Роль русского фронта в первой мировой войне

Jan 21, 2018 21:16


М.Галактионов || « Красная звезда» №178, 31 июля 1942 года

Враг продолжает рваться вперед. Во что бы то ни стало остановить врага! Умелой и стойкой обороной сделать неприступным каждый наш рубеж!

# Все статьи за 31 июля 1942 года.




Русский народ вынес на своих плечах главную тяжесть первой мировой войны. Об этом с полной очевидностью свидетельствуют точно установленные цифровые данные. Одними убитыми русская армия потеряла 2.500.000 человек, т.е. столько и даже немного больше, чем Франция, Великобритания и США, вместе взятые. На Россию обрушились самые свирепые удары германских империалистов. В 1918 г., когда военная мощь России была подорвана тяжелыми потерями и экономический разрухой, Красная Армия вела героическую борьбу с германскими ордами, вторгшимися на нашу землю. И в тот год, когда Германия потерпела окончательное поражение в мировой войне, русский народ продолжал нести тяжелые жертвы, принимая на себя удары значительных сил германской армии.

Всякие попытки очернить честь и славу русского оружия, умалить его роль в войне с вильгельмовской Германией ныне окончательно развеяны судом истории. Русская армия не только понесла наивысшие потери, - она одерживала блестящие победы над войсками германо-австрийского блока. Достаточно сказать, что она взяла в плен 2.200.000 человек и захватила 3.850 орудий, - больше, чем каждая из других союзных армий. Только русская армия переносила борьбу непосредственно на территорию Германии и Австро-Венгрии, угрожая их жизненным районам.

Русское наступление в Восточной Пруссии, в Польше, в Галиции сыграло выдающуюся роль в провале немецкого наступления против Франции. Общеизвестен факт переброски в Восточную Пруссию двух немецких корпусов, из’ятых из состава обходящего правого крыла германских сил во Франции. Но влияние русского наступления на события на западно-европейском театре было гораздо глубже и до сих пор не получило достаточной оценки в этом отношении.

5 сентября, в канун Марнской битвы, начальник германского генштаба Мольтке был обеспокоен докладом начальника разведывательного отдела подполковника Хенча о том, что получено сообщение о переброске русских войск из Архангельска в Англию и возможной высадке их в Остенде. Несмотря на победу, одержанную в Восточной Пруссии, германский генштаб продолжал бояться России. 7 сентября, во время Марнской битвы, стало известно о неудачах австрийской армии. 8 сентября, когда Мольтке принимал важнейшие решения, приведшие к отходу германских армий, пришло сообщение, что в Восточной Пруссии русские вовсе не разбиты и продолжают сопротивление. «Это звучало не слишком ободряюще», - сообщает немецкая официальная история. 10 сентября Гинденбург доносил о крупных русских силах, а от начальника австрийского генштаба Конрада были получены и вовсе тревожные известия: требовалось срочное подкрепление немецкими войсками. Несомненно, что Восточный фронт тяжело довлел над германским генштабом в самый критический момент операций на Западе, что в немалой степени повлияло на принятие решения об отступлении германских армий.

После Марнской битвы возможности германских войск добиться решающего успеха не были исчерпаны. Германское командование в лице Фалькентайна осуществляло новый план наступления вдоль побережья. Но теперь Восточный фронт во все возрастающей степени выполнял свою роль по сковыванию и отвлечению германских сил. Чтобы помочь австрийцам, немецкое командование было вынуждено ввязаться в новые операции на Восточном фронте. В Польше начались ожесточенные сражения. Число немецких дивизий на Восточном фронте все возрастало. В августе 1914 г. на Западном фронте имелось 83 дивизии, на Восточном, включая и австрийские - 50 дивизий. В январе 1915 г. на первом была 81 дивизия, на втором - 82. Россия отвлекала на себя все большее количество сил австро-германского блока и рост их продолжался непрерывно до 1917 года.

В 1915 г. центр тяжести операций мировой войны переместился на русский фронт. Вопреки предостережениям некоторых политических и военных деятелей Германии, Гинденбург и Людендорф настояли на проведении «стратегии сокрушения» России. «Окончательная победа над Россией, - докладывал Гинденбург кайзеру в начале 1915 г. - повлияет также и на положение во Франции. Я рассматриваю эту операцию на Востоке, с вводом всех новых формирований, как решающую для исхода всей войны». Тщетно Фалькенгайн, отстаивая стратегическую линию Шлиффена, призывал к осторожности в отношении России. В те же дни на одном из докладов, предлагающих начать решительные операции против России, он сделал надпись: «Мы никогда не смогли бы достигнуть полного военного сокрушения России». И все же Фалькенгайн был вынужден уступить. Русские войска заняли всю Галицию, они уже атаковывали Карпатские проходы, угрожая весной вторгнуться в Венгрию. Вновь созданная 10-я немецкая армия была сосредоточена в Восточной Пруссии, где ей удалось одержать частную победу, не сыгравшую никакого значения в стратегическом отношении.

