вчора ввечері повертаємось з моря - концерт. просто біля пляжу. культурологічний з котрихось. навезли крісел, поставили сцену. купа народу. спочатку оркестр грав. гарно так грав, патріотичне шось, бо люди то й діло підхоплювались і кричали своє "олллєєй!"
а погодка ж - люкс. сонце вже зайшло. прохолооооднооо... далі співи почались. народне шось. "я народився в Андалусії..." "Андалусіє, ти - любов моя"... виступали з промовами з міськради (тут воно - Хунта звецця, хи-хи - на полотінформаціях колись вчили, що "хунта" - то шоць дуже пагане, зло, коротше. а воно - то шо в нас "рада" . таки ЗЛО), котрісь діячі. І все - Андалусія, Малага, Іспанья... і всі на те хором - "олллєй!" і у долоньки плескати.
а ми собі на пісочку сидимо, в сторіночці. морем любуємся та музику оту слухаємо зі спічами в переривах...
а спічі цікаві попадаються, як дослухатись. чую - "Антоніо Техеро Моліна"-"Хуан Карлос", "Хуан Карлос"... олллєєй!!!
о, кажу, стоп. А чо це воно отак? я ж ото вчора буквально ту саму фотку бачив, знамениту, де той підполковник Антоніо Техеро Моліна пістолетом вимахує за трибуною Верховної Ради іспанської (ше подумалось, от молодець! глянь тако - переворотчик!)
Мануель Перес Барріопедро (Іспанія)
23 лютого 1981
підполковник жандармерії Антоніо Техеро Моліна захоплює залу іспанського парламенту...
чого ж то так. захоплював-захоплював, і шо?
сів читати. люблю історію. туди пірнеш - зверху чисто, світленько, малюночки кольорові і радісно так якось, а чим глибше, тим темніше і не вельми весело стає, тим менше продовжувати хочеться, занурення тоє нерозумне...
за Хуана Карлоса, короля Іспанського:
"...Хуан Карлос Борбон-и-Борбон, династия которого правит Испанией с начала 18 столетия, родился 5 января 1938 года в Риме, где в изгнании проживала его семья, в том числе дед - свергнутый в 1931 году король Испании Альфонс 13-ый и отец - Дон Хуан, граф Барселонский. В 1948 году, когда принцу было всего 10 лет и он жил после смерти деда с родителями в Португалии, испанский диктатор генералиссимус Франсиско Франко прислал графу Барселонскому, с которым до этого не поддерживал никаких отношений, депешу с просьбой срочно прибыть к нему на яхту «Азор» для обсуждения дел государственной важности. Граф, убежденный демократ, с презрением относился к Франко, бывшему союзнику Гитлера и Муссолини. Однако, учитывая настоятельный тон послания, на яхту, используемую сугубо для конфиденциальных встреч, все же прибыл и буквально был ошарашен сделанным ему предложением. Генералиссимус обещал восстановить монархию в Испании при условии, что Дон Хуан отдаст ему на воспитание сына - Хуана Карлоса. После долгих размышлений граф Барселонский согласился: государственные и династические интересы взяли верх над отцовскими чувствами..."
Диктатор заключив договір з королем у вигнанні... Зробив пропозицію, від якої Король не зміг відмовитись.
за генераліссімуса Франсіско Франко, каудільо (вождя) іспанського народу, диктатора:
"...пришел к власти после победного завершения гражданской войны, продолжавшейся с 1936 по 1939 годы. Он никогда не был фашистом, как утверждала пропаганда: это был убежденный изоляционист, истово верующий католик и сторонник консервативных ценностей. Франко, получивший в годы войны помощь от Гитлера и Муссолини, подписал антикоминтерновский пакт, но так и не присоединился к оси Берлин - Рим - Токио. Когда Гитлер подписал союз со Сталиным, безбожным коммунистом, врагом традиционной семьи и частной собственности, Франко был потрясен. После нападения языческой Германии на католическую Польшу каудильо заявил фюреру свой категорический протест. В 1940 году Гитлер встретился с Франко и попытался договориться о военном союзе и совместном наступлении на британский Гибралтар, который потом Германия подарит Испании. Франко отвечал, что Испания никогда не примет исконно испанскую территорию в дар от кого бы то ни было, поскольку у испанского народа есть особое чувство гордости, и военный союз не состоялся. После этого фюрер признался своему окружению, что скорее даст удалить себе три здоровых зуба, нежели будет еще раз встречаться с каудильо. Эта неприязнь усилилась после того, как германские дипломаты, работавшие в Мадриде, известили Гитлера о том, что Франко, потомственный военный и кабальеро, с крайней неприязнью и даже гадливостью отнесся к самой идее истребления «неполноценных» народов..."
