О гениальном открытии советского учёного
Советский лингвист и этнограф Юрий Валентинович Кнорозов был первым исследователем, расшифровавшим древнюю иероглифическую письменность майя. Самое удивительное, что он был настоящим «кабинетным учёным», и осуществить выдающийся гуманитарный прорыв смог, находясь в Ленинграде - за собственным рабочим столом. Кнорозов так и говорил: «Чтобы работать с текстами, нет необходимости скакать по пирамидам».
Юрий Кнорозов с сиамской кошкой Асей
Во время учёбы на истфаке МГУ Юрий Кнорозов наткнулся на статью «Дешифровка письма майя - неразрешимая проблема?» немецкого майяниста Пауля Шельхаса, в которой был обозначен определённый тупик в данном направлении. Кнорозова взволновала и подстегнула эта статья - он решил сам ответить на поставленный вызов, так как считал, что если что-то придумал один человеческий разум, то другому по силам это расшифровать.
Дело в том, что иероглифы майя напоминают скорее комикс, чем текст, и поэтому, проделав огромную работу и не добившись результата, немец Шельхас решил, что эта письменность является идеографической*. Кнорозов взялся за дешифровку в 1943 году и стал пионером - основателем советской майянистики. Всё началось с перевода «Сообщения о делах в Юкатане» - книги о жизни майя в период Конкисты, написанной францисканским монахом Диего де Ланда в 1566 году. В основу работы, написанной на староиспанском языке, монах положил труды индейца с европейским образованием Гаспара Антонио Чи. Здесь Кнорозов совершил первые открытия, обнаружив, что индеец записывал майянскими иероглифами не звуки, а названия испанских букв. Таким образом, испанский алфавит, приведённый в книге, стал основным инструментом дальнейшей дешифровки.
Кнорозов работал с тремя сохранившимися рукописями майя, в которых отыскал 355 самостоятельных знаков. Учёный пришёл к выводу, что письменность майя не идеографическая, как предполагал Шельхас, а слоговая - фонетическая. Используя ключ из книги Ланды, советский учёный постепенно стал разбирать отдельные знаки, иногда даже с пониманием их значения. Со временем Кнорозову удалось структурировать майянский синтаксис и начать изучать отдельные предложения. Смысл некоторых из них становился понятен.
Всех тонкостей не описать, так как работа была кропотливой и многоуровневой, однако в начале 1950-х годов Юрий Кнорозов успешно завершил дешифровку письменности майя. В 1952 году учёный опубликовал первую научную работу по этой теме, а в 1955 году защитил диссертацию «„Сообщение о делах в Юкатане“ Диего де Ланда как историко-этнографический источник» и получил степень доктора наук, перепрыгнув через звание кандидата. Так решило научное сообщество - совершенно справедливо.
В научном мире Кнорозов стал суперзвездой, но это никак не изменило его жизни. Учёный перешёл на работу в Кунсткамеру, где трудился до конца своих дней. Он рассматривал дешифровку письменности майя как практический инструмент для разработки более широкой теории сигнализации и коллектива. В 90-е годы Кнорозов всё-таки посетил Мексику и места, связанные с майя. В Юкатане для него всё было «родное» и понятное. В старости исследователь занимался проблемами истории Америки. Скончался гениальный учёный 30 марта 1999 года.
Другие тексты рубрики «Чтобы вы знали» на 1001.ru: