Канадские ученые представят разоблачение Матери Терезы

Mar 02, 2013 12:50

Оригинал взят у abs8192в Канадские ученые представят разоблачение Матери Терезы
Исследование, которое вполне может спровоцировать небольшой скандал, опубликовал университет Монреаля в Канаде. Историки утверждают, что знаменитая Мать Тереза Калькуттская была вовсе не столь святой женщиной, как утверждает Католическая Церковь.

Агнес Гонджа Бояджиу, албанка по национальности, вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето» в 18 лет, в 1928 году. В 1931 году она взяла имя Тереза, потом была направлена в Калькутту преподавать в женской школе святой Марии, а в 1940-е годы начала руководить монашеской организацией, которая создавала приюты, школы, а также больницы для бедных и тяжелобольных людей.

Организация действует по сей день в 111 странах мирах, насчитывая сотни отделений. В 1979 году Мать Терезу наградили Нобелевской премией мира, а в 2003 - через четыре года после смерти - ее причислили к лику блаженных. Имя Терезы стало нарицательным и едва ли не синонимом непогрешимого милосердия… но так ли это соответствует действительности? В мартовском номере журнала Studies in Religion появится статья канадских исследователей, которые изучили 502 различных документа о жизни и деятельности Терезы; после исключения ряда дубликатов ученые получили 287 письменных свидетельств с уже не столь однозначной картиной.

Так, обнаружились свидетельства врачей о том, что действовавшие приюты зачастую отличались крайне удручающим состоянием, были оборудованы в плохо подходящих помещениях, в них было грязно, а больные не получали достаточного питания и болеутоляющих. Может, это из-за недостатка средств и желания помочь возможно большему числу страждущих?

Документальные свидетельства не позволяют столь уж легко согласиться с таким объяснением. Финансовые потоки, проходившие через фонд Терезы, шли через банковские счета, о которых, как утверждают исследователи, ничего не известно. Неизвестно то, кто сколько денег перечислил, куда они были направлены и как потрачены - во время катастрофы в Бхопале (крупнейшая техногенная катастрофа, по числу жертв обошла Чернобыль) или наводнений в Индии фонд не перечислял денег напрямую. Что, конечно, еще ничего не говорит, но на этом неприятные открытия не заканчиваются.

Исследователи нашли высказывание Терезы, приведенное журналистом Кристофером Хитченсом: «Есть что-то прекрасное в созерцании того, как нищие несут свое бремя, страдая подобно Христу. Эти страдания обогащают мир». С учетом этой цитаты, говорят авторы нового исследования, вполне возможно, что тяжесть условий в приютах была обусловлена вовсе не нехваткой денег у фонда. Мать Тереза придерживалась на редкость консервативных взглядов и, к примеру, выступала против абортов даже тогда, когда беременность наступила после изнасилования. Но если это все правда, то как тогда Матери Терезе удалось приобрести столь безупречную для всех остальных репутацию?

С историей беатрификации, отнесения к числу блаженных, тоже не все гладко. Описано, например, чудо излечения женщины, которая страдала от сильных болей в животе и которой помог медальон с ликом Терезы; для Ватикана это было бесспорным аргументом, а вот врачи имели альтернативное мнение. Согласно которому помог не медальон, а препараты, которыми лечили кисту яичника и туберкулез. Туберкулез, как известно, удалось победить только с появлением антибиотиков, так что это объяснение, как минимум, выглядит более убедительным по сравнению с априорно невоспроизводимым чудом.

Другая критика

Надо заметить, что Мать Терезу критиковали и при жизни. Например, за получение награды от диктатора Дювалье, который бессменно правил Гаити и проводил политику массовых репрессий. Или за получение пожертвований от бизнесменов с сомнительной репутацией. В 1991 году в немецком журнале Stern появилось сообщение о том, что на благотворительность в фонде Терезы идет только 7% пожертвований, но окончательной ясности со счетами и финансовыми потоками никто внести так и не смог.

Наиболее авторитетной и обоснованной может быть критика со стороны Роберта Фокса, редактора медицинского журнала Lancet (одного из самых престижных медицинских изданий в мире). Фокс еще в 1996 году отметил, что фонд имеет множество волонтеров, но практически не привлекает врачей и, по всей видимости, занимается скорее бурной имитацией здравоохранения, чем реальной помощью в современном понимании.

Кристофер Хитченс

Упоминаемый в канадском исследовании журналист Кристофер Хитченс известен как самый ярый критик Матери Терезы. Убежденный атеист, светский гуманист и антиклерикал, он в 1995 году написал книгу The Missionary Position: Mother Tereas in Theory and Practice, которую многие критики назвали «грязной, но необходимой работой» (рецензия The Sunday Times, например).  Аргументы против знаменитой основательницы благотворительного фонда тогда были почти те же - сомнительное качество медицинской помощи, финансовая непрозрачность, распространение религиозного радикализма.
http://news.mail.ru/society/12181753/?frommail=1

0nothing1 : Образ Матери Терезы - это намерено и профессионально раскрученный образ, впрочем, как и все публичные фигуры в наше время. К тому же (и прежде всего!) это была бизнес-леди и с бульдожьей хваткой; не случайно в бизнес кругах советуют брать с нее пример - ее опыт, в этой сфере, признан заслуживающим самого пристального изучения. Специфика только в том, что в ее бизнесе во главу угла были поставлены не деньги, а влияние - а это самый современный тренд, надо сказать! - и ее образ для этой цели был самый что ни на есть подходящий.

Штука в том, что образ женщины-матери идеально подходит для манипуляции плебсом. У среднего человека (а в среде низших классов, особенно) существует сильнейшее табу на любые попытки критически взглянуть на образ матери и усомниться в его по умолчанию предполагаемой святости, даже в малейшей степени! А потому это открывает почти безграничные возможности для манипуляции.

Терезу можно обвинить, прежде всего, в преднамеренном унижении искавших у нее помощи людей и использовании их отчаянного положения в интересах своей корпорации. Она недвусмысленно ставила их в положение ребенка - один из самых сильных и подлых приемов манипуляции. Просящих сразу, как само собой разумеющиеся лишали права на собственное достоинство, им по сценарию предписывалось быть как дети - беспомощными и... навсегда благодарными, естественно! Это и есть первое правило как любой манипуляци, так и бизнеса (в более узком смысле) - заставить человека почувствовать, что он тебе обязан.

Поэтому то, что делала Тереза совсем не корректно называть "помощью"... Помощь - это помочь человеку встать на ноги, чтобы дальше он шел сам. Но если его специально хотят сделать навсегда зависимым (от корпорации), то это уже надо называть другими терминами...

католицизм, хорошая новость, манипуляция, религия, бесплатный сыр

Previous post Next post
Up