і ше:
"...в итоге «фашистская» франкистская Испания так и не вступила во Вторую мировую войну - ни на чьей стороне. Начиная с 1942 года США и Великобритания пытались втянуть генералиссимуса в переговорный процесс, но безуспешно. Послу Рузвельта Карлтону Хайсону Франко заявил, что, по его мнению, в мире идут три войны. Против коммунизма он готов воевать вместе с Гитлером (дивизия испанских добровольцев отправилась на Восточный фронт и целиком погибла), против варварской не христианской Японии - вместе с США, а вот в войне между рейхом и западными демократиями он будет соблюдать нейтралитет..."
далі за Хуана Карлоса і за Франко, за обох, бо воно так і було:
"...шли годы. Хуан Карлос вырос, завершил образование ( снчала военная академия, стажировка в различных родах войск, а потом уже университет - и только испанский!), женился на греческой принцессе Софии, в семье родились две девочки и мальчик - наследный принц Филипп. В 1969 году престарелый диктатор назначил Хуана Карлоса своим официальным преемником на посту главы государства, то есть фактически закрепил свое давнее обещание восстановить монархию, правда, лишь после своей смерти. Франко выступил с сообщением на эту тему в Генеральных кортесах, подобии парламента своего тоталитарного режима:
- Мы приняли закон и назначили нашим приемником на посту главы государства будущего короля Хуана Карлоса Борбона-и-Борбона..."
"Король помер! многая літа Королю!" диктатор Франко призначив на пост голови держави короля.
Далі вже за Хуана Карлоса:
"...диктатор умер 20 ноября 1975 года. И уже через два дня Хуан Карлос был торжественно провозглашен королем. Об этом объявил тогдашний председатель Кортесов Алехандро Родригес де Валькарсель:
- От имени испанских Кортесов и Совета королевства сообщаем испанской нации, что Дон Хуан Карлос де Борбон-и-Борбон провозглашается королем Испании. Он будет царствовать под именем Хуана Карлоса Первого."
"...многие испанские политологи до сих пор ломают голову, почему Франко, прекрасно осведомленный о демократических взглядах своего подопечного, все же не уступил настояниям жены и не сделал выбор в пользу мужа своей внучки, человека преданного тоталитарному режиму. Одна из версий гласит, что диктатор прекрасно сознавал, что его клерикально-военное государство - анахронизм в демократической Европе, что дальнейшее развитие страны, ее прогресс напрямую связан с необходимостью политических преобразований и что для подобных преобразований лучше фигуры, чем Хуан Карлос, подобрать нельзя. "
диктатор ВИПЛЕКАВ собі наслідника, вигодував його з рук, виховав як сам того хотів. Він показав йому на свому прикладі - як не має бути. І він навчив його, як треба зробити, щоби було правильно. вже напевно навчив.
Випустили на волю всіх політв"язнів, легалізували всі партії, включаючи комуністичну. В 1977 р. в Іспанії пройшли перші демократичні вибори в парламент, прийнято конституцію, шо гарантувала іспанцям всі права і свободи... А шо ж франкісти? шо ж номенклатура франкістська, що при владі да на керівних посадах біля тих корит си гріла? шо вона? невже спокійно на те все дивилась, та лиш позіхала і скрушно знизувала плечима? та де там!
вони ж були присутні у всих владних структурах, в поліції та армії... невже ж тупо чекали, як колись прийдуть, постукають у двері...
а ше ж були комуністи, шо майже всі ще поголовно перебували у підпіллю, та проводили всіляческі акції протестів через робітничі профсоюзи, бо не вірили до кінця (ну не могли повірить!) у щирість намірів висунутого самим Франко короля.
каротше - виникла кризова ситуація...
