28.07
Мы с Наташей как всегда оделись одинаково, не сговариваясь. Черные обтягивающие бриджи, шлепки и футболки. Год назад было тоже самое, и даже футболки были одного цвета. Наташа сказала, что и сегодня она собиралась надеть оранжевую футболку, как на мне, но она не успела высохнуть после стирки. Хорошо хоть ожогов на руке в одном и том же вместе нет, как в прошлом году. В поезде мы много болтали о разном, кажется мы не наговоримся никогда. Словили себя на том, что первый поход был, когда нам было по 20 лет, мы были незамужние. И теперь мы снова незамужние (я уже, Наташа почти) и нам 30. Наташа шутит и намекает, что тенденция такова, что в 40 лет она выйдет замуж третий раз. А я говорю, что еще максимум один и хватит :))
В поезде очень жарко, истекаем потом. Съели уже вкуснющие пирожки из Космоса, все запасенную в дорогу еду и выпили по 2 чашки чая. Надеемся, что наши соседи с верхних полок оставят хоть щелочку в окне для воздуха, а то мы задохнемся в этой жаре.
Проводник из купейного вагона предлагал места за 150 грн. с человека. Но меня както харит перебираться, да и 150 грн. доплачивать жалко. В Карпатах по прогнозу нас ждет +16 и дожди. А как хотелось бы сухую погоду… Правильно я сделала, что не взяла фот, хотя руководитель меня уговаривал. На этот раз обойдусь телефоном.
Мы вспомнили с Н., что были вместе всего в двух походах. Первый в 2006 и второй в 2007. А я последний раз была в походе в 2012м вроде. Нашла в своем старом рюкзаке черный уголь и Немисил со сроком годности до 2015г. Как привет из прошлого.
Вообще я в последние годы редко куда-то езжу. Слишком увлеклась работой и снизила приоритет путешествий.
Наш вагон полностью забит, мы за месяц покупали билеты и мест было не так много. В Одессу взять билеты вообще практически невозможно.
В общем, мы отправляемся в поход отмечать 10 летие нашей с Наташей дружбы. Хотела купить ей какой-то подарок или хотя бы вина взять в дорогу, но забегалась и не успела.
29.07
Ночью я таки плохо спала. Но не от жары, а от холода. Наши соседи таки оставили открытым окно и мне сильно дуло из него. Бойтесь своих желаний, ага.
На вокзале сдали рюкзаки в камеру хранения и пошли гулять по городу. Ивано-Франковск очень милый городок. Чем=то похож на Мукачево, Ужгород и другие западноукраинские города. Мне даже показалось, что я была тут, но точно знаю, что нет. Только проездом
Выпили лате с чизкейком возле Ратуши. Кафе очень уютное, называется “Говорить Ивано-Франкивск”. Но главное его преимущество, что оно работало в 9 утра. Остальные заведения были закрыты. Центр очень маленький, от ЖД вокзала до него идти минут 15-20. Потом мы вернулись к вокзалу и поели более серьезно в пиццерии. Там очень вкусная украинская кухня, большие порции и можно зарядить телефон.
В 11.00 наша группа собиралась возле камер хранения. Так получилось, что потчи все из Одессы, кроме одной девочки Инны, которая из Киева. Всего нас 10 взрослых и 4 ребенка. Часть идет на 3 дня, а часть на 6. Самое интересное, что почти все новички, кроме нас с Н. и одного мужчины с сыном. Мы сели в микро автобус и 3 часа ехали до села Лопушанка. С нас взяли за трансфер по 120 грн. В селе начал капать дождик, мы настроились мокнуть, достали дождевики, но он быстро прекратился.
В итоге в 15.00 мы стартанули. Полчаса выходили из села, а потом шли вдоль одноименной реки - Лопушанки. Было такое чувство, что мы идем не по лесу, а по авто магистрали. Мимо нас постоянно проезжали машины, вывозящие лес. Кругом одни пеньки и оплешины. Дорога вся в ямах из под колес. Это продолжалось часа 2, пока мы не ушли глубже в лес. Примерно через 1,5 часа стали на обед, а потом снова в путь. Тут недавно прошли дожди и мы месили грязь по самые косточки ступни. В этот момент я поняла, как правильно сделала, что надела походные ботинки, а не кроссовки, как хотела изначально. Я совсем отвыкла от походов и забыла, что это такое.
Уже в пути я поняла, что не запаковала документы герметично. Не взяла спички или зажигалку. Не сложила запасные вещи в отдельный кулек, чтобы не промокли, если что. Впрочем, это довольно попсовый поход, так что все норм.
