Достаточно часто в своей работе сталкиваюсь со ступором, когда надо начать что-то делать, а ты смотришь на чистый лист или экран и не знаешь, что сделать. Сразу хочется бросить все и пойти в интернет потупить Раньше я пытался бороться с этим путем применения какого-то формального процесса. Дескать, поставим себе четкие цели, опишем проблематику, критерии всякие - все по инструкции. Но это совсем не помогало.
Что интересно, помогло совершенно обратное - явный отказ от какой-либо структуры. Сейчас я просто сажусь и пишу либо в тетрадку, либо в Evernote абсолютно всё, что приходит в голову по теме и не очень: любые идеи, проблемы, вопросы, ссылки на материалы, архитектурные наброски. Получается такой список параграфов, не связанных в единый текст, но связанных темой. По мере того, как "сырой смысл" из головы переносится на внешний носитель в нем я автоматически начинаю видеть взаимосвязи и закономерности. Когда этап "потока сознания" завершается, я начинаю структурировать весь этот материал. Здесь как раз и нужны все эти problem solving frameworks, проблемы-цели-результаты и тому подобное: без них эта каша так и останется кашей.
В принципе, сама идея достаточно очевидна: пытаться одновременно родить идею и придать ей правильную форму сложно, поэтому проще разделить эти работы на два этапа. Но чисто психологически прийти к этому было сложно. Дело в том, что значительную часть своей сознательной жизни я как раз учился не допускать бардака в мыслях и в работе, учился делать все правильно и структурированно. Как в школе учили: сочинение долнжно быть с введением, основной частью и заключением, тогда - пять. А просто бессвязный поток предложений - двойка и переписать.
Но по всем законам развития эти полезные на определенном этапе развития принципы и табу стали ограничителем дальнейшего развития. Хаос и порядок в мыслях - это не обязательно хорошо или плохо. Важнее их гармония, которая определяется исключительно спецификой конкретной ситуации. Объяснять это новичкам бесполезно - это можно понять, только имея за плечами определенный опыт, которого у них нет. Им проще объяснить, что делать вот так - неправильно, а вот так - правильно.