яку треба було вирішити...
далі - хроніка тих подій ("100 великих змов і переворотів"):
"...23 февраля 1981 года в испанском парламенте проходил очередной тур голосования, которое должно было завершить затянувшееся на несколько дней избрание нового председателя правительства Леопольдо Кальво Сотело. Он должен был сменить на этом посту подавшего незадолго до того в отставку Адольфо Суареса, исполнителя сложной политической операции по демонтажу диктаторских структур и созданию основ новой демократии в Испании, за которой стоял король Хуан Карлос и его ближайшие советники...
Итак, в зале испанских кортесов собрался парламент в полном составе, почти все члены кабинета, лидеры всех политических партий. Стрелки часов показали 18 часов 22 минуты, когда возле трибуны неожиданно возникла группа жандармов в черных лакированных треуголках, вооруженных автоматами и пистолетами. Их предводитель подполковник Антонио Техеро Молина, давно известный всем как фанатичный сторонник Франко и враг демократии, закричал: "Всем лечь на пол!" За этим последовала нецензурная брань и выстрелы. К счастью, в потолок. Депутаты повалились под свои кресла. Не захотели подчиниться приказу лишь Адольфо Суарес, его заместитель генерал Мануэль Гутьеррес Мельядо и лидер коммунистов Сантьяго Каррильо, продолжавший невозмутимо курить сигарету(цікава реакція нє? так себе ведуть люди, котрі ЗНАЮТЬ, в чім фокус). Разгневанный генерал Мельядо - физически хрупкий, очень немолодой - чуть ли не с кулаками набросился на жандармов. Ему грубо скрутили руки. На выручку генералу поспешил Адольфо Суарес - с ним поступили не менее жестко.
Снова зазвучали выстрелы. К счастью, кровь и на этот раз не пролилась. Но этого никто не знал за пределами кортесов - по телевизору видели, как потерявший самообладание Техеро мечется, и слышали выстрелы. Как выяснилось позже, это сыграло важную роль: военные сторонники "мягкого" переворота в тот момент заколебались. Ведь условием своего участия в заговоре они сделали бескровный переворот, иной вариант мог бы привести к новой гражданской войне.
Но первая фаза переворота завершилась для заговорщиков успехом. Бесноватый жандармский офицер во главе группы из 445 послушных ему подчиненных держал в заложниках не только всю политическую верхушку страны, но и парламент в полном составе, который заговорщики под дулом пистолета намеревались заставить одобрить создание правительства "национального спасения" по составленному ими заранее списку.
Страны Западной Европы тут же осудили мятеж, госдепартамент США заявил, что это "внутреннее дело" Испании (тоже дуж прикільна реакція, заторможена тако, нє?) Страну охватил страх."
в сторону Мадрида посунули танки... на площах Валенсії тож з"явилися танки і понад тисяча солдатів генерала Міланса, особисто нагородженого Ґітлером Залізним Хрестом... телецентр демонстрував Техеро Моліну і парламентарів під кріслами, радіо транслювало військові марші...
Де ж КОРОЛЬ?!!! Де ГОЛОВНОКОМАНДУЮЧИЙ?
в повітрі дзвеніло - "повернення диктатури?!!!"
..."Всем ждать! Скоро к вам обратится очень важная персона!" - произнес в зале парламента подполковник Техеро Молина. Шел час за часом, но ничего не происходило...
ХТО має звернутися? Люди нічого не розуміли... Король? Хто?
Ото було весело, я вам скажу! я ото читаю - ну романи писать про це! бестселлєри, маттері йго кавінька!
"Важной персоной", как затем было установлено, был известный генерал Альфонсо Армада - человек умный, волевой и коварный. Он почти 20 лет входил в ближайшее окружение Хуана Карлоса, когда тот еще был преемником каудильо. Однако после смерти Франко генерал не скрывал своей враждебности к реформам, одобряемым королем, и постепенно потерял его доверие. Хуан Карлос отдалил генерала от себя, он был назначен заместителем начальника главного штаба армии. На этом посту, причем спекулируя на прежней близости к монарху, Армада кропотливо и тщательно организовал широко разветвленный заговор, приведший к захвату парламента. Идея была простая: поставить Хуана Карлоса перед фактом и тем самым принудить согласиться с правительством "национального спасения" во главе с Армадой.