Еще час-полтора похода и мы пришли на суперскую полянку. Рядом родник и стадо музыкальных овечек. У нас получился лагерь из 6 палаток. За день мы прошли примерно 8 км.
А еще… я думала, что у меня это прошло, ведь не маленькая уже, да и не первый раз… Но… когда я увидела курочку, бегающую по улице в селе.. я поняла, что ничего во мне за 10 лет не изменилось. Такой же поросячий восторг, как был у меня в 20 лет, когда я впервые попала в село. Почему-то курицы, бегающие в селе по улицам, вызывают у меня дикий восторг и умиление. Дите асфальта, что с меня взять.
На ужин у нас была гречка со свежесобранными грибами и тушенкой. Наш руководитель вегетарианец, тушенку не ел, на радость остальным. Нет в походе полезнее человека, чем вегетарианец, честное слово.
Ну а вечер - просто мечта. Песни под гитару, дети сделали нам мини концерт с танцами и песнями. Первый раз я в походе с детьми, им от 7 до 10 лет. 2 мальчика и 2 девочки.
Нас на завтра назначили дежурными. Это значит, что вставать в 7.30 утра и варить огромную кастрюлю овсянки со сгущеннкой.
Я так давно не была в походе, что сейчас очень смешанные чувства. Выезды к морю с палатками не в счет. Это сложно описать. Все чувства и воспоминания со всех походов слились в один поток и вот сейчас я здесь, возле костра в хорошей компании и это прекрасно.
***
Читаю книгу “Жизнь и смерть Сталина” Радзинского. Теперь мне стало понятно, откуда взялось выражение “шарашкина контора”. Шарашки - так назывались институты в советских лагерях. Там работали заключенные деятели науки. А еще эта фраза “враг народа” . Только сейчас я поняла, сколько смертей стоит за этим клеймом. “Жить стало лучше, жить стало веселей” одна из самых известных фраз Сталина. Почему-то вспомнилось “Покращення життя вже сьогодни”.
“Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” Гете. Предисловие в “Мастер и Маргарита”. Мы целый урок спорили с учительницей по рус.яз. в школе. Я доказывала, что дьявол не может творить добро, а она говорила - не факт. Интересно, она знала, что Воланд олицетворяет Сталина в этой книге. И что эта фраза как раз про политику “чисток” партии и общества от “врагов народа”? Все расстерлы, заключения - все для блага партии, для достижения Великой мечты. Дьявольские методы, благие цели. А еще захотелось прочесть “Дни Турбиных”.
***
30.07
Проснулись мы, конечно, не в 7 утра. Нас разбудили примерно в 8 и еще какое=то время я отшкрябывала себя от постели, т.е. спальника. Весь лагерь уже проснулся к тому времени и ждал завтрак.
Ночью, как только мы разошлись по палаткам, пошел дождь. Зато теперь есть надежда, что днем будет сухо.
Те вещи, которые мне кажутся очевидными в походе, новичкам надо объяснять и показывать. Например, то, что чистить зубы нужно идти с чашкой. Набрать в нее воду и отходить на пару метров от источника, чтобы не пачкать его химией. И то, что утром нужно просушить тент и палатку на солнце потому, что мокрое нести тяжелее.
Котелок от каши отмывали елкой. Вот так просто - оторвал веточку от дерева и вот тебе мойка.
Ботинки от вчерашнего болота отмылись сами, утренней росой.
Поскольку лагерь большой, утро и сборы заняло 3 часа. Стартанули мы примерно в 11.00.
Через полчаса после старта пошел дождь. Все достали дождевики и пончо и стали похожи на гномиков. Особенно забавно выглядели дети в дождевиках до пола и с трекинговыми палками. Как хоббиты.
Мои ботинки свое отработали - через 30 минут ноги были влажные. После дождя мы сделали привал минут на 10 возле речки, а дальше был подъем. Нам сказали, чтобы каждый шел в своем темпе. Там была 1 дорога, заблудиться нереально. И мы расползлись по лесу. А примерно через час собрались на полянке у подножия Петроса. Потом еще мин. 20 и были на месте ночевки. Этот переход был примерно 11 км.
