Ширма - вещь и картина

Jul 14, 2023 17:29


Декоративная живопись на ширме появилась в Японии и заняла важное место в истории изобразительного искусства. Из всех вещей, сопровождавших жизнь японца, составлявших его микромир, ширма в наибольшей степени была связана с пространством, разделением помещений, организацией интерьера.



«Ирисы у Яцухаси», автор: Огата Корин, после 1709



Ширма, состоящая, как правило, из нескольких панелей, - предмет мобильный. Она может быть сложена, перенесена. Условно ее можно назвать «малой архитектурной формой». В каждой среде (дом, храм, дворец) ширма с росписью выполняла и свою особую, духовную функцию уже в силу принадлежности к искусству, всякий раз имея различное смысловое содержание.

В помещениях традиционного японского дома редко встречается нагромождение вещей - так было всегда. Минималистичное убранство выражает преобладание пространства над предметом - это определяющее свойство культуры интерьера в стране восходящего солнца. Такой порядок демонстрирует уважение к пространству как таковому, его самостоятельную ценность.

В исследовании, посвящённом святилищу в Исэ, известный архитектор Кэндзо Тангэ писал о свойственном древности, но сохранявшемся и позднее умении «мыслить образами пространства», а не просто осознавать его как место размещения чего-либо:

...пространство в японской архитектуре - природа сама по себе, пространство, дарованное природой. Даже если это пространство ограничено, оно не образует независимый мир, отдельный от природы, оно рассматривается в теснейшей связи со своим окружением.



«Пейзаж с гиббонами», автор: Сэссон Сюкэй, ок. 1570

С распространением буддизма отношение к пространству как ценности поддерживалось концепцией пустоты как потенции всего сущего, источника возникновения материального мира, в том числе и вещей. Обращённость к природе, как к идеалу, составляла главную особенность художественного освоения мира в национальной психологии Японии и методом, который можно назвать ключевым в понимании смысла многих произведений искусства этой страны. Ощущение целостности мироздания, формировавшееся в древности на основе пантеизма синто, а позднее поддержанное буддизмом с его доктриной наличия «естества Будды» как в живых существах, так и в предметах, на протяжении средневекового периода проявлялось на всех уровнях японской культуры.

Известно, что самые ранние образцы ширм были привезены из Китая еще в VIII веке. Возможно, что первые ширмы представляли собой экраны и ставились перед входом в помещение, ибо считалось, что злые духи могут двигаться только по прямой, и таким образом им преграждался путь. Для ширм употреблялась особо прочная бумага ручного производства «гампи». Мастер выполнял росписи на отдельных листах на полу, затем укреплял их на внутренней раме и закреплял ещё раз на внешней из полированного дерева. Для золотого фона на бумагу наклеивали квадраты из фольги. Створки ширм очень плотно примыкали друг к другу, и когда ширма была полностью развёрнута, оставался лишь узкий зазор.

Художник мог игнорировать форму стоящей ширмы с находящимися под углом друг к другу створками и расписывать всю плоскость как единую. Но крупные живописцы учитывали эту особенность и создавали композиции с соответствующим ритмическим построением и привычным для восточного глаза движением взгляда справа налево (как при чтении иероглифического текста), а также заниженную точку зрения человека, обычно сидящего на циновках пола.



«Ипомеи», автор: Судзуки Киицу, начало XIX века

Ширмы-картины - двуединство предмета утилитарного и художественного одновременно. Они позволяют понять многое о важных аспектах японской культуры - от философско-мировоззренческих до бытовых. Но это возможно лишь в том случае, если видеть эту конкретную вещь не изолированно (в музейной витрине), но как органическую часть системы - во внутреннем убранстве жилища.

Сада Абэ
Материалы автора

Другие тексты наших авторов на сайте 1001.ru:

  • Наклони голову влево - Глеб Буланников
    Я преувеличу, если скажу, что меня в какой-то мере сделали таким, какой я есть, сериалы. Хотя периодически я так думаю, у меня нет сомнений, что это лишь самовнушение...
  • Рождение и жизнь нигерийского кино - Мутиу Ийанда
    Нигерия - самая густонаселённая страна Африки. При этом её многолюдность (213,4 миллиона человек, по данным 2021 года) оттеняется разнообразием этносов - их более трёхсот, и разумеется, у каждого есть собственный язык...
  • Как я учился созерцать - Талгат Иркагалиев
    Я рискну предположить, что увлечённость космосом не в практическом, а в романтическом смысле - это примета определённой стадии человеческого развития...

При поддержке «СОЛО на клавиатуре»

Всё ещё тратите 15-20 минут на то, чтобы набрать одну страницу текста? Но зачем? Ведь можно пройти курс «СОЛО на клавиатуре», научиться печатать вслепую и делать то же самое в 3-4 раза быстрее, да ещё без лишней нагрузки на зрение!

искусство, Япония, история, ширмы

Previous post Next post
Up