montage of heck

May 14, 2015 00:40

"Чертов монтаж" меня потряс. Документальные фильмы в большинстве своем строятся на одном и том же наборе: воспоминания главного героя или его друзей/родственников/поклонников/врагов, архивные записи - аудио и видео, газетные вырезки, фотографии, какие-то предметы или явления, вплоть до самых мелочных и малопривлекательных, вроде вчерашней посуды и нижнего белья не первой свежести. Все это в фильме есть. Но дело не только в том, что режиссер получил в свои руки по-настоящему уникальные материалы и не стал ходить вокруг них на цыпочках, сдувая пылинки, а взял в работу, оживил, озвучил, дорисовал недостающее. Такой прием мы тоже видели, иногда он работает, иногда нет, здесь сработал по полной программе: оказываешься не рядом и даже не вплотную - по-настоящему внутри.



Есть еще одна важная вещь, тягостная и страшная. Она - в том, что не было облечено в слова. Она в молчании Дона, Дженни и Ким, в почти незаметном беспомощном жесте Трейси, в тяжелом выдохе Криста. В затяжке Кортни. И в смачном зевке Курта во время три тысячи пятьсот двадцать девятого интервью для "эм-ти-ти-ви". Это уже не о рок-н-ролле, славе, наркотиках, даже не об одиночестве, стыде, неудовлетворенности и депрессии. О том, что кем-то из них был сделан первый шаг на пути к гибели, и его почти видишь, этот шаг, но ни фильм, ни жизнь не поставить на паузу, не вырезать, не переиграть, не смонтировать иначе, чем в том единственном дубле.
 
Previous post
Up