Антикапитал (дополняя классиков ;)

Dec 21, 2012 13:22


Идеи, изложенные в статье, не представляют почти никакого практического значения (пока), но помогают под новым углом взглянуть на то, что такое капитал. Но мы живем во времена больших перемен, социальный контекст меняется с быстротой, невероятной, и подчас непредсказуемо, и что кажется странным и даже "не нормальным" еще сейчас, вполне может стать обычной стратегией в недалеком будущем...

Постольку по Марксу, и по Аттали капитал - это средство подчинения, т.е. особый вид влияния, наряду с двумя другими ( Аттали выделяет всего три вида: государственная власть, духовная и власть денег), то возникает соблазн посмотреть, а каковы отношения капитала со свободой...

Сначала, даже поставим вопрос шире: делает ли богатство свободным? Самая распространенная точка зрения здесь та, что богатство, будто бы, только открывает перед вами новые возможности (так уж ничего и не требуя взамен?) и следовательно, нашу свободу, как бы само собой - увеличивает.

Такой оптимистичный вывод обычно делают из посылки, что "бедный человек, мол, не может быть свободным". А никто и не спорит. Но следует ли однозначно из этого, что им вполне может стать богатый? Кстати, сам вывод в пользу этого, как правило, делается людьми вовсе не бедными, но, скрученными в бараний рог в процессе общей крысиной гонки за успехом и прекрасно знающими, что деньги, в подавляющем большинстве случаев, платят вовсе не за наличие собственного мнения... Более того, последнее обычно находится в обратно пропорциональной зависимости к скорости продвижения по служебной лестнице, а следовательно и к размеру заслуженного (вот уж воистину!) материального вознаграждения, которое, выходит, и делает его получателя свободным...

Так делает ли богатство свободным?

Лучше уж считать, что и бедные и богатые - каждый из них несвободен по-своему, к тому же трудно найти какой-либо общий критерий для столь различных групп: "у кого похлебка жидка, у кого..." а действительно, какие проблемы у другого? Пока с бедными для всех все более или менее ясно, давайте перейдем к приятной части и обсудим, в чем же проблемы у богатого?

Богатство, с одной стороны - и прежде всего! - это как раз те самые наши нежные места, за которые так удобно держать нас, требуя соблюдения определенных правил игры... Т.е. это самое настоящее средство контроля, и боязнь его потерять - именно то, что делает нас настолько уязвимыми и зависимыми (вся капиталистическая система (пирамида) фактически на этом и держится).

С другой стороны, говоря конкретно о капитале, как мы помним, - это средство подчинения, вид влияния, так что он просто по определению должен подчинять. На практике это означает, что капитал создает классическую иерархическую структуру с входом и выходом - подчинением тем, кто наверху и подчинением тех, кто внизу, соответственно - которая сама по себе и есть капитал (как тип отношений по Марксу) и внутри которой, капитал только и работает. Хотя это и особый тип иерархии - это "мягкое подчинение" (soft power). потому что важнейший, если не самый важный, вопрос в бизнесе - кто в ком нуждается. Может быть, за исключением случая розничных продаж в самом низу "пирамиды", которые действительно довольно навязчивы, во всех других случаях первыми подойти должны к вам. Здесь сила заменена привлекательностью, которая сила, еще более страшная... Таким образом при капитализме налагается влияние.

И именно подчинение тем, кто наверху и делают капитал, или в более широком смысле богатство, легитимными... Так что если вы вдруг считаете, что ваше богатство только дает вам права, ничему при том не обязывая, то, скорее всего, оно не очень легитимно, и у вас вполне возможны проблемы при попытке наложить с его помощью влияние - всегда могут возникнуть вопросы: "а на каком основании, собственно?" Основанием же должно быть то, что вы встроены в общую иерархическую пирамиду капитала (если только не какую-нибудь другую - как правило, силовую - криминальную, например; или вы вообще на иждивении). Т.е. должен быть кто-то, кто гарантирует ваш статус, и без такого обязательного подчинения, ваше богатство просто фик-ци-я!

Собственно, для тех, у кого богатство есть, здесь нет ничего нового, но вот некоторые счастливые его не обладатели очень часто не совсем ясно себе представляют, что это значит - быть встроенным в эту "систему" (хотя, конечно, сожалеть не сожалеть - вопрос предпочтения.) А отсюда идет непонимание и некоторых других вещей, например, ситуации в которой оказались некоторые наши соотечественники, в свое время постучавшие в дверь чужой пирамиды, с просьбой принять их к себе, а также мотивы их поступков: насколько же они свободны сейчас в своих словах и действиях?

Вернемся конкретно к капиталу

Но раз капитал означает иерархическую пирамидальную структуру, которая к тому же постоянно увеличивается в результате процесса концентрации капитала, то естественный его антипод, или даже могильщик - это сепаратизм, причем, на всех уровнях. На самом высшем его можно назвать антиимпериализмом...

