Ну наконец-то по ТВ перестанут собирать деньги больным детям?
Jun 23, 2020 19:49
"Полученные средства, подчеркнул президент, должны будут тратиться исключительно на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями и на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации."
Сумма такого "щедрого" дополнительного НДФЛ, по предварительным прикидкам составит максимум десятки миллиардов рублей в год. А потребности детей-пациентов только со спинально-мышечной атрофией уже сейчас составляют 50 млрд руб. в год.
На эти два процента и заживем НДФЛ для богатых повысят на символическом уровне
Главная новость выступления президента Владимира Путина 23 мая - формальный отказ от ступенчатой шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). С 2021 года она повысится с 13% до 15% для лиц, имеющих персональный доход свыше 5 млн руб. в год.
На деле это достаточно позитивная новость для богатых.
Споры о прогрессивной шкале НДФЛ, лежащей в основании всех welfare state в мире, ведутся в России два десятилетия. Решение о «ступеньке» в два процентных пункта затормозит постоянные попытки вернуться к обсуждению реально прогрессивного НДФЛ как минимум на несколько лет - по существу же шкала остается де-факто плоской, речь идет о дополнительном целевом налоге на высокие доходы в 2% доходов.
С юридической точки зрения, заявление Владимира Путина о повышении НДФЛ для доходов физлиц выше 5 млн руб. в год (то есть для получающих сейчас «чистыми» зарплаты выше 362 тыс. руб. в месяц) до 15% - это отказ от плоской шкалы НДФЛ, введенной в РФ в 2001 году. Плоская шкала (предположительно с января 2021 года - действие новых или измененных ставок налогов по НК меняются один раз в год) заменяется на двуступенчатую: доходы до 5 млн руб.- ставка 13%, выше - 15%.
В теории происходящее действительно может с определенной вероятностью привести к отказу от самого принципа плоской шкалы - юридически происходит именно это - и к продолжению экспериментов с многоступенчатой шкалой.
Однако то, как именно предложено отказаться от единого подоходного налога, говорит скорее о том, что принятое политическое решение - это способ как минимум на несколько лет (технически - не менее чем на один год, на деле, учитывая, что общим курсом последних правительств было обязательство не менять налоговую систему до 2024 года,- на четыре года) закрыть обсуждение прогрессивных ставок подоходного налога. Только Федеральная налоговая служба (ФНС) сейчас способна оценить, какое число физлиц в России сейчас соответствуют критерию 15-процентного НДФЛ (она пока этого сделать не успела). По грубым оценкам, речь идет о сотнях тысяч человек во всей России из верхней части верхнего доходного дециля. Сумму дополнительного НДФЛ (если в нем ничего не будет меняться в конструкции, дополнительные доходы, которые Владимир Путин обещал целевым образом направлять на поддержку семей с детьми, в основном получит Москва, Санкт-Петербург и нефтяные регионы) также пока сложно оценить. Она, видимо, составит максимум десятки миллиардов рублей в год.
Такое повышение НДФЛ явно не вызовет значимого ухода в «тень» крупных зарплат, и при таком уровне «белых» доходов ради дополнительных двух процентов налогообложения ФОТ вряд ли кому-либо придет всерьез в голову укрывать персональные доходы. Для немалой части этой категории физлиц более актуальны изменения в закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК), анонсированные Владимиром Путиным, для которых вводится фиксированный налог. Пока неясно, как именно изменится закон о КИК, но, видимо, часть их проблем с организацией частной жизни будет снята.
В целом движение в сторону изменения закона о КИК для богатых собственников более важно, чем двухпроцентное повышение НДФЛ. Очевидно, что инициатива Владимира Путина - чисто политический ход накануне референдума по конституционным изменениям.
И в этом свете важно в первую очередь то, как отказ от плоской шкалы НДФЛ в этой форме, которая на практике является, в сущности, сохранением той же плоской шкалы в немного видоизмененной форме, выглядит в сравнении с обсуждавшимися два года альтернативами. Наиболее устойчивый вариант прогрессивной шкалы, обсуждавшийся ранее,- это ставка НДФЛ в 25-30% для зарплат, в три-четыре раза превышающие средние в РФ. Еще один часто обсуждавшийся вариант - отмена «порогов» по уплате социальных взносов, делавшие шкалу общего обложения доходов в России де-факто регрессивной, но сохранявшей вполне рациональным отношение к пенсионной системе, фондам соцстрахования и институту обязательного медицинского страхования как к более страховым, чем солидарным институтам. В выступлении Владимир Путин об изменениях в ставках соцвзносов ничего не говорил.
«Двухступенчатая» шкала НДФЛ с минимальным шагом - видимо, самая низкая цена, которую возможно заплатить за с трудом защищаемый под давлением мировых социал-демократических тенденций принцип плоской шкалы. Вряд ли возможно другое решение, которое в такой степени оставляет принципы взимания НДФЛ в России незыблемыми, делая их «социально справедливыми» по форме. Новая система, отметим, не будет ничего общего иметь и с советской системой обложения личных доходов, которая основывалась на отсутствии налогообложения реальных низких доходов (до 70 руб. в месяц в 1970-е) с общей ставкой аналога НДФЛ на уровне 6% и высокими акцизами на спиртное, через которые «недостающий подоходный» и собирался с населения на практике. Не происходит и возврата к нестабильному прогрессивному НДФЛ 1991-2001 годов, провоцировавшего в числе прочего постоянный уход от НДФЛ (но в большей степени от соцвзносов) в «тень».
Новая система, видимо, будет очень редкой в мировой практике - тем более учитывая, что полученные средства, как подчеркнул президент, должны будут тратиться исключительно на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями и на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации. Само по себе решение сделать часть налоговых поступлений целевыми является беспрецедентным. Потребности, например, только пациентов со спинально-мышечной атрофией (СМА) уже сейчас составляют 50 млрд руб. в год (см. “Ъ” от 21 февраля). По сути, двухпроцентный дополнительный НДФЛ является формой принудительной благотворительности и солидарности со всем населением. Но цели, на которые предлагается тратить, настолько возвышенны, что вряд ли кто-то будет критиковать этот политический ход Владимира Путина иначе как из сугубо принципиальных соображений - скорее, критика слева от сторонников более выраженного социального государства в данном случае была бы более уместна.