Одна проблема, которая древней самой древней профессии

Jun 11, 2010 18:27


Мой друг по ЖЖ написал статью о проституции, ее причинах (экономическое принуждение капитализма) и в чем он видит пути ее решения (назад, к истокам - к патриархальной семье!). Саму статью, если хотите, Вы можете прочитать здесь:

http://neurocod.livejournal.com/50990.html

А вот и мой ответ автору:

Не скрою, я сначала был сильно удивлен Вашим видением проблемы: Вы решили спасать женщину от экономического принуждения, которое, якобы, и является основной причиной проституции, просто запирая ее в патриархальной семье. Как будто там меньше принуждения... Правда, оно там другой формы: гораздо более архаично - отражающие отношения, что сформировались еще, может быть, в дофеодальную эпоху... Ваш рецепт - это просто замена одного вида принуждения на другое (а всего их, как известно, три: наряду с экономическим, есть еще административное и идеология, как то религия, например). И прогрессом, формально, считаеся путь от более брутальных ко все более либеральным его формам... Вы же хотите спасать женщину от экономического принуждения (говоря шире, от необходимости самой заботиться о своем пропитании), просто ставя ее в подчиненное положение, когда оно должна передать всю ответственность за себя в руки, в прямом смысле слова, хозяина. Вы уверены, что это освобождение и что это прогресс?

Но затем я вспомнил, что Вы просто повторяете путь многих революционеров, социалистов, которые подобным же образом хотели решить проблемы рабочего класса. Борясь с его эксплуататорами, они, на самом-то деле не знали что делать с его же подчиненной ролью; подобно феминисткам, которые борясь за равные с мужчинами права, фактически, борются и протестуют против пассивной женской природы...

А что стоит за Вашим, пока что только планом, борьбы с проституцией? Не означает ли он борьбу с самой женской природой? Давайте разберемся.


Я совершенно согласен с Вами, что экономическое принуждение - основа капитализма - вещь ужасная. Но те первые обезьяны проститутки, которые, может быть, и открыли для нас товарно-денежные отношения, сделали огромный шаг вперед, по сравнению с вульгарным подчинентем (читай изнасилованием), потому что первое формально учитывает желания обоих сторон, так что самка тут даже становится манипулятором и диктует условия игры (что в случае с приказом, заметьте, было бы сосем не так).

Теперь о том, кто кого принуждает у гомо сапьенсев. Маркс учит, что условия диктует капитал: т.е. то, что уже имеется в наличии де факто, а не то, что существует только потенциально и требует (а так же имеет к тому возможность) реализации. Так что это действительно принуждение. И проблема вся (неравенство, эксплуатация и проч.) в том, что это именно принуждение, а не в том, что оно конкретно экономическое. Социализм потому и оказался неудачным, что всего лишь заменил его на другие виды (административное и идеологию); так же, как и Вы хотите заменить, это самое, экономическое, на другое - в патриархальной семье - которое еще более будет не в пользу женщины.

При социализме не был решен главный вопрос как класс-производитель, но, в то же время и класс-исполнитель, может вдруг стать правящим? Ведь он не самодостаточен и потому нуждается в ком-то кто бы им управлял (со всеми вытекающими: неравенством, принуждением и эксплуатацией). Иными словами, проблема не только и не столько в эксплуататорах, сколько в самих эксплуатируемых, которые не только не могут, но и часто не хотят, взять ответственность за себя в свои руки и которые, таким образом, образуют с первыми одно неразрывное целое.

Значит, выход тут возможен только в том, чтобы каждый стал управленцем для себя же, т.е. фактически, перестал быть рабочим! Может быть это и не реально, но альтернативы здесь, похоже, нет и единственный путь видится через самоорганизацию "снизу", которая, как ни странно, имеет ту же самую природу, что и "невидимая рука" Адама Смита, традиционно отвергаемая социалистами. Но без этого, без подобной самодостаточности эксплуатируемых, принуждение в той или иной форме и все, что из него вытекает, останется всегда.

И проблема с женщиной та же самая: сама женская природа подразумевает подчиненное положение - она не диктует, а обольщает (в том диктат ее и состоит). А потому всякие попытки освободить ее приводят к тому, что она перестает быть женщиной, что мы постоянно вокруг и видим.

Это с одной стороны, с другой - без этого освобождения по определению нельзя говорить ни о каком конце принуждения, эксплуатации и т.д. и т.п. В чем выход здесь - никто не знает. За исключением тех, кто рвется спасать других, не спрашивая и не очень-то считаясь с желаниями самих спасаемых.

И в случае с проституцией... Борясь с ней, надо отдавать себе отчет в том, что эта борьба с самой женской природой (простите женщины), чтобы потом не была неожиданных для нас же самих результатов... (Здесь под женской природой я, как и Вейнингер в его "Пол и характер" имею ввиду не конкретно женщин, а женское начало, которое в той или иной мере есть в каждом из нас).

В самом деле, это в самой женской природе использовать все свои природные данности и прелести, чтобя заставить самцов приносить себе и своему потомству что-нибудь съедобное и вкусное. Даже затетьте, чем большую цену женщина требует, тем выше она стоит в глазах общества: в идеале лопух должен взять ее к себе на постоянное проживание и содержание и обеспечилвать всю жизнь тряпками и сладостями. И так же преходиться признать, что многие проститутки выполняют свою работу не за страх, а именно за совесть (что редко в наше время встречается и если только в данном случае это подходящее слово).

Ну, а что Вы говорите насчет морали, то она вещь не постоянная, от эпохи к эпохе меняется, в отличии от проституции... Так что если мир и перевернется, то не от того, что женщины будут продолжать, а, скорее от того, что вдруг перестанут заниматься этим...

женское начало, проституция, эксплуатация, подчинение, принуждение, Отто Вейнингер, Маркс, женская природа, идеология, власть

Previous post Next post
Up