Театр на колёсах

Sep 25, 2018 21:37

Г.Бояджиев || « Литература и искусство» №16, 17 апреля 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Искусство в советском тылу. Русский поэт. В ВЦСПС и Комитете по делам кинематография при СНК СССР. Информация. Сессия памяти А.Н.Островского. Успех документального фильма «Иран». Выставка картин художников Узбекистана. Вахтанговцы на фронте. 2 стр. Н.Асеев. Кому родня Маяковский? Б.Ярустовский. На передовой линии. И.Уткин. Писатель и чувства народа. Н.Рыленков. Весна. (Стихи). 3 стр. Вс. Иванов. «Лермонтов» П.П.Кончаловского. А.Евсеев. Под сиренью. Г.Бояджиев. Театр на колесах. И.Березарк. Живые традиции. 4 стр. В.Шепелюк. Не завтра, а сегодня. Н.Волков. Вечер В.И.Качалова. Информация. Открытие Сталинградского театра. Вторая соната Шостаковича. У художников Новосибирска. За рубежом. «Три сестры» на американской сцене.

# Все статьи за 17 апреля 1943 года.




В этом театре, кроме машиниста сцены, есть ещё просто машинист. Первый ведёт спектакль, второй, как ему полагается, ведёт паровоз.

Если говорить о творческих путях этого театра, то невольно придется коснуться и железнодорожных путей; театр этот за два года проехал 23.139 километров, совершил 22 больших рейса, был на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, побывал в 18 городах и выступал на 110 сценических подмостках.

Всё это звучало бы странно, если бы театр не назывался Транспортным.

Под несмолкаемый стук колёс актёры учили роли. Репетиции проходили в купе Н.Петрова. Художественная мастерская размещалась в купе актёра М.Малинина, который по совместительству стал декоратором театра, а в соседнем вагоне актёр В.Хохряков руководил бутафорским цехом. Тут же делали парики, шили костюмы.

За время войны Центральный театр транспорта показал пять премьер - пять советских пьес.

Когда поезд под’езжал к станции, труппа делилась на две части - на занятых и не занятых в сегодняшнем спектакле. Одни готовились погрузиться в мир сценических образов, а другие, надев спецовки, занимались выгрузкой декораций. И через два часа после приезда театра, как правило, взвивался занавес.

Играли актёры в самых разнообразных и неожиданных местах. То на степном раздолье перед тысячной толпой, то на далёком маленьком раз’езде в присутствии шести-семи зрителей.

Популярность театра на востоке нашей страны была столь велика, что театр получил приглашение показать свое искусство в Монгольской народной республике. Первый спектакль был дан в торжественный день национального праздника. На огромном поле собрались всадники, со всех краёв с’езжались монголы праздновать 21-ю годовщину существования своей республики. Приехал премьер-министр маршал и герой Монгольской народной республики Чойбалсан с ближайшими своими соратниками и полномочным представителем Советского Союза.

Спектакль «Накануне» был дан в Большой юрте - Монгольском театре. Игра актёров имела большой успех. После конца представления маршал Чойбалсан пришёл за кулисы и долго беседовал с творческим коллективом об идейных достоинствах пьесы, простоте и правдивости игры актёров. В специальном письме, направленном театру, глава правительства МНР писал: «Приезд вашего театра к нам - большое и радостное событие для всех нас. Ваши спектакли, особенно «Накануне», надолго останутся в памяти всех тех, кто видел их».

То обстоятельство, что маршал Чойбалсан из всего репертуара театра выделил пьесу «Накануне» и трижды присутствовал на её представлении, очень знаменательно. Последнее произведение А.Н.Афиногенова овеяно глубоким, искренним чувством тревоги за свою родину и страстной ненавистью к её врагам. В моральной чистоте и патриотической самоотверженности героев пьесы ощущается большое, горячее сердце безвременно погибшего от фашистской бомбы художника, память о котором озаряет спектакль, поставленный многолетним сценическим другом писателя Н.Петровым.

