Что такое «норманнский вопрос»?

Jun 01, 2023 13:30


Вопрос о наших корнях, о том, откуда мы, волнует многих. Если человек, даже хорошо гуманитарно образованный и хорошо ориентирующийся в истории России, решит более глубоко разобраться в том, что же науке известно о древнейшем периоде Древнерусского государства, то на него выльется нескончаемый поток различных трактовок, теорий и гипотез. Разобраться в этом, отличить зерна от плевел здесь достаточно сложно, так как даже самые именитые и общепризнанные ученые иногда говорят достаточно странные вещи и вообще, между собой никак не согласуются.



«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь», А. Куинджи, 1895. Источник: wikipedia.org

Так если ученые не могут договориться даже о базовых вещах, означает ли это, что правды нам вообще не отыскать о первоначальном периоде нашей истории? Конечно нет, не означает.

Я планирую написать несколько очерков о том, что науке известно о становлении Древнерусского государства, рассказать о том, на каких основаниях строятся те или иные гипотезы и почему одни более обоснованные, чем другие.

Планируемые тексты представляют собой своего рода путеводитель по источникам и концепциям о Древней Руси. Надеюсь, кому-то эти очерки помогут более хорошо понимать, что же наука знает и что нет, а что не доказано, но вполне вероятно.



Данный же текст будет посвящен основам, тому, о чем написано множество книг и статей, снято множество роликов на Ютубе. Речь пойдет об истории «норманнского вопроса». Это необходимо, чтобы в дальнейшем, при разборе конкретных спорных тем, было понимание, в какой напряженной обстановке ковались аргументы сторонников той или иной позиции.

Под норманнским или варяжским вопросом понимают в первую очередь споры о том, кем были русы или русь. (Здесь и далее народ русь будет писаться с маленькой буквы).

Первый этап спора

Все началось в середине XVIII века, когда в 1749 году по случаю тезоименитства Елизаветы Петровны в Академии наук планировали читать доклады на различные научные темы, в том числе и в присутствии самой императрицы. На тот момент уже известный историк немецкого происхождения Герхард Фридрих Миллер представил доклад с интригующим названием «Происхождение народа и имени Российского». Миллер вполне резонно доказывал, что народ русов был скандинавского происхождения и приводил множество аргументов, подтверждающих это. Но тогда был 1749 год, не так давно закончилась Северная война со Швецией, а тут немец говорит русским, что их предки были если не самими шведами, то их ближайшими родственниками. То есть возражения на доводы Миллера были сугубо политические, а не научные. Оппонентом Миллера стал одаренный во многих точных науках Михаил Васильевич Ломоносов, который исписал множество страниц, что концепция о скандинавском происхождении русов не патриотична, и предложил достаточно оригинальную собственную версию. Согласно Ломоносову, предки русов пришли с востока и были они роксоланами (ираноязычный народ!!!), а потом, преодолев практически всю Евразию, ушли в Европу, на север и стали русами. Насколько убедителен Ломоносов, судить читателю, но даже в 1749 году такие “изыскания” выглядели странно, на что и указывал Миллер в полемике. Однако, как мы видели, спор-то возник по политическим мотивам, а не научным и потому тогда победил Ломоносов, а выдающийся ученый Миллер попал в опалу.

Второй этап спора

Прошло еще сто лет, отгремели ожесточенные споры между славянофилами и западниками, и в 1860 году публично прошли дебаты между норманистом (то есть признающим скандинавское происхождение руси) Михаилом Петровичем Погодиным, автором популярного учебника по истории для гимназий, и антинорманистом Николаем Ивановичем Костомаровым, известным специалистом по истории Украины. Эти дебаты были очень популярны, на спор двух известных историков пришло множество людей и обоих, по окончании публичного диспута, толпа вынесла на руках и каждый из двух мэтров считал себя победителем. После этих дебатов, широко освещавшихся в прессе, князь Вяземский написал: «если раньше мы не знали, куда мы идем, то теперь и откуда». К счастью для обоих оппонентов, времена были уже не настолько жесткие, как при Елизавете Петровне, а потому никто из участников спора не пострадал.

К началу XX века, когда археология вошла в период своего расцвета, стало совершенно очевидно, что скандинавы (они же норманны в европейских источниках, они же варяги у славян) в большом количестве присутствовали на территории современной России как раз то время, когда согласно летописи и формировалась наша государственность. А потому спорить об этнической принадлежности руси было уже как-то глупо. Как заметил один выдающийся специалист по средневековой Руси, Горский А. А., если раньше под «норманнским вопросом» понималось то, кем была русь, то позже - какое влияние оказали скандинавы на нас.

Третий этап

После революции 1917 года, а особенно в 1940-е и позже, в СССР возобладал антинорманизм, но уже не в духе одиозных построений Ломоносова. Главным рупором антинорманизма в Советском Союзе стал академик Борис Александрович Рыбаков, на которого многие и сейчас продолжают ссылаться как на экстравагантного, но все же авторитета и выдающегося специалиста. Рыбаков действительно много сделал для понимания Древней Руси, но в целом он предлагал такие концепции, что построения ныне покойного Михаила Задорнова кажутся шалостью. У Рыбакова славяне сражались со скифами, имели чуть ли не государства (три!), а варяжское/норманское происхождение Руси в летописи были едва ли не придуманы во времена Владимира Мономаха (об этом мы подробнее поговорим, когда будем разбираться в текстологии Повести временных лет).

Как думаю понятно читателю, в СССР было запрещено критиковать концепции Рыбакова, иначе самое безобидное, что грозило, это бесславный конец, подобно истории, произошедшей с Миллером.

После крушения СССР споры возобновились вновь и более-менее установился консенсус, что варяги, они же норманны, являлись скандинавами и какая-то их часть была русью. В настоящее время существуют антинорманисты, кое-кто из них доктор исторических наук, а кто-то был даже академиком Российской академии наук. Но их аргументы в основном, касались вопросов «патриотичности» и дебаты сводились к оскорблениям. Возможно, когда мы закончим обзор всех «узловых точек», мы вернемся к современным антинорманистам, но сейчас пора подвести промежуточный итог.

Здесь я дал сжато историю дебатов о происхождении народа русь и не приводил аргументы той или иной стороны. Здесь я видел целью дать лишь общий контекст, показать, насколько политически мотивированными были споры.

Но теперь, после такого затянувшегося введения, можно приступить к конкретным спорным вопросам, где будут рассмотрены аргументы как сторонников скандинавского происхождения русов, так и их противников. Следующий очерк будет посвящен тому, на каких же основаниях ученые определяют этническую принадлежность русов.

Дмитрий Шевский

Материалы автора

история России, русы, Дмитрий Шевский, история, норманнский вопрос

Previous post Next post
Up