Противовоздушная защита коммуникаций

Mar 17, 2018 14:56

« Красная звезда» №85, 11 апреля 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1-2 стр.). Вручение генерал-лейтенанту Н.С.Хрущеву ордена Суворова II степени (1 стр.). Подполковник П.Коломейцев. - Обучение стрельбе из танка (2 стр.). Капитан П.Олендер. - Выигрыш боя меньшими силами (2 стр.). Майор В.Земляной. - Почему штурмовики не помогли пехоте (2 стр.). Б.Пономарев. Борьба народов Западной Европы против «тотальной мобилизации» (3 стр.). В.Ильенков. - Комсомольский вожак (3 стр.). По следам гитлеровских убийц (3 стр.). Наступление союзников в Тунисе. - Английские войска заняли Сфакс (4 стр.). Чрезвычайное положение в Норвегии (4 стр.)..

# Все статьи за 11 апреля 1943 года.




Последнее время эскадры вражеских бомбардировщиков пытаются нападать на наши тыловые коммуникации. Замысел фашистов понятен. Этими налетами они стремятся всячески затруднить маневр наших войск, подвоз резервов, боеприпасов и боевой техники. Во что бы то ни стало свести на-нет все усилия врага, сорвать его замыслы - такова задача.

Истребительная авиация - главная активная сила в защите наших коммуникаций от воздушного противника. Ее долг - перехватывать немецкие бомбардировщики, не допускать их к охраняемому об'екту и совместно с зенитной артиллерией уничтожать врага в обороняемой зоне. Многие летчики-истребители в последних боях с немцами показали образцы выполнения этой задачи. Недавно немцы предприняли массовый налет на одну станцию. Вражеские бомбардировщики двигались эшелон за эшелоном. Но отважная шестерка наших истребителей под командованием капитанов Туркина и Кальян отгоняла от цели одну группу немцев за другой. Ни один из 80 немецких бомбардировщиков, пытавшихся ударить по станции, истребители не допустили к прицельному бомбометанию. На территории станции упало всего две бомбы, причинившие незначительный ущерб.

Действия смелой, самоотверженной шестерки летчиков - тт. Туркина, Кальяна, Терентьева, Каковихина, Бухтиярова и Чуприкова, которые сожгли на месте семь вражеских машин и три серьезно подбили, - наглядный пример мастерского решения боевой задачи. Они не увлекались, как делают это иногда малоопытные летчики, запальчивым преследованием первых повернувших вспять немецких самолетов, а поджидали в зоне патрулирования подхода последующих групп с тем, чтобы стремительной атакой расколоть их боевой порядок и не допустить к охраняемому об'екту. Они не держались на почтительном расстоянии от немецких бомбардировщиков, а били их в упор, экономно расходуя боеприпасы. Они сочетали мастерство пилотажа с отлично продуманным маневром и метким огнем, ведя активный бой в вертикальной плоскости.

Только ли одним индивидуальным мастерством лучших летчиков-истребителей можно надежно защитить от нападений с воздуха наши коммуникации и города? Конечно, нет! Сам воздушный бой с немецкими бомбардировщиками должен быть основан на точном, заранее продуманном маневре всеми средствами противовоздушной обороны, осуществленном по определенному замыслу командира. Некоторые склонны рассматривать систему противовоздушной обороны, как нечто статичное, где все сводится лишь к тому, чтобы, получив сообщение от постов ВНОС о пролете вражеских машин, подать сигнал тревоги, открыть зенитный огонь и поднять в воздух дежурные подразделения истребителей. Боевой опыт показывает, что подобный шаблон нетерпим. В защите с воздуха наших военных об'ектов нужны максимальная инициатива и изобретательность. Скажем, помимо непосредственного отражения немецкой авиации в зоне обороны пункта, надо шире практиковать, например, перехват вражеских бомбардировщиков на маршруте частью сил, нападения на них специальными группами охотников, устройство засад в воздухе и на земле на вероятных направлениях полета немецких бомбардировщиков, словом, применять самые разнообразные приемы военной хитрости.

Успех отражения налетов вражеской авиации зиждется на тесном взаимодействии всех средств противовоздушной обороны, и в первую очередь истребителей с зенитной артиллерией. Плоха, не активна будет та оборона, в которой это взаимодействие построено только по раз навсегда установленному шаблону. Следуя этому шаблону, иной командир-зенитчик не открывает огня в том направлении, где по плану вражеских бомбардировщиков должны отражать истребители. В свою очередь недостаточно натренированные истребители, опасаясь случайных поражений и боясь приблизиться к тому району, где ведут огонь зенитчики, могут пропустить немецкие самолеты.

