Россия в аниме: Василиса Премудрая и киборг Горбачев

May 10, 2023 03:32


В прошлый раз мы говорили о том, как в аниме и манге представлены приехавшие из России персонажи. Теперь давайте посмотрим, как в японской масс-культуре представлена сама Россия как место действия. По понятным причинам такие примеры встречаются несколько реже, но всё же картина оказывается достаточно разнообразной.



Манга. Источник: unsplash.com

Во Владивостоке происходит действие аниме и манги «Темнее чёрного: Близнецы и падающая звезда» (Darker than Black: Ryuusei no Gemini). Главная героиня - наполовину японка, живущая с русским отцом. Хотя само аниме фантастическое, а действие происходит в недалёком будущем, Владивосток изображён реалистично и корректно. Аниматоры проявили большое внимание к деталям: например, в школьном классе висят размытые, но узнаваемые портреты классиков, а дежурные переворачивают всем знакомые стулья с Т-образными ножками. Узнает отечественный зритель и модели электричек, и многое другое. Русскоязычные надписи на фоне довольно лаконичны, но грамматически корректны.

Если и есть аниме, по которому японский зритель может составить достаточно реалистичное представление о быте современной России, то это «Darker than Black».

Но чаще хорошая репрезентация достаётся России прошлого - потому что в Японии неожиданно много любителей российской и советской истории.



Наиболее яркий из таких энтузиастов - Расэндзин Хаями. В его работах советские военные техника, форма и другие приметы времени воссозданы с дотошностью, которой, увы, порой не хватает отечественным историческим фильмам. Действие манги «Пушки и печати» происходит в фантастической вселенной, хотя и явно вдохновленной эстетикой российской и советской армий в Первую и Вторую мировые войны.

А вот «Война ведьмы Васеньки» - сюжет прямо про Великую Отечественную; правда, в ней участвуют фольклорные персонажи, включая вынесенную в заглавие Василису Премудрую, которую на помощь красной армии посылает Баба Яга. В этом отношении Хаями тоже проявляет завидную дотошность: в манге встречаются такие сравнительно менее популярные персонажи как банник и святой Касьян, день которого считался крайне несчастливым, и при их появлении автор всегда включает врезку с пояснениями.

Фантастическое допущение не заслоняет реальных аспектов войны - даже с магией Васенька не может сама переломить ход битвы и в большей степени мешает враждебной нечистой силе вредить Красной армии. К советским солдатам Хаями относится с явным уважением.

Помимо манги Расэндзин Хаями выпустил несколько концептуальных альбомов с рисунками на схожие темы - «Операция «Рабочая лошадка» и «История Родины» (последнее слово в оригинале на русском, транслитерировано японскими иероглифами). В них эльфы и гномы тоже делят страницы с дотошно воспроизведенными советскими танками и белогвардейскими мундирами.

Своеобразная антитеза этим работам - манга Синтаро Каго «Танцевать! Кремль дворёц» (именно в такой орфографии название кириллицей обозначено на обложке). Это очень злая сюрреалистическая история России от Николая II до Владимира Путина, которая не имеет практически ничего общего с реальностью. Но причиной тому не недостаток у Каго знаний, а художественное решение. Этот мангака в целом известен провокационными, нарочито неприятными работами, в которых часто доводит ту или иную идею до абсурда максимально физиологически-неприглядным способом.

Такой трансгрессивный подход Каго применяет и в «Танцевать! Кремль дворёц». Он использует наиболее выпуклые стереотипы о России и сталкивает их друг с другом или возводит в абсолют. Например, узнаваемый образ «русской рулетки» в этой манге объясняет приход Сталина к власти (остальные вожди революции погибли при этой игре) и поражение в Русско-японской войне (только каждая шестая пушка русского флота была заряжена), всё в России делается многослойным, как матрёшка, а Горбачев с помощью гласности узнаёт любые тайны окружающих, будто медиум.

Очевидно, что автор хорошо знает как иностранные стереотипы об СССР, так и внутрироссийские. Так, в главе про распад СССР «русское варенье объявило о своей независимости от русского чая», а из состава организмов советских граждан выходят отдельные органы, а Горбачев и Ельцин оказываются созданными для уничтожения Советского Союза киборгами.

К Японии Каго столь же безжалостен: в финале она становится новым Советским Союзом благодаря популярности сувениров с Чебурашкой и крокодилом Геной, которые повлекли дальнейшую неконтролируемую «русификацию и советизацию».

В японской массовой культуре огромный западный сосед может быть представлен со сдержанной аккуратностью или богатырски широкими мазками, но всегда неравнодушно.

Олег Ершов

Материалы автора

японская культура, культурология, манга, стереотипы, мифология, массовая культура, 1001.ru, литература, темы, Япония, культура, Олег Ершов, Россия

Previous post Next post
Up