На другом ресурсе стал свидетелем такого мнения: дескать, огораживали, чтобы скот не портил могилки. Отвяжется коровка, да и пойдёт прямиком на кладбище объедать зелень с могил, да копытьями их топтать, окаянная.
Мне такая точка зрения кажется несколько спорной. От скота достаточно было бы огородить всё кладбище одним забором, это было бы дешевле и красивее. Тем более что часто вокруг кладбищ были выкопаны рвы, чтоб не подтапливало. По крайней мере, вокруг деревенского кладбища, на котором хоронили мою тётку, ров был, и весьма приличный, хотя оно расположено и не в низине. Другие два старых кладбища в Петербурге и Москве, где я бывал, также были огорожены целиком, и вокруг одного из них я обнаружил остатки рва.
На многих старых кладбищах никаких оградок нет.
Оградки в массе своей появились достаточно поздно, уже во второй половине 20 века. И связано это с тем, что народу приходилось хоронить всё больше, земля стала дефицитом. Поэтому огораживали, чтоб никто не захапал, или случайно (или как бы случайно) не разрыли. Могли подхоранивать, могли не подхоранивать, ограда в данном случае утверждала факт принадлежности. Люди начали обносить участки, выкупленные у государства или взятые в аренду, этими оградами-заборчиками. Хоть они ничего не значат сами по себе и оградить от вандалов не могут, но символическая функция здесь есть: ограждение маркирует «своё» и «чужое». И это одна из черт времени, о которой я мельком упоминал в посте про индустриальную застройку: исконная общинность бывших сельских жителей постепенно сменялась городским индивидуализмом.
Здесь происходит интереснейшее явление: фольклорные верования и пережитки получают свое новейшее развитие. В соответствии с ними, «заборчик» - это то, что ограждает этот мир от мира потустороннего. Своего рода граница между внешним и внутренним, domestic и outside. Я встречал упоминания, что надо обязательно закрывать дверцу на ограде "чтобы покойник не гулял", или, "дух покойника не беспокоил живых". Зарождается городской фольклор нового типа.
В советское время также сложилась традиция ходить в Пасху не в храмы (многие закрылись), а на кладбище. Многим не нравилось, так как оставляли на могилах бутылки, яйца, хлеб и прочее, а иногда и сидели на могилах.
Также традиционной стала покраска оград на сельских и городских кладбищах в синий или голубой цвет, реже в зеленый. Почему?
В советское время существовала проблема с доступностью как многих бытовых предметов, так и стройматериалов. И найти краску, чтобы покрасить свой дом, а уж тем более оградку было весьма проблематично. Приходилось прибегать к хищениям: что принёс с работы, тем и покрасил. А ассортимент доступной для выноса краски на предприятиях был невелик и исчерпывался как раз этими тремя основными цветами. Красили весной, как раз в то время, в какое начинали красить и государственные объекты, на Пасху, родительскую субботу.
Со мной солидарны на ресурсе
Общество Некрополистов: «…современное православное кладбище, к сожалению, с могилами, обнесенными высокими металлическими оградами. Откуда возникла эта традиция огораживать могилы? Во второй половине прошлого столетия - начале нашего, уходящего, огороженные захоронения редкость, встречавшиеся только на городских кладбищах. На сельских деревянные ограды стали появляться лишь в последние два десятилетия перед Великой Отечественной войной. Теперь же это стало традицией, совсем не русской, не славянской, не доброй и, можно сказать, не совсем культурной традицией».
...В 1772 году, в связи с Указом Екатерины II о придании Валдаю статуса города и городском благоустройстве, было определено место на окраине города для основания нового кладбища. Ранее улица эта называлась Пятницкой, сейчас - Луначарского. Городскому начальству вменялось в обязанность наблюдать за порядком и благоустройством кладбища, обнеся его оградой и деревьями. Но самым первоочередным делом в кладбищенском устройстве было сооружение часовни или церкви.
Как мы видим, кладбище изначально обносилось ограждением -- следовательно, никакой скот или дикие кабаны на его территорию проникнуть не могли. За кладбищенской стеной хоронили самоубийц, вероотступников и прочих недостойных лиц. Территория кладбища, сама его земля традиционно считалась святой.
В том же 18 веке общий европейский тренд романтизировал кладбище, сделав его своеобразным местом романтического уединения. В то время такая тенденция видна во многих местах и Россия скорее была в арьергарде. Люди разного достатка, но явно не бедные, в соответствии со своими представлениями создавали из кладбищ этакие фамильные склепы. Делалось это в соответствии с представлениями о красоте: обносили цепями, делали ограду, внутри которой можно было посадить зелень. Спустя какое-то время такие склепы стали исчезать: ограды занимают очень много места, на них приходится тратить много денег.
Надо сказать, что я не зря оговорился о достатке людей, ограждающих могилы в те времена. Занятие это было недешёвым, и, косвенно, это еще одна из причин, по которым могилы попроще не ограждались никак. Простой деревянный крест, у беднейших слоёв, или металлический, у тех, кто побогаче, или мемориальный камень, надгробие, у тех, кто мог себе это позволить.
В подтвержение такого мнения несколько исторических документов.
Донское кладбище, 20-е годы. Как видим, оград никаких нет. Мемориальных камней тогда было вполне достаточно.
Братское кладбище, 1915-20гг.
Обращаясь к таким источникам, как визуальные свидетельства, мы видим опять же, что оградки если и были, то в явном меньшинстве, и выполняли скорее декоративную роль.
«Панихида в 9-й день на кладбище» 1885 г. Холст, масло. 86 х 140 см. Государственная Третьяковская галерея.
На следующей картине оградки также выполняют либо декоративную, либо символическую, межевую роль.
Картина маслом Голованова. Писана в первые месяцы после погребения Гоголя, 1852 г. Театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва
Кладбище Арбатец на Соколе, 1960. Ныне не существует, за исключением единственного мемориального камня, который в 2012 году был откопан и отреставрирован силами местных краеведов.