Потом нам дали выбор: или отдыхать в лагере или идти на вершину Петроса, но без рюкзаков. Я так устала, что не хотела никакого Петроса, тем более, я там уже была. Но меня ребята уговорили и я пошла с ними. Не успели мы отойти от лагеря и на 300 метров, как я снова почувствовала усталость. Петрос стоял перед нами, такой высокий, что казалось я не залезу и на половину. Если бы кто-то решил вернуться, я бы присоединилась, но народ оказался очень целеустремленным. Все хотели покорить вершину и мы шли и шли, шаг за шагом огибали гору слева. По пути встречали много групп. А до этого нас вели по непопулярным маршрутам и никто не попадался на пути, кроме пастухов. Сделали небольшой привал на полпути, а дальше нужно было не идти, а карабкаться вверх по камням. Перед нами открывались просто потрясающие пейзажи, и чем выше, тем они были более завораживающими. А я все думала: ну зачем я уговорилась сюда лезть? Ведь там, внизу в лагере можно валяться на коврике под сосной, на костре греется чай. В рюкзаке ждет книга. А я прусь на высоту 2020м.
Чтобы не зацикливаться на этих, разлагающих боевой дух, мыслях, я решила найти для себя мотивацию. Долго думать не пришлось. Первое, что пришло в голову это то, что на Петросе я уже была и в прошлый раз я поднималась на него с рюкзаком. Если 8 лет назад я залезла на эту же гору с грузом, то и сейчас тоже смогу. К тому же я вспомнила, что была тогда в обычных кроссовках с очень тонкой подошвой и чувствовала каждый мелкий камушек. А сейчас все таки в походных ботинках, пусть и видавших виды, но все же с нормальной подошвой. И так, первая мотивация была найдена. Очень скоро нашлась и вторая. С нами шли 2 девочки по 10 лет. Ну и если они могут, то сдаваться мне было бы просто стыдно. А третью мотивацию подсказало мое тело - при подъеме качаются мышцы попы. А поскольку моя попа не тернирована уже 2 месяца, то для нее это точно полезно. Вот с этими мыслями я и полезла вверх. Где-то ближе к вершине я посмотрела вниз примерно на то место, недалеко от лагеря, где я думала, что у меня уже нет сил. Как же я себя недооценивала.
Горы очень обманчивы. Ты поднимаешься, видишь вершину и думаешь, что вот оно - счастье, наконец-то. А потом доходишь до нее и понимаешь, что это как оазис в пустыне и дальше еще идти и идти. Песня какая-то была такая “А за горочкой горочка, а за горочкой горочка, а за горочкой горочка...” Нам на встречу спускались группы, я спрашивала у них сколько нам еще до вершины и они развеивали мои такие оптимистичные надежды.
Мы туда добрались. На верху все также крест, маленькая деревяная каплычка и холмик из камней. Сделали фотки, полюбовались видом и буквально через 5 мин. мы оказались в туче. Все виды и пейзажи залило молоком. Стало очень холодно. На вершине дует ледяной порывистый ветер и пришлось натягивать на голову капюшоны и шапки.
Зато обратно шли гораздо быстрее. Мотивация была железная - мы же домой идем, в лагерь. Там рис с тушенкой ждет, запах которого я чувствовала, как мне казалось, еще на первом шаге при спуске с горы.
Я пришла и просто упала возле своей палатки. Ноги гудели и пекли. А рис тушенкой уже в самом деле был готов. Вечером снова были песни под гитару и детский концерт. Потом чай с коньяком и отбой. Утром подъем в 6 утра, чтобы успеть на Говерлу, а потом на поезд.
31.07
Мы таки проснулись все в 6 утра, хоть я в это и не верила. Самое интересное, что весь лагерь встал в такую рань по сути ради нас с Наташей, т.к. наш поезд отправлялся в 6.40 вечера. Но никто не роптал и не жаловался. Группа у нас просто чудо, dream team. Позавтракали традиционно овсянкой и в 8.00 стартанули, как и планировалось. Дорога на Говерлу от лагеря до вершины заняла 5 часов. До подступа к горе все было легко и прекрасно. Мы плавно набирали высоту по пологой тропе. Самое сложное началось, когда мы добрались до перемычки. Перед Говерлой стоит шлакбаум, с туристов берут по 25 грн.
Подъем на гору с рюкзаком это просто адище. В добавок ко всему крепатура в мышцах после вчерашнего Петроса давала о себе знать. Да и усталость накопилась. После рабочих будней я поехала “отдыхать” в Карпаты, в поход. Мне бы валяться на пляже как тюлень… Я старалась не думать о том, как мне тяжело и просто делала шаг за шагом. периодически останавливаясь передохнуть и насладиться видами вокруг. Подбадривала остальных, что еще чуть-чуть и мы будем на верху, а сама в это время ненавидела эту гору и рюкзак, и все вокруг. Но надо же было как-то себя мотивировать и отвлекать. Самовнушение - чем не способ?
