Думаю, наступил тот момент, когда нужно объединить разрозненную и отрывочную информацию из сети в один пост. Для начала статья из нашей местной газеты Северо-Запад:
Старожил Хорошёва-Мневников поделилась с корреспондентом «СЗ» удивительными воспоминаниями о родном районе
В прошлом веке на территории тогдашнего Хорошёвского района на Карамышевской набережной у самой воды располагался загадочный посёлок с немецким названием Келлер. А на месте современного Живописного моста были сараи и огороды, где жители выращивали картофель. Своими уникальными воспоминаниями с «СЗ» поделилась пенсионерка Елена Спицына: она родилась и живёт здесь до сих пор.
- Когда я слышу песню Анжелики Варум «Городок», сразу вспоминаю о посёлке Келлер, - рассказывает Елена Анатольевна. - Это был замкнутый городок, в котором своим анклавом жили в основном люди творческих профессий: художники, писатели, балерины. Посторонние попасть в него практически не могли, поэтому о Келлере не сохранилось почти никакой информации.
Посёлок занимал небольшой участок на берегу Москвы-реки в районе Карамышевской набережной: между храмом Живоначальной Троицы в Хорошёве и 67-й больницей. В нём было примерно 12 частных деревянных домов с печами. К берегу были привязаны лодки: многие местные жители в те годы ловили рыбу.
- В посёлок меня ещё в детстве водил отец, - продолжает Елена Анатольевна. - Там жил его приятель - журналист и писатель Константин Перевощиков, который в те времена много путешествовал по Индии и Филиппинам, писал рассказы и книги. Там я впервые увидела красавицу-солистку Большого театра Раису Стручкову, которая приезжала к кому-то в гости. Также в посёлке жила балерина Большого театра Марина Семёнова, несколько художников. Никакой «звёздности» не ощущалось: это были удивительно скромные и доброжелательные люди.
Жили в посёлке и немцы. Видимо, они и дали ему такое название. / Примечание. Это не совсем верно. Подробнее ниже. -- 0./
- Дети из посёлка почему-то не ходили в нашу школу. Где они учились - не знаю, по-видимому, их куда-то возили. Почти у каждой семьи были машины. Например, Перевощиков ездил на Фольксвагене «Жук», - вспоминает Елена Спицына. - На «Волге» с номером 005 в посёлок приезжал знаменитый хоккеист Александр Рагулин. Тогда я впервые увидела гражданский орден. У моего дедушки ордена и медали были за Великую Отечественную войну, а Рагулин получил за достижения в спорте.
По словам Елены Анатольевны, её семья чуть было не влилась в этот анклав. Её дядя некоторое время ухаживал за одной красавицей из Келлера. Но их отношения не сложились, и в результате дядя женился на другой.
- В 1960-е годы мы жили недалеко от Келлера - в доме на Новохорошёвском шоссе, как раньше назывался проспект Маршала Жукова, - продолжает Елена Анатольевна. - В просторечии наш дом называли «красный дом», или «Дом ГУЛАГ». Даже в поликлинике на обложке карты была такая запись. В этом доме жили сотрудники НКВД из охраны лагеря. Комнату в нём получил от работы дедушка - он был шофёром в пожарной охране, которая тогда подчинялась НКВД. По нечётной стороне Новохорошёвского шоссе стояли деревянные дома, были красивые сады, огороды. И у нас тоже были свои огороды. Они располагались прямо на том месте, где сейчас Живописный мост.
Про «Дом ГУЛАГ» местные слагали легенды. Говорили, что изначально он стоял на месте канала имени Москвы в районе 116 заградительных ворот. И, мол, в 30-е годы при строительстве канала заключённые вручную перетащили его через всю набережную Новикова-Прибоя на Новохорошёвское шоссе.
Несмотря на фантастическую историю, она абсолютно реалистична, утверждает Елена Анатольевна / Она ошибается. Подробнее ниже -- 0. /:
- Дом стоял на железнодорожных рельсах, и в нём отсутствовали некоторые коммуникации. Не было газа - мы пользовались баллонами, не было канализации - к дому периодически приезжала ассенизационная машина. А отапливался он общей угольной печью. В радиусе 100 метров не было никаких домов и сооружений.
Кроме того, перенос зданий с места на место практиковался в советское время - об этом писали в газетах. В одной из статей как раз и сообщалось, что во время строительства канала имени Москвы недалеко от Серебряного бора переместили небольшой дом, мешавший строительству…
Теперь здесь элитные постройки
Сейчас Елена Спицына живёт вместе с семьёй на улице Паршина.
«Дом ГУЛАГ» стоит и по сей день, его адрес - проспект Маршала Жукова, дом №61 / Ошибка. По этому адресу находится нежилое здание; а семиэтажка имеет адрес ул. Народного Ополчения, 9 корпус 3 -- 0. /. В нём долгое время были какие-то офисы, а несколько месяцев назад его стали реставрировать.
/Вот так этот дом выглядит сейчас. -- 0./ :
На досуге Елена Спицына пишет стихи и даже издаёт свои книги.