Душа этого лирического спектакля - актриса Л.Скопина. Она исполняет роль туркменки Джерен, жены героя пьесы. Это женщина большой душевной отзывчивости, пугливая и порывистая в движениях, с робким, хрупким голосом, с быстрыми, весёлыми глазами и постоянным румянцем смущения на щеках. Она мужественна и непреклонна. У неё благородное и преданное сердце. Смертельно раненная немецкой пулей, она умирает на руках у мужа. И в последнее мгновение молнией вспыхивает жизнь. Джерен-Скопина вскидывает голову, тело вздрагивает и напрягается, и руки, будто два легких крыла, в радостном порыве взлетают в воздух, на секунду застывают. И кажется, что этот последний всплеск жизни нужен для того, чтобы Джерен, уходя из мира, сказала людям о своей неистребимой вере в победу, о бессмертии духа, который восторжествует в делах живых.

Подобная сцена стоит целого спектакля. Наличие её в постановке Н.Петрова искупает многие неровности этой искренней и взволнованной, но всё же не поднимающейся над средним профессиональным уровнем работы.

Помимо «Накануне», в репертуаре театра большой популярностью за время его поездок пользовалась пьеса Б.Ромашова «Со всяким может случиться». Старый машинист Очередько в отличном исполнении актёра В.Хохрякова был любимым героем на многих станциях и раз’ездах. Он часто выходил из спектакля и вступал в дружеский разговор со своей аудиторией, и всем было видно, что это свой человек, умный, упорный, насмешливый, страстно любящий своё дело и свою страну. И когда старый машинист, выступая со злободневным текстом, сердился по поводу недостатков, его слушали серьёзно и сосредоточенно, а когда он воздавал хвалу, гордились, что сам Очередько отметил хорошую работу.

Этого мудрого старого рабочего со вниманием слушали не только железнодорожники. Сразу полюбили его и рабочие Уралмаша, где театр выступал в самую страдную пору и работал так горячо и упорно, что завод наградил своих товарищей по труду заводским Красным знаменем.

Состав железнодорожного театра стоит сейчас на московских путях, но последует приказ - машинист разведёт пары, и поезд помчится на запад. // Г.Бояджиев.

**************************************************************************************************************************************************
Открытие Сталинградского театра

С первым пароходом по Волге, как только откроется навигация, в Сталинград возвращается из Сызрани коллектив Сталинградского областного драматического театра.

В грозные дни ожесточенных бомбардировок и осады Сталинграда немецко-фашистскими полчищами здание театра было разрушено, а труппа была вынуждена покинуть родной город, об’ятый огнем. Сталинградским артистам пришлось пережить немало тяжёлых испытаний. Переправившись на пароме под интенсивным артиллерийским обстрелом и бомбёжкой на другой берег Волги, артисты прошли около 250 километров пешком. Побывав в г. Ленинске и Эльтоне, театр обосновался затем в Саратове, а впоследствии - в Сызрани.

Здесь коллектив возобновил три старых своих спектакля - «Последняя жертва», «Тот, кого искали» и «Мачеха» - и осуществил три новых постановки - «Мещане», «Нашествие» и «Жди меня». Большую помощь Сталинградскому театру оказали заводы, эвакуированные в Сызрань, и Управление по делам искусств РСФСР, давшие возможность восстановить оформление спектаклей и до 500 костюмов.

За исключением трёх актеров, пропавших без вести в дни осады Сталинграда, театр, возглавляемый директором А.Разиным, целиком сохранил свой творческий состав. Художественным руководителем театра является Л.Фатин, в числе ведущих исполнителей - заслуженная артистка РСФСР Е.Мязина, артисты Ф.Аббакумов. А.Красовский, Е.Евгеньева. Художник театра - Ф.Новиков.

Для открытия спектаклей в Сталинграде театр готовит «Русские люди». Затем будут показаны «Мещане» и «Нашествие».

______________________________________________
А.Попов: Концерт в блиндаже || «Красная звезда» №68, 22 марта 1942 года
Дм.Кабалевский: В спорах о песне* || «Литература и искусство» №26, 26 июня 1943 года
Х.М.Мугуев: Что поют в землянке* || «Литература и искусство» №3, 16 января 1943 года
С.Преображенский: Фронтовые бригады* || «Литература и искусство» №8, 23 февраля 1943 года

«Литература и искусство» №16 (68), 17 апреля 1943 года

апрель 1943, 1943, «Литература и искусство», весна 1943

Previous post Next post
Up