Воздушные операции союзников над Германией

Nov 28, 2020 09:19


Н.Денисов || « Красная звезда» №281, 28 ноября 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативные сводки за 26 и 27 ноября (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Письмо товарищу Сталину от трудящихся города Таллина (2 стр.). Гвардии майор М.Камышев. - Боевое содружество (2 стр.). Илья Эренбург. - Герои «Нормандии» (2 стр.). Майор И.Бойков. - Под проливным дождем (2 стр.). Гвардии подполковник А.Позднышев. - Тяжелые танки в лесисто-болотистой местности (3 стр.). Капитан М.Осипов. - Книга на фронте (3 стр.). Решения с'езда конгресса производственных профсоюзов США в Чикаго (3 стр.). Военные действия в Западной Европе (4 стр.). Полковник Н.Денисов. - Воздушные операции союзников над Германией (4 стр.).

# Все статьи за 28 ноября 1944 года.




За последнее полугодие операции англо-американских воздушных сил, направленные на подрыв военной мощи Германии, имеют ряд особенностей. Прежде чем остановиться на них, следует отметить, что в ходе этих операций союзная авиация всё время повышает мощность своего воздействия на противника. Общий вес бомб, сброшенных за время войны на различные об'екты Германии и ее сателлитов только одной английской авиацией, по данным иностранной прессы, ныне превышает 600.000 тонн. Значительный вклад в воздушные бомбардировки Германии внесли и американские летчики. Вступив в операции позднее англичан, они только за последнее время сбросили на немецкие авиазаводы, аэродромы, предприятия нефтяной и металлургической промышленности около 300.000 тонн бомб. Эти цифры продолжают нарастать, свидетельствуя о всё увеличивающемся размахе воздушных операций.

Начиная с марта нынешнего года, действия воздушных сил союзников во многом были подчинены глубокой авиационной подготовке вторжения своих наземных армий на континент. За время этой подготовки, длившейся почти три месяца, летчики союзной авиации обрушили на врага более 250.000 тонн бомб. По мере приближения сроков вторжения английские и американские бомбардировщики как бы передвигали зоны своего воздействия из глубины немецкого тыла к берегам Франции. Если, скажем, в марте 70 процентов вылетов английских бомбардировщиков падало на действия по об'ектам, расположенным в Германии, то в мае, последнем месяце перед первым десантированием, около 80 процентов вылетов тех же самолетов приходилось на поражение об'ектов, расположенных на территории оккупированной немцами Франции.

Подобное перемещение зон воздействия происходило до самого последнего момента перед высадкой на полуострове Котантен. Вначале союзная авиация подвергла серьезному воздействию большинство железнодорожных магистралей между Рейном и Сеной. В общей сложности только английскими самолетами здесь было произведено около 250 массированных нападений на сто главнейших железнодорожных узлов, станций, мостов и т.д. Затем «подготовительные» удары с воздуха еще более переместились к западу. Они закончились разгромом германских дальнобойных артиллерийских батарей, угрожавших высадке. Эти бомбардировки артиллерийских позиций были весьма внушительными. «Ланкастеры» и «Галифаксы» за минимально короткие сроки разгромили десять тяжелых батарей, обрушив на каждую из них по 500 тонн бомб, т.е. гораздо больше, нежели сбрасывала германская авиация на Лондон в дни своих наиболее интенсивных налетов.

Принцип массированных ударов, которого придерживалось союзное командование при глубинных операциях своих воздушных сил, нашел должное отражение и в дни первой десантной операции. Непосредственная поддержка действий наземных войск с воздуха в широких наступательных операциях для большинства англо-американских летчиков и офицеров авиационных частей, базировавшихся на великобританских аэродромах, была новым видом боевой деятельности. В ходе борьбы они накапливали тот опыт и навыки, которые необходимы для четкого и высокоэффективного взаимодействия «земли» и «воздуха».

Проведя в ночь, предшествующую высадке десанта, массированную подготовку, союзная авиация обратила свои усилия на обеспечение самой высадки. Поскольку она производилась одновременно с моря и с воздуха, это потребовало некоторого разделения сил. Многочисленные группы тяжелых и средних бомбардировщиков были направлены на подавление береговых батарей противника и разрушение его оборонительных сооружений. Несколько меньшие силы выполняли задачу сковывания вражеских гарнизонов, находящихся на удалении от береговой черты. В то же время массовые воздушные патрули истребителей прикрывали Ла-Манш, береговую черту Нормандии и места выброски парашютных войск.