- В одной из книг у меня есть целый раздел под названием «Городские картинки», - говорит Елена Анатольевна. - В нём собраны стихи про город, в том числе и про наш округ. Они посвящены разным событиям: открытию памятников и станций метро, сносу торговых павильонов, и конечно, людям…
Дополню материал рассказами пользователей pastvu.com:
Вот как выглядел посёлок на
карте 1931 года -- это оранжевый прямоугольник в центре карты:
В 1862 году Роман Романович (Фридрих Карл) Кёлер (1838- 12 апреля 1907), - промышленник, основатель российской фармацевтической промышленности, мануфактур-советник, открыл собственный торговый дом для продажи аптекарских товаров и основал первую в Россию фабрику для производства водочных и конфетных специй и эссенций.
Р. Р.Кёлер был инициатором и основателем внеаптечного производства и торговли лекарственными препаратами в России. С этой целью им была организована в 1882 году в Москве фабрика для переработки сырых продуктов в химические и фармацевтические препараты (ныне входит в ОАО «Мосхимфармпрепараты» им. Н. А. Семашко), положившая начало фармацевтическому производству в России. Основал в 1893 году Фабрично-торговое товарищество «Р.Кёлер и К°» с основным капиталом в 1250000 рублей. В 1900 году Товариществу, возглавляемому Кёлером, принадлежали фабрики в Москве (на Вороньей ул. в Рогожской части, ныне ул. Сергия Радонежского), на Остоженке в Троицком пер. в с. Хорошово, под Москвой (производство кислот, эфиров, туалетного, медицинского и простого мыла); на ст. Вербилки, Дмитровского уезда Московской губернии.
Продукция Товарищества покупалась в большом количестве в России, Бухаре, Хиве, Персии и Китае. Судя по дошедшим до нас документам, этот завод располагался приблизительно в тех же местах, что позволяет сделать вывод: посёлок первоначально был построен для работников завода.
Как вспоминают старожилы, в 20х годах заводик ещё работал. В нижнем углу рекламки есть даже изображение этого заводика. Вполне возможно, что сам завод или фабрика были ликвидированы в связи с постройкой Карамышевского спрямления и шлюза в 32-35ом, а после открытия канала этот участок могли отдать под частную застройку.
lubek: Посёлок исчез в 1960 году. В середине 60-х можно было увидеть отдельные развалины домов по берегу на участке от 67-й больницы до церкви. Позже на его месте был водно-моторный клуб "Вираж" ГосНИИ Радио, ныне - одноимённый коттеджный посёлок.
m4x: В детстве залезли на огороженную территорию ангаров в конце дорожки от площадки ГАИ вниз к реке, которые всегда охранялись на моей памяти. Так вот, там в глубине были небольшие кирпичные здания весьма старинного вида. Я хотел забраться в одно из них, но не смог, т.к. была весна, снег растаял и воды там было по колено, а я не хотел промочить ботинки. Возможно, это остатки фабрики.
Vaksa: Вот несколько комментариев по поводу Кёлера с иного ресурса. Привожу дословно:
1. "около церкви был лабаз деревенский. голубой дунай был за деревней около моста. а на всем протяжении от церкви до больницы стояли деревянные дома. вверху и внизу. называли это Келлер (от немецкого - погреб). снесли в начале 70х. но на карамышевской еще долго стояли несколько водопроводных колонок."
2. "Тайна этого места Как-то раз, году в 85-86, весной я гулял по берегу и решил посмотреть, что там внизу (на месте, где сейчас коттеджи). До сих пор не могу понять, что там было. За забором из рабицы была огороженная территория с ангаром, деревья подходили к забору вплотную, я еле протискивался. Вдоль забора (не со стороны реки, а с другой) стояли какие-то столики, над каждым столиком была крыша, столов было много, и за каждым столом стояли женщины, по две за одним столом, перед ними лежали бумажные мешки, из которых они вынимали какие-то прозрачные кристаллы и протирали их (мыли), а затем обратно укладывали. Что за кристаллы, зачем их мыли... Лет через 12 я там прошелся, была уже другая страна - от базы мало что осталось, только стояла пара столов того времени. А потом там построили коттеджи. Кто нибудь из местных знает, что там за база была и что за кристаллы мыли?"
3. "Про кристалы звучит загадочно, но все достаточно просто. В 80-х здесь планировали создать геологический музей (в соседней церкви Троицы и под открытым небом). Сюда активно свозили образцы минералов, руд и камней из разных концов СССР. Подробнее можно прочесть у Л.Колодного в "Хождение в Москву"."
4."ангар (геологическая база) находился несколько северо-западнее. аккурат в конце 2го съезда в Келлер. всего было 3 съезда: 1й у церкви на пристань, 3й у 67й больницы. ангар построили позже - в середине 70х. в то время на месте коттеджей была лодочная станция. тут хранили лодки жители Келлера и из новых 5этажек выше на набережной, которые имели участки напротив в Речнике. по склону также гнездились многочисленные сараи, понастроенные обитателями Келлера."
