А.Толстой. Николай Тихонов

Aug 10, 2017 16:07


А.Толстой || « Правда» №111, 21 апреля 1942 года

Близится пора массового весеннего сева в районах Сибири.

Колхозники и колхозницы, рабочие и работницы МТС и совхозов! Будьте достойны славных бойцов-сибиряков! Взрастите на плодородной сибирской земле высокий урожай! Помните: успешное проведение весеннего сева равно крупной победе на фронте.

# Все статьи за 21 апреля 1942 года.




22 июня 1941 года завершился целый период советской литературы, начатый в 20-х годах общей романтической темой только что победоносно оконченной войны с интервентами и белыми; писатели были молоды, неопытны, полны пылких надежд; это была бурная весна; затем наступило распутье нэпа и литературный разброд; романтическая тема была исчерпана, пошли разные искания: формы, содержания, литературного героя; родилась замечательная сатира Зощенко; заострила жало комедия. Но нэп уже хоронился по первому разряду.

Перед государством вставала неизбежность мировой войны, и все силы страны, в том числе и литература, были введены в железное русло напряженной и торопливой подготовки к борьбе за жизнь и независимость Советского Союза. Литературным героем этого времени трех пятилеток становится труд, рост, преодоление, миллионная масса, строящая заводы, плотины, электроцентрали, города; иной раз - самый об’ект строительства. Литература целеустремленна, и цель ее конкретна, вещественна.

И вот - мировая война. У некоторых писателей падают перья из рук, потому что сразу окончена тема целого 15-летия; не испуг какой-нибудь, а необходимость внутренней художественной перестройки об’ясняет молчание этих писателей в первые месяцы войны.

Начинаются поиски новой темы, поиски героя. Теперь эта тема - родина и победа. И - герой: это русский советский человек - конкретный, с именем и отчеством, сын народа, герой отечественной войны.

Николай Тихонов восемь месяцев прожил в Ленинграде. Как все ленинградцы, как блистательный Шостакович, он во всю глубину пережил томление осады, боль за великий город, боль за возлюбленную родину. И у него была та же перестройка. В последние годы перед войной он уже не писал прозу и почти целиком ушел в переводы, преимущественно с грузинского. И вот в ноябре, перед самым наступлением советских армий, он посылает из Ленинграда поэму « Киров с нами».

Домов затемненных громады
В зловещем подобии сна,
В железных ночах Ленинграда
Осадной поры тишина,
Но тишь разрывается боем,
Сирены зовут на посты,
И бомбы свистят над Невою,
Огнем обжигая мосты.
…………
Стоит часовой над водою,
Моряк Ленинград сторожит,
И это лицо молодое
О многом ему говорит.
…………
Прожектор из сумрака вырыл
Его бескозырку в огне,
Названье победное: «Киров»
Грозой заблистало на ней…
…………
- Пусть наши супы водяные,
Пусть хлеб на вес золота стал,
Мы будем стоять, как стальные,
Потом мы успеем устать.
…………
В железных ночах Ленинграда
По городу Киров идет.
И сердце прегордое радо,
Что так непреклонен народ,
…………
И видит: взлетают ракеты,
Пожаров ночная заря,
Там вражьи таятся пикеты,
Немецких зверей лагеря.
…………
И в ярости злой канонады
Немецкую гробить орду,
В железных ночах Ленинграда
На бой ленинградцы идут…

Вдохновение этой прекрасной поэмы сурово и возвышенно, как суров и нравственно возвышен великий город Ленина. Ритмика стиха - непреклонный марш, как поступь колонн, идущих в бой, будто отзвук грозных ударов копыт о скалу «Медного всадника». Стих почти хрестоматийно ясен, точно рассказ для детей; в этом у Николая Тихонова сближение с его великим учителем Лермонтовым. Это песня сквозь стиснутые зубы. Полчища варваров должны отпрянуть, как ночные тени, при звуке железных шагов Кирова по ленинградским гранитам, - звук его шагов - это биение сердца Ленинграда.

Николай Тихонов опубликовывает затем первые свои десять новелл: «Черты советского человека». Он первый из нас, советских писателей, находит художественный язык, чтобы рассказать о герое нашего времени, о незаметных людях - чудаке-фотографе, старике военном инженере, о матери, о девушке, о детях, о прозревшем художнике: это - русские люди, которые в тяжкие дни просто, незаметно и скромно нашли в себе нравственную высоту, и души их заблистали, как капельки алмазных слез.

Если такая наша страна, - ее сломить, победить невозможно окаянным зверюгам с голосами, хриплыми, как карканье воронов.

Родина наша - колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь.

Новеллы Тихонова для наших дней значительны как первые вехи, намечающие пути к новому периоду советской литературы. Это будет огромный и блистательный период нового советского ренессанса, эпоха высокого гуманизма, где художник будет трудиться, высекая из мрамора в память будущим счастливым поколениям простой величественный человеческий образ героя-победителя, героя-освободителя. // Алексей Толстой.

***********************************************************************************************
Лауреаты Сталинских премий. Н.С.Тихонов. И.Г.Эренбург

« Известия», 12 апреля 1942 года



Газета «Правда» №111 (8882), 21 апреля 1942 года

Алексей Толстой, Николай Тихонов, апрель 1942, весна 1942, газета «Правда»

Previous post Next post
Up