И не только это, есть кое-что и полюбопытней. Всегда были люди - раньше больше - которые работали много, но главной целью их были не столько деньги, сколько сохранение личной независимости - чаще всего это связывают с протестантской этикой, что не совсем корректно: например, многие из нынешних "понаехавших" со всей Индии в Мумбай проповедуют ту же самую идею. С экономической точки зрения сии интересные типы очень часто действуют абсолютно не логично: вместо того, чтобы встроиться в какую-либо структуру, где больше платят, они делают выбор в пользу независимости... (Обратите внимание, мы свободу начали трактовать именно как независимость, "свободу от" и как это контрастирует с современными европейцами и русскими, которые только и думают, как бы переложить всю ответственность за себя на кого-то другого - эдакого хозяина - и как бы присосаться к какой-нибудь дойной корове - все тому же хозяину.)

Различие этих двух жизненных тактик идет по линии: обособление, индивидуализация, дифференциация - слияние, коллективизация, интеграция. Предвижу возражения, что, мол де, обычно капитализм с коллективизацией не связывают и индивидуализму не противопоставляют. У каждого своя точка зрения. Обычно капитализм и социализм считают антиподами, как будто второй не есть логический и окончательный результат развития первого...

Я бы назвал антикапиталом само стремление к независимости - независимость как цель. Так как именно оно лежит в основе той этики, и создает те типы отношений, которые работают точно против закона концентрации капитала, согласно которому, мелкие и средние предприниматели должны неминуемо поглощаться крупными (и что, в свою очередь и создает ту пирамиду власти капитала, о которой мы говорили).

Хотя, легко заметить, что здесь нет четкой границы между желанием завести свое дело и желание поглотить кого-нибудь: вы можете стремиться сохранить свою независимость, но это отнюдь не означает, что вам не захочется, в процессе этого, лишить ее кого-то другого... Обе эти тенденции переходят друг в друга, как инь-ян, или, вернее, как потенциальная энергия в кинетическую - представьте себе шарик, скатывающийся в лунку - по мере того, как концентрация капитала происходит. Кстати, вы не задумывались, что из марксового закона концентрации капитала следует также, что образование иерархий суть процесс увеличения энтропии?

И отсюда напрашивается, странный на первый взгляд, вывод, что страна, где больше всего развит этот дух антикапитализма - США, с их традиционной высшей благодетелю иметь собственное дело (гораздо более, чем где бы то ни было). И это совсем не случайно, что именно там так долго - феноменально долго, казалось, что марсовы законы вообще не про Америку, хотя, теперь это конечно уже в прошлом - сохранилась та благодатная фаза капитализма, когда, при известном усилии и таланте, конечно, почти каждый мог открыть собственное дело. Европа эту фазу как-то быстро проскочила, и через государственный капитализм - "последнюю и загнивающую..." - оказалась прямиком в настоящем социализме: Маркс оказался совершенно прав, но только почему-то это мало напоминает решение; скорее выглядит так, будто реальные проблемы отсюда только начинаются...

Что мы продаем, когда продаем себя? Кое о чем, что так же реально, как и деньги

Представьте, что вы имеете собственный бизнес, и как у всякого нормального бизнесмена главная ваша задача - получение прибыли. И вот, в один прекрасный день одна корпорация - до сих пор она была вашим конкурентом - предложила к ним присоединиться, обещая, что там вы будете иметь больше. Вы присоединились, в деньгах вы выиграли, но потеряли ли при этом что-нибудь? Теперь у вас есть босс - это еще одно счастливое приобретение - и ваши отношения, фактически, чисто формальны, и тогда получается, вы можете относиться к нему как к своему клиенту - какая разница? Попробуйте, а потом мне скажете, что получилось... Понятно, что если с клиентом вы были на равных (в идеале), то теперь вы стали подчиненным - возникла иерархия. А это значит, что не один нормальный экономист уже не должен рассматривать вас как независимого эгоистичного игрока. С точки зрения теории игр, вы и ваш босс играете совершенно по разным правилам - что позволено Юпитеру, не позволено быку - это и есть иерархия. Так что вы потеряли? Свой потенциал. Если раньше, хотя бы теоретически, ваша фирма и могла стать вторым "Майкрософт", то теперь это уже совсем не вы, кто определяет ваше будущее. Изменилось отношение с контекстом: вместо сохранения независимости от него (его отрицания), пришло подчинение (слияние). Был сделан выбор между сохранением своего потенциала и переходом в стабильное состояние.

Из этого следуют многие любопытные выводы, например, что деньги совсем не обязательно делают нас свободными, а даже наоборот - мы, скорее, должны за них расплачиваться своей независимостью. Это же относится и к государствам: для поддержания суверенитета приходится содержать многие нерентабельные отрасти национальной промышленности - и это совершенно рациональная стратегия! Так что это две различные стратегии в реальной жизни: заработать как можно больше и сохранить свою независимость (вернее, они совпадают только в самом начале, при выходе из явной нищеты). И один раз продав себя, мы сразу оказываемся запертыми на локальном пике (на ландшафте нашей экономической приспосабливаемости, так сказать) - этот секрет знают основатели всех крупных компаний: за время их эволюции им определенно не раз поступали разные заманчивые предложения о слиянии - они отказались; но все они почему-то нас убеждают, что "рациональный экономический игрок" должен лезть на первый попавшийся локальный пик...

второе начало термодинамики, сепаратизм, экономика, подчинение, принуждение, свобода, капитал, нематериальные активы, коллапс волновой функции, влияние, стрела времени, антикапитал, власть, бесплатный сыр

Previous post Next post
Up