Генерал постоянно намекал своим коллегам, что он якобы выполняет волю монарха, который не желает действовать в открытую, но будто бы одобряет действия, направленные на пресечение хаоса и анархии в стране.
Стремясь добиться своей цели, Армада в самый разгар событий предпринял поистине макиавеллиевский ход. Он позвонил королю, попросив срочно принять его в королевской резиденции "Сарсуэла", чтобы лично информировать о "сложившейся ситуации". Генерал рассчитывал, что его присутствие в "Сарсуэле" будет воспринято руководством армии как знак того, что он действительно пользуется молчаливой поддержкой монарха, но один из самых близких королю людей генерал Сабино Фернандес Кампос разгадал тайную суть этого хода, узнав по своим каналам, что в танковой дивизии "Брунете" заговорщики ссылаются на Армаду как на "высшего авторитета" в предпринятой акции и внушают колеблющимся, что он находится в Сарсуэле. Хуан Карлос приказал Армаде оставаться на месте и воздержаться от появления в королевской резиденции, тем самым дезавуировав его перед лицом армии.
Когда командование "Брунете"(танкової дивізії, частини котрої утримували телецентр в Мадриді) узнало, что Армада вовсе не выражает волю короля, являющегося по конституции также и Верховным главнокомандующим, они приказали танкам вернуться в казармы.
Тем временем Хуан Карлос предупреждал генерала Миланса: "Мятеж чреват риском гражданской войны в стране. Ответственность за это ляжет на всех вас". С такими же словами король обратился к другим командующим военными округами, которых обзванивал лично, требуя от них лояльности.
Лишь после этого Хуан Карлос и верные ему люди стали медленно брать ситуацию под контроль. Мятежные войска удалось убедить уйти из телецентра. Оттуда в "Сарсуэлу" в срочном порядке выехала телевизионная группа для записи обращения короля к нации.
Глубокой ночью на экранах телевизоров появился король Хуан Карлос, одетый в военную форму. Тем самым он подчеркивал, что выступает не только как король и глава государства, но и как верховный главнокомандующий. Он потребовал от армии безусловного соблюдения демократических норм конституции, принятой народом.
Мятеж захлебнулся. Генерал Миланс сдался властям. Техеро Молина освободил здание парламента и был препровожден в тюрьму. Взяли под стражу Армаду и других участников заговора. Через год состоялся судебный процесс. Судили лишь нескольких военных и одного гражданского. Обвиняемые оправдывались, что выполняли волю монарха."
Сторонники Франко, толпившиеся у зала суда, скандировали: "Король предатель!
але ХТО їх вже слухав!
Іспанія важко зітхнула з полегшенням. Іспанія висипала на вулиці. Іспанія знову з КОРОЛЕМ!
"...на следующий после мятежа день на улицы Мадрида с криками «Да здравствует король! Да здравствует свобода!» вышли почти два миллиона человек. В колоннах жителей Мадрида в тот день шли все руководители компартии. Они вышли на манифестацию под красными флагами и вместе со всеми славили короля, спавшего страну, свободу и демократию. "
От так. От так воно робиться, панове.
Шахмати треба вчиться грати, а не доміно. Як мінімум треба знати про "хід конем" і що то означає.
Тихо, майже мирно, майже без жертв і - дуж професійно. Силами умілих і розумних, спеціально виплеканих людей.
Цікаво мені стало - а яка назва у іспанських спецслужб? ну от не згадують за них, кагебістів іспанських при описах отого "путчу" підполковника Антоніо Техери Моліни. Зовсім не згадують. Чого? А мож і не було таких при Хуані? Може не було й при Франко? ггг
Не вірицця шото...
Шо ж то за спроба перевороту і без втручання спецслужби, ну розвідки накінець... Отако взяли жандарми і захопили парламент. А потім здалися і VIVA Король!
Та читаю ше трохи... Є! Сумнівалися, сумніваються до сих пір. Є люди допитливі... Трощечки про "неясні моменти" тої путчистської епопеї підполковника Антоніо Техери Моліна.
