Японские гравюры, которыми мы теперь любуемся, делались не только на предмет полюбоваться, но и служили важным источником информации в Японии 19 века. Например, когда 8 июля 1853 года
коммодор Мэтью Перри прибыл в Эдо (теперешнее Токио), то уже на следующий день к четырем кораблям, на которых приплыли иностранцы, подплыло множество лодочек с художниками, которые спешно делали наброски. Уже к концу недели гравюры с изображением чудных иностранных кораблей и не менее чудных иностранцев продавались в Эдо на каждом углу.
Utagawa Yoshifuji, Americans 1861
веселенькие американцы для затравки)
Первые европейцы - португальцы - пришли в Японию в XVI веке; их называли "южными вараварами". Позднее за европейцами закрепилось другое название - "красноголовые". Происхождение названия связано с тем изумлением, которое испытали японцы при виде рыжеволосых голландцев.
Первые европейцы были встречены дружелюбно, и только спустя столетие японские власти закрыли страну и выслали всех иностранцев за ее пределы.
С 1641 по 1850-е года голландцы были единственными иностранцами, которым позволялось посещать Японию и вести с ней торговлю.
Yoshitora, Dutchmen
Dutch man and woman
Dutch woman
Gountei Sadahide, Dutchman
парные гравюры: Gountei Sadahide True depiction of a trading house in Yokohama
В 1804 году в Японию с целью наладить торговые отношения приплыла русская делегация, возглавляемая Николаем Резановым (капитаном корабля был небезызвестный Крузенштерн Иван Федорович, он же Адам Иоганн фон Крузенштерн). Миссия посла полностью провалилась из-за нежелания участников делегации соблюдать чужие обычаи - русские наотрез отказались сдавать оружие перед приемом у императора, не говоря уже о том, чтобы подползать к высочайшим особам на четвереньках, как это сделали в свое время голландцы.
Nicolai Rezanov, 1804
Резанов - второй справа, Крузенштерн - второй слева
Непривычные лица голландцев, их рыжие волосы, странные с точки зрения японцев обычаи, костюмы и приспособления (часы, телескопы и т.д.) будоражили любопытство японцев.
Dutchman and Javanese servant playing with dogs/Голландец и его служанка (малазийка) играют с собаками
Dutchman with telescope
на этой картинке - подаренный сегуну в 1821 году верблюд, которого вспоминали и годы спустя)
Ichikawa Yoshikazu, 1862
диво дивное - фотоаппарат
несколько иллюстраций развлечений иностранцев
Yoshitora Utagawa
В 1858 году самоизоляция страны была насильственно прервана (см. выше ссылку про коммодора Перри) и в Японию хлынули американцы, французы, англичане и русские, также получившие право на ведение торговли.
Picture of a Salesroom in a Foreign Mercantile Firm in Yokohama, 1861
Western Traders at Yokohama Transporting Merchandise
French woman - француженка
Yoshikazu Utagawa, French woman
Yoshitomi Utagawa - англичанка и француз
Yoshitora Utagawa, French woman
French woman
French woman
Yoshikazu Utagawa
Yoshitora Utagawa - французы
Yoshiiku Utagawa, Le Chinois et le Français/китаец и француз
Yoshikazu Utagawa, французы
англичане
По рассказам путешественников, а также пользуясь теми европейскими картинками, которые попадали им в руки, японские художники изображали жизнь в других странах.
Америка
Франция
французы
портрет Бернарда Палисси, француза, великого гончара, который до самой смерти был верен идее придумать настоящий китайский фарфор. Он был беден и когда у семьи не было денег, чтобы купить дров, он был вынужден топить печь мебелью, чтобы потухший огонь не прервал обжиг.
Sadahide Hashimoto, America
Utagawa Yoshitora, City of Washington in America, 1862
Utagawa Yoshitora, Paris
Hiroshige II Utagawa, London
сатирическая картинка, изображающая поединок японского борца и европейца
Audubon, 1875
портрет Джона Джейма Одюбона, орнитолога и биолога, который настолько любил свое занятие, что когда ему привезли отправленный на корабле ящик с иллюстрированными им книгами и оказалось, что его весь съели корабельные крысы, он не отчаялся и нарисовал все заново.
а это, так сказать, продукт эпохи - модернизированный японец)
Kobayashi Kiyochika, 1885
большая часть материалов отсюда:
www.iisg.nlи отсюда:
www.photo.rmn.frеще кое-какие картинки, к сожалению, маленькие