28 июня 1712 года родился европейский мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо. Помимо философской работы, он также был писателем, музыковедом, композитором и ботаником. Наиболее известные произведения Руссо: автобиографическая книга «Исповедь» и философские трактаты «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и «Об общественном договоре».
Портрет Руссо в Шотландской национальной галерее, Аллан Рамзи
Руссо был франко-швейцарцем по происхождению и родился в протестантской Женеве. С самого детства будущий мыслитель читал философские труды - особенно он любил древнегреческого Плутарха и его «Астрею»: воображая себя античным Сцеволой, Руссо даже обжёг себе руку над жаровней.
В юности Руссо был, выражаясь современно, богемным персонажем - скитался по стране, ночевал под открытым небом, отвергал клерикалов и прозелитов, менял места, работы, покровителей. Мыслитель искал утешение в природе: поднимался на заре, трудился в саду, собирал плоды, ходил за голубями и пчёлами. Руссо сменил огромное количество рабочих мест в разных европейских городах, в том числе, занимался педагогикой. Воспитанию детей он даже посвятил книгу «Эмиль». Своих детей, по собственному утверждению мыслителя, у него было пятеро.
Попав на секретарскую службу к откупщику Франкёлю, Руссо вошёл в кружок «энциклопедистов». В то же время он завязал дружбу с французским писателем-просветителем Дени Дидро и немецким публицистом Фридрихом Мельхиором Гриммом. Частое общение с крупными европейскими мыслителями того времени мотивировало Руссо заняться философией.
Жан-Жака Руссо заботила проблема социального неравенства - он анализировал, в чём его причины, продумывал, как его искоренить. Впервые в европейской философии Руссо обозначил проблематику природы государства, объяснив, откуда оно берётся и чему служит. В частности, именно Руссо ввёл в обиход категорию «общественного договора», как основы государственности. Идеи философа повлияли на возникновение новых демократических институтов и политический практик, таких как: референдум, народная законодательная инициатива, возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.
Закон, учил Руссо, это гарант защиты народа от произвола власти. Таким образом, закон - выражение общей воли - служит именно средством достижения справедливости и социального равенства. Поэтому закон должен приниматься коллективно всем народом. В «Новой Элоизе» Руссо называет религию «опиумом», но не для народа, как у Маркса, а для души. Многие также отмечают, что Руссо был основателем философского романтизма. Ведь и жил как настоящий романтической герой, эдакий гофмановский «музыкант». Вольтер считал Руссо злобным сумасшедшим.
Также имя Руссо связано с сентиментализмом. И если «век разума» начинается с рационального Декарта, то с Руссо начинается «век чувства»:
Я чувствовал раньше, чем мыслил; таков общий удел человечества; я испытывал это сильнее других.
Другие материалы рубрики «Даты» на сайте 1001.ru: