Пресс-служба
Общественная коалиция в защиту Москвы
Телефон: +7 (915) 360.8929
Муниципальные депутаты Москвы и Петербург обратились в Конституционный суд с требованием вернуть власть выборным органам
25 апреля в 12-00 муниципальные депутаты Москвы и Санкт-Петербурга, одновременно в Москве и Санкт-Петербурге, передали
обращение в приемные Конституционного Суда Российской Федерации. В обращении депутаты просят рассмотреть законность 79-й статьи 131-го Федерального Закона, уменьшающую права жителей Москвы и Санкт-Петербурга на участие в управлении жизнью своего региона относительно прав жителей других регионов России.
На данный момент 79 ст. 131-го Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет властям Москвы и Санкт-Петербурга не выполнять требования остальных статей 131-ФЗ, а действовать только на основании собственных уставов. Фактически, эта ситуация привела к лишению муниципальных собраний обеих российских столиц всех реальных полномочий, возможности влиять на ситуацию городе и привела к формированию системы всевластия чиновников. Надо отметить, что выполнение требований депутатов приведет в частности к ликвидации в Москве Префектур и Управ, сформированных в обход федерального закона.
В приложении текст обращения:
Приложение
В Конституционный Суд
Российской Федерации
коллективное обращение
депутатов представительных
органов местного самоуправления
городов Москвы и Санкт-Петербурга
и граждан Российской Федерации,
проживающих в указанных городах
федерального значения
О необходимости принятия
действенных мер по защите
конституционного права граждан
на местное самоуправление
в городах федерального значения
Москве и Санкт-Петербурге
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации и отмечал, что этим положениям российской Конституции корреспондируют положения Европейской хартии местного самоуправления, которая также рассматривает местное самоуправление в качестве одной из основ любого демократического строя.
Согласно Европейской хартии, право граждан участвовать в управлении публичными делами наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне; существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление; под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения; осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее приближенные к гражданам.
С нашей точки зрения, в городах Москве и Санкт-Петербурге местное самоуправление поставлено в организационно-правовые условия, в которых граждане и выборные органы местного самоуправления не имеют реальных прав и возможностей по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения.
В Москве в результате расширения границ к сегодняшнему дню сложилась парадоксальная ситуация: граждане, проживающие на территории одного субъекта Российской Федерации, имеют принципиально разный объем прав в сфере местного самоуправления.
В городских округах Троицке и Щербинке, вошедших в состав Москвы в результате расширения границ, основные вопросы организации жизнедеятельности горожан отнесены к компетенции городского сообщества и органов местного самоуправления, избираемых гражданами.
Вот наиболее значимые из них:
установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам (…) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
организация благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города;
утверждение генеральных планов города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города;
выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе";
присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории города;
осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
Во внутригородских муниципальных образованиях «старой» Москвы эти вопросы отнесены к компетенции органов государственной власти города Москвы - мэра и Правительства Москвы, окружных префектур и районных управ, руководители которых назначаются мэром Москвы, а также к компетенции Московской городской Думы.
Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований «старой» Москвы по данным вопросам не вправе самостоятельно принимать решения, они могут вносить предложения в органы государственной власти города Москвы, которые подлежат обязательному рассмотрению, но носят исключительно рекомендательный характер.
В настоящее время в средствах массовой информации появились сообщения о том, что опыт реализации проекта «Большая Москва» будет распространен и на Санкт-Петербург, в состав территории которого могут быть включены Всеволожский и Гатчинский муниципальные районы Ленинградской области.
Нарушение конституционного права граждан, проживающих в городах федерального значения, на полноценное осуществление местного самоуправления стало возможным в силу статьи 79 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой:
• местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях;
• перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами городов Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства;
• предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В целях исправления данной ситуации и защиты конституционного права граждан на местное самоуправление мы предлагаем Конституционному Суду Российской Федерации воспользоваться правом законодательной инициативы, которым Конституционный Суд Российской Федерации наделен в силу пункта 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об исключении из Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьи 79 «Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге».
Таким образом будет положено начало процессу создания необходимых организационно-правовых условий для развития в городах Москве и Санкт-Петербурге полноценного городского самоуправления, наделенного реальными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Вернуть
власть местному самоуправлению двух столиц!!!