"...Среди многих версий случившегося очень распространена такая, согласно которой король, предчувствуя неизбежность мятежа, как бы сыграл на опережение: не стал тормозить его, а дал ему ход. На это, например, намекает королева София в книге-интервью "Королева". Едва ли она стала бы говорить такое, не согласовав это с мужем...
Весьма информированный участник тех событий Сантьяго Каррильо заявил на презентации своей книги, что король в последние месяцы правления Адольфо Суареса не раз выражал перед генералами свое недовольство премьером, и они могли воспринять это как сигнал к действию..."
О, а є тріщечки і про спецслужбу! Навіть назва сплила!
"...так, в самый канун 20-летней годовщины военного переворота в испанской прессе появились многочисленные документы, подтверждающие не просто причастность, но и прямое участие в том заговоре главной испанской спецслужбы СЕСИД. Более того, возглавляющий это ведомство генерал Хавьер Кальдерон, один из тогдашних руководителей этой службы, уличен в том, что знал о заговоре, помогал путчистам. Мало того, став главой СЕСИД, он выбросил из него тех офицеров, которые были против участия в перевороте и затем пытались сказать правду об этом..."
Ох, весела штука історія. Але в біса одноманітна. Аж нецікаво часом стає. Гидкенько так навіть стає. Тріщечки.
Документи у них "спливли" рівно за двадцять років. Взяли і спливли, як какашка тако. Чекали-чекали, аж тут спливли. Нате, іспанці, читайте, насолоджуйтесь. Архіви відкрились нарешті. Прикільно, але знає хто-небудь, чого саме цифра 20 (років) фігурує? (прям як у нас - підписка про нерозголошення на 20 років... ) а я вже знаю...
у тому ж-таки 2001 році, по "сплиттю" документів...
"...пресс-секретарь правительства Пио Кабанильяс заявил: "Суд уже осудил всех виновных, остальное дело историков". А испанская прокуратура заявила, что не может открыть дело по новым фактам, так как срок давности за те деяния истек как раз 23 февраля 2001 года..."
отако.
Генералів-танкістів і маккіавелістів скоро амністували і випустили. На віддих. З пенсіями. З підписками про малчання.
Підполковник Антоніо Техера Моліна відмовився від подачки амністії. І відсидів три чверті сроку. Гонорово.
Прикольна штука - історія. Особливо така - з королями, королевами, диктаторами, генералами, шо їх нагороджував Залізними хрестами сам Адольф Ґітлер... і маленькими підполковниками, що їх тупо "кинули", зробивши цапами-відбувайлами... та кількома невідомими офіцерами спецслужб, яких "ушлі" через принципове "ні" на отаке кидалово...
А король? А шо король? Цвіте і пахне. Шо йму здєлаєцця?
"...парадокс в том, что в Испании, по официальной статистике, монархию, как институт власти, поддерживает всего 28% населения. Однако 83% высоко ценят нынешнего короля. Они оценивают его деятельность на 8 баллов (по десятибалльной шкале), в то время как глава правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро оценен ими на 5 баллов, а руководитель консервативной оппозиции Мариано Рахой - всего на 4.
Популярная газета «Мундо» отмечала, что «в последнее время король вновь поднял свой авторитет, посетив, вопреки протестам, Марокко, испанские анклавы в Северной Африке - города Сеуту и Мелилью, проведя канун Нового года с испанскими солдатами в Афганистане и потребовав уважения к Испании на испано-латиноамериканском форуме в Чили...
Марокко претендует на анклавы, население которых оценило визит короля как поддержку его желания продолжать оставаться в составе Испании. Ну а в Чили король потребовал замолчать президента Венесуэлы Уго Чавеса после того, как тот неоднократно назвал «фашистом» своего недруга - бывшего испанского премьера Хосе Марию Аснара. Но особенно испанцы ценят, по мнению «Мундо», роль своего монарха в переходный период от диктатуры к демократии, когда он выступил гарантом этого процесса, и его роль в предотвращении попытки военного переворота в 1981 году..."
тай таке-от екскурсне, про історію одної фотки.
навіяне співами на пляжі під акомпанемент оркестру і крики народу "олллєєєй!!!"
не знаю, чи хтось подужає це все дочитати до кінця... Аж посміхнуло, ггг,)))
www.youtube.com/watch www.youtube.com/watch