Совсем иначе развивается бой, когда и зенитчики и истребители действуют смело, инициативно и тактически грамотно. Так дивизион зенитной артиллерии под командованием майора Иванова, защищая вместе с истребителями один мост, вел сначала огонь по немецким бомбардировщикам. Но как только наши истребители набрали высоту и стали атаковывать немцев, майор Иванов перенес огонь на немецкие истребители сопровождения и отсек их от бомбардировщиков. Этим простым и четким огневым маневром он обеспечил своим истребителям отражение противника. Мост остался невредимым.

Для нападения на наши коммуникации немцы часто используют ночное время. Противовоздушная оборона в условиях темноты еще более сложное дело, нежели днем, и требует еще большей слаженности всех активных и пассивных средств обороны. Там, где плохо поставлена служба связи и оповещения, где непродуманно расходуются силы, там при пролете одного немецкого бомбардировщика включаются все прожекторы, открывают стрельбу чуть ли не все зенитные батареи, выбрасывается в воздух почти весь наличный состав истребителей-ночников. Вряд ли есть большая польза от подобного шума и иллюминации! Все это лишь на-руку противнику, изучающему систему нашей обороны для последующих массированных налетов. План ночной противовоздушной обороны должен быть продуман еще более тщательно, нежели дневной, в нем должна быть учтена каждая мелочь, вплоть до того, какими патронами заряжать оружие ночного истребителя. Ночью еще больше, чем днем, наша противовоздушная оборона должна изобиловать всякими неожиданностями: внезапным ослеплением врага несколькими прожекторами сразу, атаками ночных истребителей в момент такого ослепления, устройством ложных целей и другими приемами борьбы.

Форм и методов активной противовоздушной обороны множество. Задача состоит в том, чтобы, умело применяя их, решительно отказываясь от статичных шаблонов, надежно защитить наши коммуникации от вражеской авиации. Долг летчиков, зенитчиков, прожектористов, командиров и всех специалистов противовоздушной обороны - проявить максимум энергии, находчивости и отваги в борьбе с немецкими бомбардировщиками. Не позволим воздушному противнику в какой бы то ни было мере нарушать нормальную работу наших тыловых коммуникаций!

**************************************************************************************************************************************************
ПОЧЕМУ ШТУРМОВИКИ НЕ ПОМОГЛИ ПЕХОТЕ
(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Выйдя к рубежу одной реки, немцы предприняли ряд попыток форсировать эту водную преграду. Они пытались найти слабое место в нашей обороне, через которое можно было бы вклиниться в расположение советских войск и захватить плацдарм для дальнейшего наступления. Начались ожесточенные бои за переправы и выгодные опорные пункты. Иногда немцам удавалось переправиться на левый берег реки, и тогда здесь разгорались жаркие схватки. Они всякий раз кончались тем, что наши войска уничтожали переправившегося противника, возвращали утерянные позиции, а нередко и улучшали их.

В таких боях с резко обозначенной линией фронта особое место занимает авиация. Мощными ударами с воздуха, она не только помогает наземным частям отражать вражеские атаки, но наряду с этим активно содействует им в контратаках, нередко решающих исход боя. Разумеется, так бывает в тех случаях, когда между всеми родами войск организовано тесное и четкое взаимодействие. На данном участке фронта это было особенно важно, поскольку противник то и дело менял направление своих атак. Тут особенно гибким должно быть руководство действиями войск. Нередко авиационные части, получившие одну задачу, уже в полете могут быть перенацелены на другой об'ект, на вновь возникшую цель. Но, к сожалению, такая гибкость в управлении авиацией достигнута еще не везде. К чему это приводит? К тому, что авиация иногда наносит свой удар не в решающем месте или же, что еще хуже, полет нескольких самолетов получается бесцельным.

Показателен в этом отношении один бой, проведенный на участке N стрелковой части. Под покровом ночи немцы сосредоточили достаточно мощную группировку своих войск на правом берегу реки, навели переправы и с рассветом, перейдя в наступление, форсировали реку. Потеснив передовые подразделения N части, они начали закрепляться в населенном пункте. Таким образом создалась угроза потери небольшого плацдарма на левом берегу реки. Эта угроза была серьезной, поскольку враг продолжал накапливать на данном направлении свежие силы.