И вот, наконец, мы доползи.
На вершине туристов, как на одеском городском пляже отдыхающих, если вы понимаете, о чем я. Не протолкнуться. Люди фоткаются, завернувшись в флаг Украины, поют гимн страны, восхваляют каждый свой город разными кричалками.
Мы отошли чуть в сторону от этого торжества национализма и сели обедать. На вершине можно даже купить горячий чай и кофе, а еще медальки “Я покорил Говерлу”. Я успела всего 1 раз обойти вершину, пофоткать и уже надо было спускаться. 5 часов подъема, чтобы провести на Говерле 30 минут. Благо, погода была ясная и можно было окинуть взглядом просторы Украины с самой высокой ее точки.
Спуск, вопреки ожиданиям, оказался не легче, чем подъем. Мы спускались по той тропе, которая ведет к базе Заросляк. Казалось, этот спуск не закончится никогда. Ноги болели, подошва просто пекла, горела огнем. У некоторых образовались мозоли и спуск превратился в сплошную пытку. Мимо нас периодически пробегали подростки без рюкзаков, налегке. В эти моменты мы их просто ненавидели. Так и хотелось надеть им на плечи свой рюкзак, чтобы им жизнь медом не казалась.
Когда мы прошли примрено 2\3 спуска, я поняла, что иду просто на автомате. Мозг перестает соображать, еще и уши заложило, продуло вчера на Петросе, наверно. Часть группы рванула вперед, а вторая половина, включая меня, шла своим ходом, периодически то обгоняя, то отставая друг от друга. Я иногда оглядывалась посмотреть как там Наташа. Она еле шла. Я никогда не видела ее такой изможденной. Она была из тех “счастливчиков”, кому натирала обувь. Одна участница Оля предложила нам выпить корвалол, типа он придает сил. Каким образом Корвалаол должен был меня взбодрить, я так и не поняла, но таблетку выпила.
Так мы и дотащились до Заросляка. Выгрузили остатки продуктов, передали их группе, которая продолжала поход. Сняли ненависные ботинки, переобулись в шлепки и пошли к автобусу.
Спуск занял 2,5 часа. В 16.00 мы прибыли в базу Заросляк, где нас ждал автобус. Чтобы успеть на поезд, мы должны были уехать в 14.30, но мы только в 13.30 начали спускаться с Говерлы. Своевременное прибытие на вокзал оказалось под очень большим вопросом. Но у нас был план Б. Если мы не успеваем на поезд в И-Фр-ск, то мы едем в Тернополь и садимся на этот же поезд в 12 ночи.
Уже в пути мы выяснили, что от автостанции в Тернополь отправляется один автобус и мы на него как раз успели. Все сидячие места были заняты, мы согласились ехать стоя, т.к. другого варианта просто не было. Решили, что будем сидеть в проходе или на ступеньках потому, что стоять 3 часа мы физически не выдержим. Благо, там оказались какие-то пластмассовые табуретки. О, это было счастье - мы ехали сидя! Грязные, потные, в проходе возле двери на табуретках… мы чувствовали себя настоящими бомжами. И это было весело!
Автобус был забит стоячими пассажирами. Мы останавливались несколько раз и автобус набивался все больше и больше. Наташе удалось вот так сидя на табуретке, задремать.
В Тернополь мы приехали в 22.05. Еще нужно было добраться от автостанции до ЖД вокзала. Мы договорились с местным таксистом и доехали вовремя. В 2 раза дороже, чем могло быть, если бы мы вызвали такси по телефону, но зато быстро. На вокзал мы прибыли примерно в 23.20 и даже успели купить печенек на утро.
Вся эта ситуация осложнялась тем, что наличные деньги и у меня и у Наташи были на исходе. После того, как мы заплатили таксисту, у нас отсавалось по 20 грн, а ближайший к ЖД вокзалу банкомат не работал. В добавок ко всему, из-за сильной крепатуры мы передвигались очень медленно и смешно, как клоуны на несгибаемых ногах.
Слава Богу, мы сели на наш поезд. Оставалось покорить всего одну вершину - вылезти на вторую полку. Итого: 2 горы по 2 тыс.. метров + верхняя полка в поезде. С нашей усталостью, ее тоже можно посчитать за достижение.
Я выспалась. И обнаружила, что где-то в походе в последний день потеряла сидушку, зубную пасту и щетку. Горы взяли свою дань. Или кто-то из группы. Но это уже не важно.