Последняя мера, рассчитанная на сильное сопротивление вражеской авиации, по сути дела носила характер предупреждения, ибо массовых воздушных боев с немецкой авиацией не было. Здесь несомненно сказались скованность основных сил немецкого воздушного флота на советско-германском фронте и те потери, которые немцы понесли в боях с советскими летчиками.

Общее превосходство в воздухе, созданное массированным применением авиации на узком участке фронта, значительно облегчило союзным войскам закрепление на побережье Нормандии. Вслед за этим перед авиацией союзников возникли новые задачи: переход от оперативного взаимодействия с наземными войсками к непосредственному сопровождению пехоты и танков на поле боя; воздействие на оперативные резервы немцев, удары с воздуха по «мешкам», в которые попадали немцы при дальнейшем развитии операций, и т.д. Таким образом, зоны действия союзной авиации значительно расширились, появилась необходимость применения новых тактических приемов. Вместе с тем при расширении плацдарма на побережье Франции и оборудовании на нем аэродромов, возможности союзной авиации увеличились еще больше, и день ото дня она стала наносить немцам всё более и более серьезные удары. В июле, взаимодействуя с наземными войсками, экспедиционные воздушные силы союзников уничтожили более 400 немецких танков и активно содействовали продвижению своих армий на восток.

Очищение Франции и Бельгии от немцев, наступательные операции советских войск, находящихся ныне на территории Венгрии, Чехословакии и Польши, значительно сократили число об'ектов, кои раньше подвергались систематическим бомбардировкам. Союзная авиация получила возможность большую часть своих усилий направлять на поражение об'ектов, находящихся в собственно Германии. В октябре английские бомбардировщики уже смогли сбросить на Германию бомбовый груз, в пять раз больший, чем количество бомб, сброшенных на военные об'екты, находящиеся на оккупированной немцами территории.




На прилагаемой карте отмечены те пункты Германии, в районе которых военно-промышленные предприятия за последнее время подверглись наиболее интенсивным налетам союзной авиации. По своему географическому положению и степени удаленности их от англо-американских аэродромов (с учетом новых баз на территории Франции) эти пункты можно сгруппировать в несколько основных зон воздействия авиации союзников. Верхнее течение Майна и весь Рейн с расположенными вблизи от них военно-промышленными предприятиями входят в первую зону. Удаленность ее от западной границы Германии составляет 100-200 километров, т.е. всего около получаса полета для современных самолетов. Пункты, расположенные в этой зоне, подвергаются весьма сильным ударам с воздуха. Например, в конце октября Кельн подвергался бомбардировкам около десяти раз. В этом месяце английские ночные бомбардировщики сбросили на Рур около 19.000 тонн бомб, т.е. немногим меньше половины веса всех бомб, сброшенных ими за это время на Германию.

Для воздействия на вторую зону, географически близкую к течению Эльбы и включающую в себя такие крупные города, как Гамбург, Бремен, Лейпциг, Дрезден и столицу Германии - Берлин, экипажам англо-американских самолетов приходится преодолевать несколько большее расстояние - до 300-500 километров. Еще более дальними целями являются об'екты, расположенные в третьей, приморской, зоне и в четвертой - южной. Расстояние до них соответственно с британских или итальянских баз составляет около 700-800 километров. Следует отметить, что выход Румынии из войны на стороне Германии и все последние победы Красной Армии в Венгрии и Югославии значительно расширили возможности союзной авиации, базирующейся на итальянских аэродромах. Сокращение количества об'ектов, раньше подвергаемых ударам с воздуха, несомненно, создает весьма выгодную обстановку для усиления действий, направленных на об'екты, расположенные в Южной Германии.

Дальним, в полном смысле этого слова, бомбардировкам (не считая «челночных» операций) союзная авиация за истекшее время подвергла сравнительно небольшое количество об'ектов. К числу их прежде всего надо отнести удары, нанесенные английскими «Ланкастерами» по Кенигсбергу и американскими «Летающими крепостями» - по нефтезаводам в районе Бреславля. В том и в другом случае радиус действия самолетов союзной авиации достигал 1.500 километров, причем значительная часть маршрута проходила над вражеской территорией.

