Как мозг принимает решения.

Oct 02, 2015 09:50

Ура! Ура! посетила вчера общеобразовательную лекцию.Лектор Илья Кольмановский. Сотрудник политехнического музея.Биолог по образованию.
В вопросах конечно поактивничала, а Андрей сказал свела таки лекцию в детскую тему))).

Основой лекции было схематичное строение мозга. Нейробиологи за 20 век накопили достаточно большой материал насчет удаления разных частей мозга и как это потом на человеке отразилось. А в 21 веке уже и различные виды магнитных томографий позволили расширить знания какой участок мозга за что отвечает.
Офтоп. Надеюсь моя экстраполяция в дипломной универской работе для магнитной энцефолограммы мозга как то тоже поможет ученным в будущем))))
Собственно схема:
Кора- сознательное, маленький кусочек связующее звено, "подвал эмоций" лимбическая система, и два отдела принятия решения: интуитивный (способный обрабатывать колоссальные объемы информации на колоссальной бессознательной скорости, но в основе обработки ТОЛЬКО прошлый опыт) и поменьше- рациональная часть (насколько я поняла ее размеры ограничены генетически. Но при этом развитие идет опытным путем, у взрослых с помощью тренировки "оперативной памяти". И если не развивать то останется довольно большой кусок неиспользованного материал:).Эта часть оказалась интересным образом связана с ВОЛЕЙ человека. Ниже опишу знаменитый опыт 80ых годов с детьми 5-7 лет и зефиркой.)

Лекция тем интересна, что перемежалась кучей занимательных примеров, часто статистических.

Успех заключается в умении в разных ситуациях пользоваться тем или иным центром решений. Это уже уровень МЕТА МЫШЛЕНИЕ. Когда человек осознает как собственно он думает.

Грубые примеры: интуитивный центр это для принятия решения в выборе покупок, в спорте (так как слишком много данных для того чтобы рациональная часть успела обработать всю инфу и выдать результат) и пр.
Рациональную же часть необходимо включать в принципиально новых ситуациях. Часто интуиция пытается что то подсказать, но так как она основывается на прошлом опыте это чаще всего приводит даже к фатальным ошибкам.

Хороший пример с лесными пожарными. Когда ветер поменялся, все бросились бежать от огня в гору, и только один человек не послушал свою интуицию и не бросился бежать а использовал встречный поджог и "прошел сквозь полосу огня". Таких людей, способных в критической ситуации включить рациональную часть не больше 15% (!).

to be continued….)

Чтобы тренировать интуицию нужно пытаться анализировать свои ошибки.И накапливать положительный опыт.То есть если что то приносит хорошие эмоции пытаться на этом концентрироваться а не на негативных мелочах.
Предложено было приложение happier. Каждые три часа оно пищит и спрашивает что позитивного было за последние 3 часа? и поначалу кажется что вроде и ничего, но оно пищит! пока чего нибудь не напишешь. Со временем уже на автомате будет замечать позитив и запоминать чтоб было чего записать.

Ну и еще было сказано как эмоции и возраст сказываются на выборе центра принятия решений.и собственно что плохие эмоции это сродни встрече дедлайна когда человек сфокусирован и не способен широко взглянуть на вещи и принять какое нибудь нестандартное изящное решение. Как в армии - бежишь и все.Не думая.

И, наконец, ВОПРОСЫ!) и ДЕТСКАЯ ТЕМАТИКА. То ради чего можно сказать сходила))). Пошла развеяться, узнать новенькое и как то отвлечься, возможно на что то сподвигнуться. Но нет))). Пока что главная цель - ДЕТИ у меня.

Оказывается, МЕТА мышлением можно начинать овладевать с 12 лет!
До этого большей частью ребенок пользуется интуицией, то есть накопленным опытом! Потому что слишком уж сильны эмоции.
Еще интересно что самый пик "натурального ума" у детей в возрасте 8-10 лет (с такими детьми нельзя играть в игры типа мемо- обыграют стопроц)). Когда у них просто фотографическая память на все. Натуральный ум как раз формирует рациональную часть мозга. И ТАДАМ формируется/активизируется в период с 2х до как раз 10 лет.

Эксперимент с зефиркой. Детей 5-7 приглашали в комнату в которой был стол и стул. На стол ставили тарелку с зефиркой. И говорила, если ты дождешься взрослого и не съешь зефир, то тебе принесут второй и съешь тогда 2.И уходили и ребенок оставался один на один со своим соблазном.
http://edition.cnn.com/2014/12/22/us/marshmallow-test/
Некоторые дети сьедали, не дослушав задания, в среднем 7-9 минут изнемогали малыши. Человек приходил в комнату через 15 минут.
Этим детям сейчас в районе 40-50 лет. И ПРЯМАЯ корреляция в скорости поедания зефирки и успешности в жизни. Успешность это карьера, доход, семейное положение и пр.

Собсвтенно время зависело от рациональной части мозга. ВОЛИ.

И тут о боги! ))) моя интуиция насчет мультиков подтверждена статистическими данными и исследованиями американских ученых.
Например, ребенок интересуется динозаврами. То как разовьется его мозг благодаря этому увлечению зависит от контента, который ему предложат взрослые. Если это диснейский неправдоподобный мультик про динозавров, в котором утрированные рисунки и динозавры делают не то что делали на самом деле. и другое дело сводить ребенка в палеонтологический музей на экскурсию.Ну и выбор игрушек. Или яркое пони непонятно что или реалистичная фигурка аля Шляйх хваленный.
То есть если есть интерес к чему либо - нужно использовать это по всем фронтам))). В том числе для развития рациональной части головного мозга.
Понятно что 100 томов советской энциклопедии не нужны и вряд ли малыша заинтересуют. НО в современном мире со всеми этими интерактивными музеями и пр. у наших малышей есть огромный шанс сделать со своим мозгом что то невероятное.

Вроде как эта часть мозга ограничена генетически и невозможно "сломать" ребенка дав ему слишком много инфы. Он просто ее не возьмет. И если ему неинтересно, тоже все старания развивалок мимо. В общем в свое удовольствие и в удовольствие ребенка нужно стараться и подбирать контент.

я, мысли

Previous post
Up