Турецкий рок

Jan 19, 2024 10:26


Помните расцвет русского рока, в середине 90-х и начале 00-х? Это была музыка, не имеющая аналогов, не похожая ни на одно зарубежное направление. Музыка, которая отражала исторический перелом в судьбах народа, страны, государства. Это ведь даже и роком вовсе не было. Несмотря на свой совсем юный возраст, очень хорошо помню окружавшую меня атмосферу - и… музыку.



Магазин музыкальных инструментов в Стамбуле. Unsplash

И тем непонятнее для меня был момент, когда, по сути, тот Рок в один момент умер. А на его смену, во второй половине респектабельных нулевых, пришли хип-хоп, r`n`b, eurodance и europop. Моё подростково-бунтарское сознание искало материал, который бы мог заполнить тот вакуум, образовавшийся после заката «Смысловых галлюцинаций», «Сплинов» и Петкуна.

В 2008 году, когда «Евровидение» ещё хоть как-то привлекало наших людей к ящику, среди огромного количества фриков и попсы, возникла песня турецкой группы Mor ve Otesi - Deli (сумасшедший, в переводе).

Они тогда не попали, по-моему, даже в десятку.

Однако этот трек, в ужасном качестве, появился у меня на рингтоне старенькой складной Motoroll-ы.

Спустя три месяца, волей случая, я поступил в Казахско-Турецкий университет и поселился в общежитии, где подавляющее большинство соседей были турки.

Наше представление о турецкой музыке довольно сильно искажено. Спросите любого прохожего, что для него турецкая музыка?

Ответ будет похожим у каждого первого - Таркан и тоскливые затянутые народные мотивы.



Помню, как для того чтобы «подмазаться к туркам» и выучить язык бесплатно, да ещё и напрямую от носителей, хвалился знаниями турецкой музыки, которые ограничивались одним треком одной группы.

Попытки возымели определённый успех. Спустя пять месяцев я состоял в местной общажной рок-группе в должности клавишника. Помогал делать каверы турецких рок-групп. (Я закончил в школьные времена музыкальную семилетку).

С ребятами из группы я, конечно же, подружился. Поток перевариваемой турецкой рок-музыки стал увеличиваться в геометрической прогрессии. Тогда для меня это было «приколом», возможностью выделиться, показать свою исключительность.

Когда спустя 5, 7, 10 лет я продолжал слушать эту музыку, я понял, что она затронула мои душевные струны - и заполнила тот пресловутый образовавшийся вакуум.

Не так давно я понял, чем же меня так зацепил этот рок.

Во-первых, турецкая (не традиционная) музыка в 90-х переживала абсолютно схожий с Россией период: молодёжь отходила от традиционной музыки, искала свой стиль, мыкалась между Востоком и Западом, экспериментировала в поисках самобытности.

Во-вторых, турецкий язык, несмотря на свою чрезмерную мягкость, богат на сонорные и шипящие звуки, что нередко придаёт попсовой музыке некий шлейф «Рокешности».

В-третьих, инструментальность. Вспомните, ставший легендарным концерт «БИ-2» с оркестром. Каких инструментов музыкальных только не было, и как по-новому заиграли старые треки. Турецкие рок-группы фишку с насыщением инструментальной музыки просекли давно.

Более того, добавили щепотку идентичности в виде народных инструментов. Получилась в прямом смысле «богатая» музыка.

Вспоминаю, как лет 10 назад по сети гуляли видео с выступлением известной уже тогда местной рок-группы «Manga». Сейчас и не сосчитать количество используемых музыкальных инструментов на том концерте, но отчётливо сохранилось в памяти, как рядом с гитарой гармонично смотрелся саз (аналог греческого бузуки, что звучит в Сиртаки), вместе с флейтой играл мей (тот же принцип, что у флейты, но с ярко выраженным восточным акцентом), и классические барабаны вместе с турецкими…

Подобная коллаборация даже обрела свой термин, своё направление - «Анатолийская музыка».

Четвёртая причина заключается в своеобразности турецкой рок-музыки (она, как мне кажется, в социальности). Здесь вам и песни про любовь, и патриотические мотивы, и историческая скорбь, и отношения отцов и детей, без готических ноток также не обошлось.

Я попробую вам представить небольшой список турецких групп, исполняющих рок-музыку разных направлений. А вы, в свою очередь (я надеюсь), сможете подобрать что-то для души:

Manga - смесь альтернативного металла, электронной и анатолийской музыки. По стилю сравнимы с Linkin Park. Признавались лучшей европейской группой по версии MTV.
Cenotaph - этакий турецкий «Рамштайн» в квадрате. Брутал-дэт-метал подойдёт любителям жёсткой музыки.
Kurban - считаются «разогревальщиками» группы Metallica в Турции, стиль, кстати, во многом схож с легендарными американцами.
Mor ve Otesi - анатолийский рок. Ярко выраженная политичность и философствование в произведениях.
Athena - любителям неклассической трактовки панк-рока зайдёт на ура. Группа не молодая, но тенденции отслеживает регулярно.

Продолжение следует

Юрий Синицын

Материалы автора

Юрий Синицын, Башкирия, Катя красава, Воскресный вечер, Григорий Перельман

Previous post Next post
Up