Для спасения Австро-Венгрии Фалькенгайну пришлось сформировать новую 11-ю армию, которая произвела прорыв русского фронта у Горлице-Тарнов. Летом 1915 г. наступательные операции немцев распространились на весь русский фронт. Русские армии медленно отступали, нанося врагу контрудары и сжигая все запасы при своем отходе. Россия переживала тяжелые дни. Основной причиной отступления был катастрофический недостаток боеприпасов и вооружения. К началу Горлицкой операции германо-австрийская артиллерия имела по 1.200 снарядов на каждое легкое орудие и 500-600 снарядов на каждое тяжелое. В русской же артиллерии имелось всего 30-40 выстрелов на орудие. 3-я русская армия в период боев у Горлице-Тарнов располагала 1-2 выстрелами в день на орудие.




«Макензеновская фаланга», затратив два месяца на операцию в Галиции, повернула на север, чтобы сомкнуть «польские клещи» вокруг русских войск, все еще остававшихся на левом берегу Вислы. 8 июля 1915 г. против макензеновских частей ринулись со штыками наперевес сибирские стрелки, сопровождаемые уральскими казаками. Они опрокинули «королевских егерей», которые продемонстрировали свое искусство в быстром беге с поля боя, и разгромили несколько дивизий: «Как раз лучшие части пострадали больше всего», свидетельствует австрийский официальный труд по истории войны. «Фаланга» была остановлена, и русские армии получили время благополучно отойти на восток.

После тяжелых сражений русский фронт остановился на новой линии, отразив все немецкие попытки сдвинуть его дальше. Теперь на Восточном фронте было уже 137 австро-германских дивизий, на Западном - 83. Русская армия одна сражалась против соединенных сил австро-германского блока. Наступления французов в Шампани не отвлекли значительных сил с Восточного фронта. Ненормальность такого положения была очевидна, и в декабре 1915 г. состоялась конференция представителей союзных держав в Шантильи, где были приняты решения о координации военных действий в кампании 1916 г.

Однако эти решения не были проведены в жизнь с должной последовательностью. В феврале 1916 г. Германия обрушилась на французскую армию у Вердена. Франция была обескровлена в многомесячной кровавой битве на истощение. Русская армия и на этот раз самоотверженно пошла на помощь своему союзнику, начав наступление у оз. Нарочь в условиях приблизившейся весенней распутицы. Положение на фронтах союзников на западе и на юге становилось все более тяжелым. Не закончив приготовлений к общему наступлению, высшее русское командование решает начать наступление на Юго-Западном фронте. Даже союзники не ожидали серьезных успехов от русской армии, только что пережившей тяжелый кризис. Немцы же считали Россию выведенной из строя на длительный срок.

Тем большей неожиданностью был потрясающий успех Брусиловского наступления. Оно вновь подтвердило решающее значение русского фронта. 12 августа 1916 г. Гинденбург доносил кайзеру: «Предоставленные до сих пор в мое распоряжение силы на юго-востоке недостаточны, чтобы удержать положение, не говоря уже о том, чтобы его восстановить. Решение исхода войны лежит теперь на юго-востоке». Но немецкие резервы были уже на исходе, а те немецкие дивизии, которые прибывали в прорыв, не могли устоять против напора русских войск. Австро-Венгрия была на краю катастрофы. По оценке немецкой официальной истории, «Брусиловское наступление является самым тяжелым потрясением, которое когда-либо испытало австро-венгерское войско».

На этот раз Германия была скована и на западе, где шли кровопролитные бои у Вердена и на Сомме. Момент был исключительно благоприятен для полного поражения Германии. Однако этот момент был упущен. Произошло это прежде всего потому, что благоприятная ситуация на юго-востоке Европы осталась неиспользованной. Союзные войска на Балканах не перешли в решительное наступление, а между тем впоследствии именно такое наступление решило исход войны. Русскому юго-западному фронту не была оказана активная поддержка на других русских фронтах. Русская гвардия полегла в бесплодных атаках на Стоходе. Сила русского войска была подорвана в кровопролитных боях. В тылу усиливалась экономическая разруха.

