0i1

Силовая Cтанция (ТЭЦ) Фабрика "Красное Знамя". Эрих Мендельсон

Nov 23, 2009 00:07





























фото-Юрий Молотковец Игорь Яковлев Михаил-Макшанов Иван Борисов архив ЦГАНТД

Силовая подстанция. "Красное Знамя". 1926 г. Эрих Мендельсон

Текстильная фабрика «Красное Знамя», Ленинград памятник архитектуры (вновь выявленный объект)[1] (1925-1926 год). По проекту Мендельсона построена только силовая подстанция, ныне признанная памятником архитектуры местного значения. Остальной комплекс сооружений фабрики достраивался в 1926-1928 и 1934-1937 годах по изменённому проекту[2] (старший архитектор проекта - И. А. Претро, при участии арх. С. О. Овсянникова и инж. Е. А. Третьякова).

Здание проектировалось архитектором из Германии Эрихом Мендельсоном как часть большого производственного комплекса текстильной фабрики "Красное Знамя".
Работы Мендельсона часто публиковались в архитектурной прессе 1920-х гг, он был хорошо известен как автор незаурядных промышленных зданий. Скорее всего, именно поэтому было принято решение предложить ему проектирование.
Многие местные деятели архитектуры были страшно недовольны таким рещением, так как исключалась возможность конкурса. Щусев, Серк и др. высказывали недоумение по отношению к этому вопросу. Щусев упомянул об этом, в частности, в своей статье "О првлечении иностранных специалистов к строительству в СССР", которая вышла в свет в журнале "Строительная промышленность".
Договор был подписан в Берлине. Согласно договору Э. Мендельсон вместе с инженером Ладзером привез в Ленинград в 1925 г. предварительный проект, состоявший из генплана, нескольких вариантов и модели.
Проект был одобрен и принят к дальнейшей разработке.
Последующие стадии проекта подверглись жесткой критике в советской печати (что сильно обидело автора), однако комплекс был выстроен. Контакт с немецким архитектором не был налажен, поэтому привязка к местным условиям и подробная разработка проводились без его участия. Осуществление проекта не удовлетворило автора. К сожалению, он отказался от авторства.
Чертежи, хранящиеся в архивах подписаны С. Овсянниковым, который, очевидно, занимался детальной разработкой проекта и привязкой его к местности.
В комплекс входили здания красилен, белилен, ряда других подсобных помещений, расположенных внутри комплекса. На угол пересечения Большой Гребецкой и Корпусной автор вывел выразительную в композиционном отношении постройку - силовую подстанцию.
Мощная криволинейная пластка задана угловыми объемами, в которых содержатся сооружения по очистке воды (отстойники, фильтры, насосная станция). Верхний объем подчеркнутый тягами содержит водонапорный бак.
Конструкция железобетонная, рамная. Фундаменты также из железобетона. С фасада Ограждающие конструкции выполнены частично в высококачественном красном облицовочном кирпиче, частично в штукатурке.
Фасады здания отличаются незаурядным пластическим решением, характерным для работ Мендельсона тех лет. Ритм остекления соответствует конструктивному шагу рам. Вытянутые "лежачие" окна расстеклованы в ритме знакомом нам по другим работам мастера. Обработка тонкими тягами и необычная прорезка проемов отличают эту экспрессионистскую работу от достаточно жестих и строгих конструктивистских работ советских коллег Мендельсона, где работа над фасадом часто сводилась к простой перфорации наружных стен проемами "от плана".

По тексту М. С. Штиглиц.

Эрих Мендельсон (или Мендельзон) (Erich Mendelsohn, 21 марта 1887, Алленштейн, Восточная Пруссия - 15 сентября 1953, Сан-Франциско, США) - немецкий архитектор еврейского происхождения, экспрессионист (в 1920-х гг.) и функционалист - в более поздних работах.

Он не поддерживал ни тех, кто выдвигал на первое место функцию, ни тех, кто ставил превыше всего острую выразительность. Считая и то и другое в равной степени необходимым для архитектуры, Мендельсон раньше других своих современников - представителей нового направления сумел в своем творчестве объединить оба эти начала.

. Архитектор видел основу формообразования в современной архитектуре в создании динамических композиций. «Функция плюс динамика - вот лозунг»,

http://0i1.su/dlights.htm

Выставочная-концепция «Проект»
ЦК «Красное Знамя»

12.12.09 Центр Культуры "Красное Знамя" открывает новую выставочну площадку Петербурга - Силовую Станцию (ТЭЦ) проектом Илья Трушевского «Точки Света».

В рамках выставочной концепции ПРОЕКТ Художественный замысел и его визуальное воплощение взаимодействуют с «архитектурой места» и его историческим контекстом.

Силовая Станция является шедевром конструктивизма архитектора Эриха Мендельсона.

Темный лабиринт подвальных помещений ТЭЦ - место рождения и преобразования света. 10 проекций на полуторометровые черные геометрические литые объекты. Проекции - истории о трансформациях света.
Кинетические объекты - шесть одиннадцатиметровых стальных вибрирующих труб нависают с потолка основного зала.

Тема света и точки, осмысленно приводит художника к объединению объекта и пространства.

Открытие состоится 12 декабря в 19-00
По адресу Пионерская ул. Д. 53

Выставка открыта каждые Пятницу Суботу Воскресенье с 15-21. До 31.10.10. Специальная программа: немецкая электронная музыка каждую пятницу (программа уточняется)
Previous post Next post
Up