый вечер, стоя в толпе людей, замёрзших и промокших так же сильно, как и я, с тоской глядящих в ту сторону дороги, откуда должна блеснуть дальним светом надежда в лице автобуса, я никак не предполагала, что получу жизненный урок, который изменит меня навсегда и бесповоротно. Возможно случившееся событие легло на душу неокрепшую, не умудренную и наивную, возможно сыграла свою роль совокупность усталости, страха и отчаяния. Но факт остается фактом: вот уже не один десяток лет я поступаю с людьми так, как тогда поступили со мной. И никакие доводы, а главное мой собственный опыт, ничего не могут изменить.
Состояние приближалось к анабиозу от холода и дождя, и мир начал терять для меня свою привлекательность. Отказавшиеся от чувствительности ноги были поддержаны медленно остывающими кистями рук, ледяным ощущением на спине и в мокрых волосах под промокшей шапкой. Я чувствовала как терпит поражение мой иммунитет, а простуда всё глубже въедается в организм. Возможно я бы замерзла до воспаления легких, но вот - о, чудо! - слепящий свет фар автобуса, который кашляя, как старый туберкулезник, подкатил к остановке, даря нам всем непередаваемое счастье. На лобовом стекле красовалась табличка «КАМЕРЧЕСКИИ». Мне даже не пришлось делать усилие и пытаться шевелить заиндевелыми конечностями. Стоя в середине толпы, я была приподнята от земли её плотными стенами из людей, жаждущих добраться домой, и внесена в салон автобуса в задние двери. Держаться за поручни тоже было не надо - меня держала плотно набившаяся масса людей, в этот наисчастливейший миг ставшая пассажирами.
Едем. Наслаждение в каждой секунде: тепло, сухо и я движусь домой. Медленно оттаиваю. Блаженство. Тоненькие иголочки в пальцах сообщают, что я ещё жива. Через какое-то время ко мне возвращается интерес к жизни и к событиям в этом автобусе в частности. Что-то странное и непонятное творилось в его головной части, там, где пассажиры опять превращаются в простых людей, путем оплаты денег за проезд водителю. На остановках время от времени оттуда доносятся восклицания, чаще облеченные в матерные слова. Удовлетворить свое любопытство к происходящему я не могла, а потому в душе залегла нехорошая догадка, которая подтвердилась ближе к моей остановке.
А надо сказать, что моя остановка была последней в обжитом районе, за ней был огромный пустырь упирающийся в длиннющий забор завода. За этим заводом опять был жилой массив, но очень далеко и безлюдно даже по меркам дневного путешествия, не говоря о тьме январского вечера.
Я продралась к выходу, так как на следующей мне выходить и тут - о, ужас! - вижу табличку «КАМЕРЧЕСКИИ» повернутую в салон, значит на обороте точно написано «часный».
-Сколько проезд? - спрашиваю у водителя с надеждой. С этой же надежной у палача можно было бы просить отложить казнь.
-Два. - бросает он мне через плечо.
ДВА РУБЛЯ! ДВА!!! При том, что в муниципальном проезд пятьдесят копеек, в коммерческом один рубль. У меня нет такой суммы. До остановки ещё секунд пятнадцать. Я надеюсь, что кто-то ещё будет выходить и мне удастся, высыпав мелочь в ладонь водителя, выскользнуть из автобуса и убежать. Но Фортуна ухмыляется с издевкой и к выходу никто не идет. Я одна. Пять секунд. Автобус замедляется и останавливается. Секунда. Водитель поворачивается ко мне и протягивает руку за деньгами. Я жду, когда он откроет двери, а он ждет денег. Я порывисто поворачиваюсь, высыпаю мелочь и спускаюсь на одну ступеньку к двери. Но она не открывается, так как водитель считает деньги. От адреналина у меня на лбу выступает испарина, а сердце галопом скачет в груди.
-Здесь один рубль. - изрекает равнодушный водитель и выжидательно смотрит на меня.
Я знаю! Знаю, черт возьми, что там один рубль.
-У меня больше нет... - выдыхаю я и умоляюще смотрю на него.
Водитель высыпает мою мелочь в свою пол-литровую банку и, рыкнув заедающей передачей, начинает движение автобуса.
-Выпустите меня! - взмолилась я. - Пожалуйста, выпустите меня!
-Зачем садишься ехать, если денег нет? - назидательно спрашивает водитель, пережидая машины слева.
-Я вам потом отдам! Номер запомню, найду вас и отдам! - слезы катятся у меня по щекам от бессилия исправить ситуацию. - Пожалуйста, выпустите меня!
Люди в салоне без энтузиазма наблюдают всё это. Отчаяние охватывает меня всё больше. Понимаю, что водитель выпустит, но не сейчас, а на следующей остановке, в наказание за нехватку денег. Перед глазами замаячила холодная мокрая мгла над неосвещенным пустырем и высокий серый от пыли забор, заросший бурьяном выше моего роста. Уже каждой клеточкой ощущаю тот липкий ужас, который будет сопровождать меня всю дорогу, пока я буду панически бежать, ориентируясь на огни домов почти на горизонте.
-Выпусти ребенка! - едва слышу через туман страха чей-то голос. Между мной и водителем протягивается рука, держащая смятую желтую бумажку. Один рубль образца 1961 года. Водитель, застыв в маневре, открывает двери и в лицо мне бьет ветер, который уже не угнетает холодом, а оживляет свежестью. Я поворачиваю голову и хочу рассмотреть спасителя, но в салоне желтый полумрак и на меня выступают бока, спины, пуговицы, лес задранных кверху рук и спрятанные под шапками лица.
-Спасибо! - дрожащим голосом посылаю я в них весь жар моей благодарности.
-Не за что! Беги! - звучит почти с небес, где-то из-под свода душного салона.
И я побежала, спрыгнув со ступенек автобуса, по освещенной ровненькой дорожке сквера, идущего от остановки прямо во двор моего дома. Я бежала и радовалась. Безмерно радовалась свободе и щедрости неизвестного, но доброго человека. Обещая себе обязательно при случае отдать ему рубль.
С тех пор много лет я отдаю этот рубль мирозданию. Предлагая помощь всем и каждому, кто в ней нуждается. Протягивая не только руку помощи, но деньги, продукты, вещи, место под крышей. Мимоходом, не оглядываясь и не запечатлевая в памяти, я стараюсь быть полезной, помогать, спасать, выручать. И по моему я всё ещё остаюсь должна!
*ЛАЗ 695- автобус Львовского автомобильного завода.
27.07.2023г