Россия сделала все, что могла, но это было последнее напряжение ее военных усилий, совершенное во имя спасения союзников. Эта цель была достигнута: Австро-Венгрия, как военная сила, была выведена из строя, Германия надорвана в такой мере, что восстановить своих сил она уже не смогла. Западный и Южный союзные фронты устояли против немецкого натиска. Фалькенгайн был уволен в отставку. Но в декабре был отрешен и французский главнокомандующий маршал Жоффр. Общественное мнение считало его ответственным за бесплодность усилий коалиции достигнуть военного разгрома Германии в 1916 году. Потоки пролитой крови русских и французских солдат говорили о ничтожности достигнутого конечного результата.

В 1916 г. на Восточном фронте было уже 150 дивизий, на Западном - 119. В 1917 г. русский фронт, несмотря на то, что Россия не в состоянии была уже вести войну, продолжал сковывать австро-германские силы. В марте 1917 г. на Восточном фронте было 164 австро-германских дивизий, на Западном - 135. Лишь к концу года немцы начали переброску войск на запад, но и после того крупные их силы остались на востоке. В момент решительного наступления немцев на западе, на Западном фронте находилось 192 немецких дивизии и 3 бригады, на Восточном - 53 дивизии и 13 бригад.

Русский фронт, протянувшийся на 1.500 км. от Балтийского до Черного моря, был самым большим из всех фронтов мировой войны. На нем было сосредоточено наибольшее количество сил с обеих сторон, на нем развернулись самые грандиозные операции мировой войны. Наибольшие потери австро-германский блок понес на Восточном фронте. Русский фронт вне всякого сомнения был наиболее активным по выполнению общих задач и целей антигерманской коалиции. Добросовестно, инициативно и настойчиво осуществляя общесоюзные планы, Россия неизменно шла на любые жертвы, чтобы облегчить положение союзников и всемерно содействовать конечной победе всей коалиции.

Благородные подвиги и героические деяния русских воинов, сражавшихся против оголтелого германского империализма, не могут быть преданы забвению. В день годовщины мировой войны все свободолюбивые народы вспомнят об этих актах самоотверженности и героизма русской армии в битвах 1914-1918 гг., как о примере высокой воинской доблести, высокого сознания своего союзного долга, проложившего пути к разгрому кайзеровской Германии. // М.Галактионов.

**************************************************************************************************************************************************
Двойной таран летчика Зорина

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 июля. (Спецкорр. ТАСС). Группа наших истребителей, возвращаясь с разведки, встретила на высоте 2000 метров немецкий самолет «Фокке-Вульф-180». Обороняясь пулеметно-пушечным огнем, фашистский летчик начал быстро уходить на запад. Вдогонку бросился младший лейтенант Николай Зорин. Боеприпасы у него были на исходе.

Дважды заходил летчик в хвост немецкому самолету, чтобы таранить его, но каждый раз истребитель отбрасывало воздушной струей. Тогда Зорин принимает смелое решение. Искусно пилотируя, он подвел свой самолет к вражеской машине и винтом срезал конец левой плоскости.

«Фокке-Вульф» резко пошел на снижение, однако продолжал уходить. Он уже пересек линию фронта, рассчитывая сделать посадку на своей территории. Высота не превышала 50-70 метров, и враг, видимо, считал себя в безопасности.

- Нет, не уйдешь, - стиснув зубы, прошептал Зорин, - и снова вплотную подошел к противнику. На этот раз винт отрубил половину плоскости. Немецкая машина перевернулась на бок, врезалась в землю и вспыхнула. Отважный советский летчик выровнял свой самолет и благополучно довел его до аэродрома.

________________________________________________
П.Трояновский: Родной дом || «Красная звезда» №70, 25 марта 1942 года
Бр.Тур: Колосья в крови* || «Красная звезда» №212, 9 сентября 1942 года
Б.Ямпольский: Русский дом* || «Красная звезда» №27, 3 февраля 1942 года
П.Трояновский: Возвращение || «Красная звезда» №89, 16 апреля 1942 года
В.Апресян: Байковое одеяло* || «Красная звезда» №195, 20 августа 1942 года
М.Галактионов: Сталинград и Верден* || «Красная звезда» №233, 3 октября 1942 года

Газета «Красная Звезда» №178 (5242), 31 июля 1942 года

газета «Красная звезда», 1942, лето 1942, июль 1942, М.Галактионов

Previous post Next post
Up