Рассматривая действия союзной авиации над Германией, следует остановиться на том, что помимо известного отвлечения сил для взаимодействия с наземными войсками англо-американским бомбардировщикам и истребителям пришлось затратить некоторые усилия для борьбы с немецкими «Ф-1». Попытки немцев бомбардировать Англию с помощью этой «механической авиации» активно парировались не только системой противовоздушной обороны, но и соединениями англо-американских бомбардировщиков. В общей сложности на стартовые площадки, заводы и экспериментальные станции самолетов-снарядов они сбросили около 100.000 тонн бомб.

Господствующее положение авиации союзников, оперирующей над Германией, за последнее время сказалось не только в общем увеличении тоннажа, сбрасываемых бомб и производстве налетов на тот или иной район Германии соединениями в 1.500-2.000 бомбардировщиков, но и в применении новых средств борьбы. В числе их широкое применение нашли новые бомбы весом в 5-6 тонн. Одни из них по своей конструкции рассчитаны на создание взрывной волны исключительной силы, другие - на большую пробивную способность. Ярким примером высокоэффективного действия таких бомб может служить разрушение плотины Сорпе (на Рейне), произведенное в октябре английскими бомбардировщиками. Точно сбрасывая с больших высот бомбы весом в 5,4 тонны, они разрушили сооружение шириною в 300 и длиною более 600 метров. Как известно, месяцем позже группа «Ланкастеров», применяя тяжелые бомбы нового типа, потопила немецкий дредноут «Тирпиц», нанеся таким образом германскому морскому флоту невосполнимую потерю.

К числу новинок, нашедших себе уже широкое применение в союзной авиации, следует отнести и зажигательные бомбы, опускающиеся на парашютах; и ракетные снаряды, используемые для поражения вражеской техники английскими истребителями; и появление самолетов с ракетными двигателями; и увеличение грузопод'емности целого ряда самолетов. В частности, например, средние бомбардировщики «Москито», часто появляющиеся над Берлином, как правило, берут теперь на борт бомбы весом в 2.000 килограммов, тогда как раньше бомбовая нагрузка основной массы этих самолетов была значительно меньшей.

Сколь велико сопротивление, оказываемое немцами авиации союзников? Поскольку экипажам англо-американских самолетов, в связи с известным сокращением маршрутов, в большинстве случаев приходится ныне пребывать над вражеской территорией меньшее время, постольку и степень организованного противодействия немецкой противовоздушной обороны несколько снижена. Довольно часто соединениям авиации союзников удается достичь полной внезапности нападения и иметь дело только с зенитной обороной немцев. Воздушные бои с немецкими истребителями преимущественно возникают не при подходе к цели или на дальних подступах к ней, как это почти всегда было раньше, а при возвращении из налета. Нередки случаи, когда американские истребители сопровождения типа «Мустанг» при следовании «Летающих крепостей» обратным маршрутом штурмуют наземные об'екты немцев. Так было, например, не раз при последних операциях союзников в районе Мюнхена и других местах.

Успеху действий союзной авиации над Германией и значительному снижению ee потерь в этих операциях, несомненно, способствуют те удары, которые испытывает немецкий воздушный флот на советско-германском фронте.

Применение союзной авиацией новых средств и новых методов борьбы, ее тесное взаимодействие с наземными войсками на поле боя и в оперативной глубине противника, увеличивающийся размах операции, направленных на подрыв германской военной промышленности, и т.д., являются ценным вкладом в общее дело Об'единенных наций - разгром гитлеровской Германии. //Полковник Н.Денисов.

***********************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. На переправе.

Снимок нашего фотокорр. Р.Сергеева.



__________________________________________
К новым победам Сталинской авиации! ("Красная звезда", СССР)
Чему учит боевой опыт Александра Покрышкина ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: Наступательная мощь советской авиации ("Красная звезда", СССР)
Б.Полевой: Советские ассы || «Правда» №273, 13 ноября 1944 года

Газета «Красная Звезда» №281 (5961), 28 ноября 1944 года

ноябрь 1944, осень 1944, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up