Готовясь к решительной контратаке, командир N части попросил поддержать его действия с воздуха небольшим подразделением штурмовой авиации. При этом он указал особо важную цель для авиации. Заявка командира части прошла через ряд инстанций и, наконец, попала в подразделение, которым командует майор Голанюк. Трудно установить, где и каким изменениям подверглась эта заявка. Известно лишь то, что командир получил такую задачу: «В районе крупного населенного пункта на правом берегу реки немцы накапливают резервы. Вышлите туда шесть ИЛ'ов, укажите летчикам, что цель надо искать на окраинах пункта, особенно на западных». Руководствуясь этим приказом, майор выслал штурмовиков, поставив задачу - вести в районе цели свободный поиск одиночными экипажами и после атак вновь собраться в группу для обратного следования на свою базу.

В положенное время, в разгар артиллерийской подготовки, на командном пункте N части, бойцы которой готовились к контратаке, все увидели шедшую с востока группу штурмовиков под прикрытием истребителей. Ни у кого не было сомнения, что это именно те самолеты, которые должны были поддержать удар наземных войск. Однако штурмовики, пройдя стороной, ушли на запад и там, за 8-10 километров от поля боя, начали производить атаки.

Будь здесь на командном пункте офицер связи от авиационного подразделения или просто радиостанция наведения, можно было бы изменить положение и нацелить штурмовиков туда, где решалась судьба боя. Но этих средств управления не было, и командир, руководивший боем, по существу оказался беспомощным. Он не мог управлять высланными для него самолетами, остался без поддержки с воздуха и вынужден был ограничиться одним артиллерийским сопровождением контратаки.

Проследим, чем же закончился полет шести ИЛ'ов под прикрытием группы ЯК'ов. Получив не цель, а лишь район, в котором предположительно должно быть скопление войск противника, майор Голанюк поставил перед экипажами задачу свободного поиска. Однако решение командира было ошибочно хотя бы только потому, что в этом районе активно действовали вражеские истребители, и разрывать группу на части в таких условиях было недопустимо.

Этой ошибкой воспользовался враг. Когда во время атак штурмовики разбились на две группы, одна из которых удалилась на 5-8 километров под прикрытием двух ЯК'ов, немцы немедленно атаковали более слабую группу.

Этот не только малоэффективный, но, по сути дела, бесцельный вылет штурмовиков показывает, что они не смогли помочь пехоте из-за отсутствия главного элемента в управлении боем - четкой взаимной связи. Кроме того, сказалась неконкретность задачи, поставленной перед экипажами. С другой стороны, этот факт обнаруживает вредную тенденцию некоторых авиационных командиров взаимодействовать с наземными частями лишь «вообще». Не случайно, что в этом же авиаподразделении летчики порою несколько дней подряд не знают конкретной обстановки на своем участке фронта. К тому же на решающих участках боев иногда отсутствуют офицеры связи от авиационных частей. В данном случае такой офицер связи мог быть на командном пункте N части. Он должен был вмешаться в полет штурмовиков и перенацелить их в интересах пехоты, способствуя тем самым выполнению общей боевой задачи. // Майор В.Земляной. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

**************************************************************************************************************************************************
ДОСТАВКА ПИСЕМ НА ФРОНТ САМОЛЕТАМИ

Стремясь ускорить доставку писем фронтовикам, Управление военно-полевой почты Красной Армии выделило ответственных лиц с функциями диспетчеров. В их задачу входит отправка корреспонденции на фронт с центральных аэродромов с попутными самолетами. Это мероприятие уже принесло свои плоды: письма стали приходить на фронт гораздо быстрее, чем раньше.

Управление военно-полевой почты приступило к массовой проверке работы фронтовых, армейских и дивизионных полевых почтовых станций, до войскового почтальона включительно.

____________________________________________
С.Чирва: Опыт воздушных боев* ("Красная звезда", СССР)
В.Земляной: Советские ассы в бою* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
Сталинградская авиационная дивизия* ("Красная звезда", СССР)**
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №85 (5456), 11 апреля 1943 года

апрель 1943, 1943, газета «Красная звезда», советская авиация, весна 1943

Previous post Next post
Up