"В 1962 году я открыла племя Нуба. Племя едва насчитывает 10 тысяч человек, но это отдельная лингвистическая общность, совершенно отрезанная от внешнего мира и защищенная от влияния цивилизации. Это были самые счастливые люди, которых я когда-либо встречала. Их смех невольно располагал к ним, и они смеялись беспрестанно. Они были добры, у них не было дурных мыслей, и они не знали ни краж, ни убийств. Они жили в абсолютной гармонии с природой. Я называю их "людьми с другой планеты". Они приняли меня в свою среду и любили меня так же сильно, как я любила их. Я выучила их язык, и то время, которое я провела с ними, - самые счастливые дни в моей жизни."
Кто такая Лени Рифеншталь - в той или иной степени знают все, поэтому нет смысла подробно вдаваться в детали биографии, они общеизвестны и легкодоступны (см. вагон и маленькую тележку ссылок в конце поста).
Красивая берлинская танцовщица, между 1925 и 1933 гг. она прославилась как актриса в т.н. "горных фильмах", которые снимал Арнольд Фанк, но быстро поняла, что ее место - не перед объективом, а за ним. Ее вклад в киноискусство неоценим - "Олимпия" до сих пор фигурирует в десятке лучших документальных фильмов, когда-либо снятых, а "Триумф воли" вошел в историю как самый противоречивый киношедевр всех времен и народов.
После войны ее кинокарьера была полностью разрушена - хотя военный суд в 1952 году и снял с нее обвинения в пропаганде и поддержке фашистского режима, ее признали "попутчиком" (Mitlaufer), т.е. "сочувствующей нацизму". С тех пор никто не испытывал желания "дразнить быков" и сотрудничать с "пропагандисткой третьего рейха".
Хотя в 50-е годы у нее было много проектов, и с ней были готовы работать многие известные актеры (Анна Маньяни, Жан Кокто, Жан Маре, Брижит Бардо и др.), ни один проект не был доведен до конца. Отсутствие работы, хроническая нехватка денег, жизнь на грани нищеты...
У кого-то опустились бы руки, Лени же занялась художественной фотографией. Однажды, бессонной ночью 1955 года, она прочитала от корки до корки "Зеленые холмы Африки" Эрнеста Хемингуэя, и к утру ее охватило непреодолимое желание побывать там во что бы то ни стало. Черный континент рисовался ей царством свободы, где можно стать счастливой, как Хемингуэй.
В 1956 Лени решается одна ехать в Африку (к этому времени ей уже исполнилось 54 года). Она прожила несколько лет в Африке, фотографируя и исследуя жизнь и обычаи нубийских племен. Результатом стал ее фотоальбом "Последние нубийцы", в котором настолько очевидно желание показать красоту человеческого тела, что критики снова обвинили ее в пропаганде "нацистской эстетики". Она парировала: "Да, я снимаю красивые тела. Меня привлекают эстетические темы, а не отрицательные".
Ее жизнелюбию невозможно не позавидовать: в возрасте 70 лет она научилась плавать под водой и получила удостоверение аквалангиста (подделав свидетельство о рождении и солгав инструктору, что ей не больше пятидесяти). Она говорила: "Только под водой я по-настоящему счастлива. Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не могут остановить меня".
Когда ей было уже за шестьдесят, она познакомилась с оператором Хорстом Кетнером и прожила вместе с ним 38 лет (примерно такой же была и их разница в возрасте).
Ее последним фильмом, совершенно непохожим на черно-белые шедевры тридцатых, стала картина "Впечатления под водой" - монтаж записей редких рыб и растений, сделанных в Индийском океане на протяжении 26 лет и 2000 погружений.
Представляя свою последнюю работу, она сказала: "Я хотела бы, чтобы обо мне помнили как о женщине, которая всю жизнь очень много трудилась".
На 102-м году жизни Лени Рифеншталь умерла во сне от остановки сердца.
Leni Riefenstahl (1902-2003)
wikipediaвикипедияLeni Riefenstahl interviewed by Kevin Brownlownubaafrikariefenstahl.orgleni-riefenstahl.comПять жизней Лени Рифенштальbiography with many linksбиография на немецком (много личных фотографий)биографияеще биография Лени Рифеншталь. Мемуары Это был пост-подарок для Насти
4uzhaya -
Настя, 26 - это не возраст ни для женщины, ни для фотографа.:)