5. "В году этак 78-80 мы с друзьями воровали камешки из тамошних ящиков у данного ангара, они были рядом с ангаром, забегали иногда и в ангар. Сейчас я знаю что это были горный хрусталь, чтото зеленое типа малахита, другие попроще на улице сера, руда...Еще там была большая собака один отвлекает другие забегают."
m4x: Ух ты! Мы там находили разнообразные кристаллы, я несколько горстей принес домой. Небольшого размера, от сантиметра до трех. Очень походили на кусочки мозаики, и мне мать рассказала, что раньше в тех местах именно мозаику и варили.
До сих пор остались три съезда к реке, сооружённые как раз в то время, когда была эта деревня. Один из них у церкви, второй недалеко от ГКБ №67 (это как раз тот, где ангары), третий ближе к шлюзу. Второй съезд сохранил остатки мощения аутентичными бетонными шестиугольниками:
А это дорожка от церкви. Так она выглядит сейчас.
На карте 1952 года Мосгоргеотреста съезд обозначен только один, это тот, который с бетонными шестиугольниками. Видно, что над посёлком были теплицы и огороды, восточнее находилась деревня Карамышево, а севернее -- село Хорошево. Напомню, что деревня от села отличается тем, что в ней нет церкви. В Хорошёво такая имеет место быть: это Церковь Троицы, на карте она находится северо-западнее Келлера и обозначена красным значком. Пройдёт всего несколько лет, и район неузнаваемо изменится. Прямо как сейчас. Я прекрасно понимаю, как себя ощущали старожилы тех мест... В конце 50х-начале 60х здесь начнётся массовая застройка района, деревни будут расселены; улица между огородами и Келлером получит название Карамышевская набережная; построят 67-ю больницу; улица, зазделяющая Карамышево и Хорошево, получит название Салям Адиля; севернее Хорошёво пройдёт главная магистраль будущего района -- Проспект Маршала Жукова; а часть старого Хорошевского шоссе, идущего между Хорошёво и Келлером, станет Карамышевским проездом.
Внимательный читатель может удивиться, как это так, Карамышево на разных картах расположена иначе, что это, ошибка? Отнюдь.
Деревня эта получила своё название от имени первого владельца. Фамилия Карамышевых происходит от татарина Карамыша, приехавшего в Москву в начале XV в.
К 1930-м годам Карамышево практически слилось с соседней деревней Мневники, в 1931 г. был организован колхоз «Всходы». В это же время началось строительство Карамышевского гидроузла, чтобы поднять уровень воды в Москва-реке на участке от соединения канала с рекой у Щукина и Карамышева. Потребность в воде была огромной, ведь население Москвы быстро росло, и существующих источников не хватало. Правительство планировало построить комплекс сооружений, среди них - бетонная плотина с гидроэлектростанцией и спрямляющий канал с однокамерным шлюзом. Архитектором гидроузла был А. М. Рухлядев. Карамышеский гидроузел был введен в эксплуатацию в 1937 г. Вместе с другими 28 строениями гидроузла был построен и тот самый 7-миэтажный дом, про который нам рассказывают, что его возили по набережной. Дом работников гидроузла, был первым домом в районе оснащенным лифтом. Да и его внешний облик так разительно отличался от других домов в районе, что это не могло не привести к появлению множества легенд. Бытует миф, что фундамент дома сложен из гранитных валунов вынутых при строительстве Карамышевского шлюза. Внутри лоджий сохранилась старая поверхностная проводка с изоляторами, ведущая к шарообразным светильникам, которые освещали каждую лоджию. Можно было представить себе тот эффект, которая давала такая подсветка, ведь в то время дом был отлично виден с канала. Это сейчас разросшиеся деревья скрыли его фасад, а тогда, судя по старым фотографиям место было совершенно открытое [
1].
В левом верхнем углу фото как раз видно строительство этого дома. При строительстве шлюза тем не менее всё-таки пришлось перенести около 100 домов и хозяйственных построек. Их расположили на участках в 1,5 км от центра старого селения. Здесь впервые перевозили дома целиком с помощью тележек и саней (как видите, Елена Спицына на этот раз права, действительно, перенос домов целиком -- давняя традиция нашего района) .
В конце 1940-х гг. Карамышево вошло в состав Москвы. Вот так и получается, что на карте 31 года Карамышево находится на одном месте, а спустя 20 лет -- на другом.
Но надо сказать, иногда случаются и забавные картографические ошибки. На карте 68 года мы видим странное название на месте Карамышевского проезда: ...атеевская улица.
Этот сохранившийся кусочек старого Хорошевского шоссе в 1965 году переименовали в Карамышевский проезд, до этого здесь была Центральная улица села Хорошева. Почему ее на карте назвали ...атеевской? В те же времена Центральную улицу Братеева тоже переименовали, назвали ее Б. Братеевской. Редакторы просто перепутали населенный пункт [
2]
На этой карте видно, как всего за несколько лет разительно изменился район. Уже есть больница, и нет деревни Карамышево. От села Хорошево остались несколько домов, дни их сочтены. Между больницей и церковью выстроен 76 квартал; юго-восточнее к нему прилегают остатки Келлера. Жить им осталось совсем недолго.