Про эмоции
Главное, не перепутать: взрыв эмоций со всплеском дури.
М. Лютер
Мои родители были прекрасными, умными и хорошими людьми, но есть один неприятный для меня момент - у нас не принято было открыто выражать свои чувства и эмоции, будь то радость, огорчение, любовь или нежность. В нашем доме всегда царила холодная строгость и сдержанность.
Источник: unsplash.com
Я от рождения довольно эмоциональна, поэтому постоянно слышала в свой адрес замечания: «Не смейся громко, это некрасиво! Прекрати плакать, кому приятно твой рёв слушать? Что ты лезешь обниматься на улице, это неприлично!» и так далее. Не пой, не хохочи, не кричи, не спорь! С самого детства я училась скрывать и подавлять эмоции, при этом подобное происходило не только в нашей, но и многих других знакомых семьях.
В подростковом и даже взрослом возрасте такое воспитание доставило мне немало проблем. Я стала очень закрытой и стеснительной, с трудом общалась с посторонними людьми - всё время казалось, что я отнимаю чьё-то время, никому не интересно то, что я говорю. Боялась лишний раз засмеяться, чтобы не показаться глупой, а уж если кто-нибудь увидел бы мои слёзы, наверное, ругала бы себя последними словами за такой «позор».
Я не умела открыто порадоваться подарку, поэтому дарители обижались, считали, что презент мне не понравился. Была не в состоянии заплакать, когда не стало любимой бабушки - окружающие решили, что я черства и равнодушна. Ситуаций множество, но и в горе, и в радости я оставалась внешне спокойной, хотя внутри переживала целый ураган эмоций.
И я такая не одна - многие мои ровесницы отличаются такой же сдержанностью, и только рядом с самыми близкими людьми они могут проявить свои истинные чувства. Я решила поразмышлять, почему же так происходит, что не так в нашем воспитании?
Думаю, на это оказали влияние сразу два фактора.
Во-первых, во времена моего детства огромное значение имело чужое мнение (особенно заметно это было в провинции, где мы и жили). Помню, как мама строго одергивала меня, если я пыталась сделать что-то «неприличное», например, запеть на прогулке песенку или запрыгать на одной ноге, радуясь хорошей погоде: «Немедленно прекрати, что люди скажут?» Заплакала от боли или обиды? «Сейчас же перестань, стыдно реветь, что люди подумают?» Конечно, далеко не у всех было так, но для моей мамы было очень важно, чтобы окружающие видели, какой у нее благовоспитанный ребёнок.
Во-вторых, многих из нас воспитывали послушными, удобными детьми. Мы не имели права высказывать недовольство или спорить, отстаивать своё мнение. Например, в нашей семье строгость была не только в отношениях, но и в интерьере. Когда в моей комнате делали ремонт, то клеили те обои и вешали те шторы, которые нравились маме - серые, коричневые, однотонные. А мне так хотелось цветные, с яркими рисунками! Когда я попыталась высказать свои пожелания, то получила ответ: «В своём доме сделаешь как хочешь, а пока ты здесь, будет, как я решила». Разумеется, открыто огорчаться отказу было нельзя, ведь для меня стараются, а я настолько неблагодарна, что не могу оценить этого.
Человек, скрывающий свои эмоции, очень удобен для окружающих. Ему можно нахамить, сорвать своё плохое настроение, вытолкнуть из очереди, ведь ругаться и отстаивать себя он не приучен. Ему не надо сочувствовать, ведь он не плачет, не надо помогать, ведь он не жалуется. Им можно помыкать и использовать в своих целях, ведь он привык слушаться.
Мне пришлось пройти долгий путь, прежде чем я научилась ценить собственные эмоции, открыто высказывать свое мнение, ставить на место беспардонных людей и не бояться того, что обо мне могут подумать.
Считаю, что тотальный контроль над эмоциями превращает нас в биороботов, делает жизнь унылой и пресной, лишает её ярких красок и лёгкости. Кроме того, даже у самого сдержанного человека может лопнуть терпение, и тогда невыплеснутые, запертые внутри переживания приведут к нервному срыву и неизвестно, чем это может закончиться.
Поэтому надо прожить, прочувствовать каждый свой душевный порыв, отпустить его и идти вперёд - за новыми эмоциями и впечатлениями!
Милорада Козельская
Материалы автора