Интересной особенностью российского общества (ну и возможно остальных тоже, но я знаю только про отечественного) является то что мы значительно чаще говорим о том что нас раздражает, а не о чем-то хорошем. Кто бы и что бы не делал, доминирующей публичной реакцией будет негатив. Отчасти это происходит из-за того что хорошие события воспринимаются обществом как должное ("это их работа, мы им за это деньги платим, с чего мы должны говорить спасибо просто за нормально выполненную работу?"), а отчасти потому что в России общество и власть четко отделяют себя друг от друга и у нас возникает очень мало ситуаций когда группа граждан действует сообща на решение общей задачи (в последнем случае позитив используется как способ создания команды).
Мне бы не хотелось уподобляться большинству и хотя моё настроение является скорее мрачным я полагаю что было бы неправильно не отметить действительно впечатляющие достижения российских властей на протяжении последних пяти лет
Создание системы электронного правительства
Очень многие государственные услуги (кажется подавляющее большинство) стало возможным заказывать и получать в пару кликов через интернет. Запись на техосмотр, запись ребенка в садик, запись к врачу, замена паспортов, информация о штрафах и пенсионных накоплениях - чем я только не пользовался, все работает отлично. Особенно хочется отметить то как разруливали технические накладки - к примеру я ухитрился из-за какой-то ошибки в системе записаться на регистрацию автомобиля в нерабочий день у ГИБДД. Моим естественным ожиданием было то что меня в такой ситуации просто пошлют к чертям. На практике не произошло ничего подобного - мне позвонили, узнали приеду ли я, сказали в какой кабинет пройти и провели все необходимые манипуляции. Пришлось правда немного походить по кабинетам своими ногами с документами вместо простой подачи их в одно окно, но, черт возьми, все сделали - и сделали быстро и вежливо. Большой и жирный плюс инициаторам идеи, её разработчикам и простым госслужащим.
Развитие рельсового транспорта в Москве
Масштабы стройки метро поражают воображение. Я всегда интересовался этой темой, а сейчас даже не успеваю следить за нею, столько объектов одновременно находятся в работе. Станции строят десятками, превзойдя даже немалые советские темпы метростроя. Стали строить совершенно новые ветки и вводить в строй новые депо (много!). Еще ранее пошла замена подвижного состава и ремонт и модернизация изношенных эскалаторов. Практически реализовали валявшийся на полке более 20 лет проект движения пассажирских поездов по МКЖД который еще 5 лет казался делом нереального будущего. Модернизируют с масштабной перекладкой путей и заменой подвижного состава трамвай. По некоторым железным дорогам запустили экспрессы сократившие время в пути из области до столицы. Это колоссальный объем очень нужных и важных для города работ, эффект от которого начнет ощущаться в течении ближайших 5-10 лет.
Развитие улично-дорожной сети в Москве
Когда во времена Лужкова был торжественно похоронен проект ЧТК из-за его астрономической стоимости, то я честно говоря подумал что объемы строительства в Москве с приходом Собянина просто снизят. Я очень ошибался. Строят очень много, объем работ по новым магистралям в разы (!) превзошел ЧТК и мало того - фантастическое количество новых развязок сделали на уже существующих магистралях. Это очень впечатляющая работа и хотя в перспективе Москвы это и Сизифов труд, но кое-где (Ярославское шоссе, Ленинградское шоссе) результат этой деятельности весьма заметен. Лет через 10 с завершением работ по новым крупным магистралям сдвиги будут еще заметнее и в сочетании с развитием общественного транспорта объективно значительно улучшит непростую транспортную ситуацию.
Развитие городской среды в Москве
Огромные усилия были вложены и в развитие городской среды. Особенно фантастический успех - это модернизированные московские парки. Чёрт, я ведь прекрасно помню как еще совсем недавно и Сокольники и ВДНХ и Парк им. Горького были полупустыми полузаброшенными полупустырями. А сегодня это красивые, просто на заглядение сделанные места отдыха где по вечерам ходят десятки если не сотни тысяч отдыхающих. Большое человеческое спасибо всем тем кто сделал это возможным! Почистили и привели в порядок и парки поменьше и даже скверы в московских дворах.
А тротуары? Многие улицы наконец-то сделали пригодными для комфортного перемещения по ним пешеходов! Широкие тротуары, красивая плитка, аккуратная зелень, убранные рекламные растяжки и провода, возвращение на Тверскую деревьев - это же праздник какой-то! Даже снос кучи торговых объектов при всей его неоднозначности - это, несомненно, серьезный и последовательный шаг по развитию города в котором будет комфортно и приятно находиться.
И отдельное спасибо - за систематическую борьбу с недобросовестными автомобилистами. Платные парковки и эвакуаторы сотворили чудеса, расчистив многие московские улицы и сделав возможными поездки в центр на машине. Платежи через приложение на смартфоне - отличная реализация. Несколько портит картину только символическая стоимость парковки для местных жителей, которые систематически забивают своими автомобилями многие улицы, ограниченное количество перехватывающих парковок там где их, в общем-то, можно было бы легко организовать и паршиво сделанные ограничения на парковку в некоторых местах. В плюсик так же отправляются выделенные полосы для городского транспорта и камеры фиксации нарушений которые постепенно учатся отлавливать все больше разных нарушителей на дорогах. Учитывая то что московские автолюбители - это богатая группа людей умеющих бороться за свои права, а все эти меры довольно непопулярны у многих, систематическая работа городских властей в этом направлении вызывает только глубокое уважение.
По совокупности - в некоторых местах в центре Москвы организация улиц стала совершенно европейской. Это очень впечатляющий результат и я желаю его творцам чтобы европейским городом лет через 10 стала вся Москва.
Работа над мелочами
Ну и последний штришок к портрету который лично для меня очень важен. Это - внимание к "хвостам" и "мелочам". Очень многие вещи стали делать не по принципу вбухивания максимального объема денег в самый дорогой проект, а прислушиваясь к экспертам, с умом. Кое-где на улицах изменили неудачную разметку. Кое-где поставили дополнительные светофоры. Кое-где даже сузили улицы. Когда люди наконец-то делают простое, дешевое, но десятилетиями откладывавшееся решение или исправляют старую ошибку - это вызывает искреннее уважение. Впечатляет и подтягивание "хвостов" когда неожиданно закапывают простоявшие десятилетие ямы от заброшенных проектов или заменяют временный мост на постоянный, который должны были сдать еще лет 5 назад, но почему-то забыли. Видно что несмотря на немалое количество эксцессов за процессом следят и деньги тратят довольно грамотно.
И да, я по-прежнему считаю что текущая внешняя политика России является глубоко порочной, в стране де-факто установлена диктатура, в экономике, образовании и демографии долгосрочные тренды являются негативными, и в перспективе лет 5-10 эта ситуация выльется в большой кризис который может стать катастрофой для страны. И да я знаю про многочисленные проблемы которые сопровождают описанные выше хорошие начинания. Но здесь и сейчас я хочу сказать тем людям в правительстве которые работают на общественное благо большое спасибо от себя лично. При всей неоднозначности господина В.В.П. в экономический блок и в правительством Москвы он поставил людей толковых и грамотных, которые в существующей ситуации делают, по видимому, максимум возможного. Жаль лишь что именно этих людей облаивают сегодня разные политические шавки и что именно эти идиоты с популистскими идеями придут, по всей видимости, к власти когда произойдет кризис. Но здесь и сейчас - я вижу развитие страны и города. Мне хотелось бы верить что хорошие начинания последних лет не умрут с уходом В.В.П. или когда у Минфина закончатся бездарно разбазариваемые на военную конфронтацию финансовые резервы.