«Красная звезда»:
1943 год.
«Красная звезда»:
1942 год.
«Красная звезда»:
1941 год.
# Все статьи за
3 февраля 1943 года.
Д.Ортенберг, ответственный редактор «Красной звезды» в 1941-1943 гг.
Вчера было опубликовано сообщение о том, что ликвидирована группа немецких войск, окруженных западнее центра Сталинграда. А сегодня - последнее сообщение: «Наши войска полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда». Крупным шрифтом напечатано боевое донесение, подписанное представителем Ставки Верховного Главнокомандования маршалом артиллерии Н.Н.Вороновым, командующим Донским фронтом генерал-полковником К.К.Рокоссовским. Донесение имеет несколько иной оттенок, чем сообщение Совинформбюро. Вместо «ликвидации» - «Войска Донского фронта в 16.00 2.II. 43 года закончили разгром и уничтожение окруженной сталинградской группировки противника».
В донесении перечислены номера полностью уничтоженных и частично плененных корпусов, дивизий, частей усиления противника. Названо число захваченных в плен - 91 тысяча, перечислены трофеи. И заканчивается оно короткой фразой: «В связи с полной ликвидацией окруженных войск противника боевые действия в городе Сталинграде и в районе Сталинграда прекратились».
Так поставлена последняя точка крупнейшему сражению второй мировой войны, продолжавшемуся двести дней.
На первой полосе публикуется фотография, под которой стоит подпись: «Маршал артиллерии Н.Н.Воронов и генерал-полковник К.К.Рокоссовский допрашивают плененного германского генерал-фельдмаршала Паулюса».
Любопытно, что на второй день в газете был опубликован снимок с такой подписью: «М.И.Калинин вручает Г.К.Жукову маршальскую звезду и орден Суворова 1-й степени». Какая разная судьба у маршалов советского и немецкого. Что ж, это вполне закономерно!
★
О сталинградской эпопее много написано и в исторических исследованиях, и в мемуарных трудах. И все же, думаю, современному читателю небезынтересно узнать, как в те дни об этом рассказывалось на страницах газеты.
«
Последний бой» - так называется корреспонденция Петра Олендера, очевидца тех событий. Один из эпизодов последних боев. В большом здании на площади помещался штаб немцев, где засели офицерские команды. Площадь была забаррикадирована, но наши подразделения быстро оказались по ту сторону баррикад, окружили здание штаба. Противник поднял белый флаг. Во двор здания вошли наши командиры, перед которыми немецкие часовые взяли «на караул». Потом часовые с немецкой аккуратностью сложили оружие, построились в шеренги и по русской команде «шагом марш» отправились в плен.
Один из последних опорных пунктов врага ликвидировало подразделение старшего лейтенанта Беспалого. Оставались уже считанные очаги немецкого сопротивления, и как-то само собой установилось, что снаряды наших орудий стали для противника своеобразным приглашением сдаваться в плен. Пять минут артиллерийского налета на немецкие блиндажи, затем пять минут тишины - и вот из подземных нор вылезают солдаты, размахивая нательными рубахами вместо белых флагов.
- Постучишься в немецкие блиндажи снарядом - они и выходят, - посмеивались артиллеристы.
Трудно было бойцам идти в атаку в этот последний день Сталинградской битвы, но шли мужественно, не оглядываясь. И об этом написал наш корреспондент:
«Командир полка спал с телефонной трубкой в руке... Да, очень устали наши люди в эти дни, преследуя и уничтожая врага. Они засыпали на морозе, с куском хлеба во рту, прислонившись к стене, забравшись в воронку. Но стоило разбудить заснувшего бойца, сказать ему, что надо идти вперед, - и усталость отступала».
Голос истории, ее гулкая поступь слышатся в таких строках очерка:
«В Сталинграде есть стена, изрешеченная пулями и осколками. На ней надпись: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева». Вторая надпись несколько ниже: «Презирая смерть, мы победили». Обе надписи были сделаны в те тяжелые дни, когда немцы шли вдесятером на одного нашего бойца, бросали по десять танков на один наш, по десяти самолетов на один наш самолет. Но никакие усилия врага не надломили волю к борьбе сталинградцев.
Ночь. По развороченному снарядами Сталинграду бредут пленные. Над городом раздается гул самолета. Это «хейнкель». Он делает разворот над горящими зданиями и... сбрасывает на парашюте боеприпасы. Медленно, освещенный заревом, опускается этот груз на землю. Поздно! Исход битвы уже решен!»
Немало любопытных подробностей в корреспонденции Владимира Кудрявцева «
Как немцы сдавались в плен». Более разумно, чем другие, поступило командование 297-й немецкой пехотной дивизии. Поняв, что сопротивление бесполезно, оно послало парламентариев в полк, которым командовал Сафиулин. К немцам отправились майор Токарев, капитан Волощук и старший лейтенант Быковский. Ночью советские командиры вошли в небольшой домик, где помещался штаб дивизии. Там было около 70 офицеров. Генерал-майор Мориц фон Дреббер в полушубке и русской ушанке сидел за столом. Офицеры встали.
- Наши условия таковы, - сказал Токарев генералу. - Всем офицерам, присутствующим здесь, сдать оружие.
Офицеры по знаку генерала подходили по очереди и складывали оружие на стол.
- Второе условие, - продолжал майор, - прикажите всем частям, с кем вы еще имеете связь, сложить оружие.
Генерал взял телефонную трубку и позвонил. После разговоров перерезал провод и снял аппарат. Начальник штаба, пожилой немец, заплакал. Генерал, охватив голову руками, сказал:
- Какое поражение! Какое поражение! Были неудачи, потери, а это полное поражение…
А затем - рассказ о том, как был пленен Паулюс, что хорошо известно...
Конечно, наша военная газета не могла ограничиться корреспонденциями о завершении Сталинградской битвы. К сегодняшнему дню в загоне, как говорят газетчики, уже лежала целая полоса, сверстанная, вычитанная, дожидаясь сообщения в рубрике «В последний час» о завершении операции.
Это прежде всего большая, на четыре колонки, статья полковника В.Крылова «Новая страница в истории военного искусства». Напомню, что в сообщении Ставки об итогах Сталинградской битвы говорится, что история войн не знала подобных примеров окружения и уничтожения столь большого количества регулярных войск противника. Вспоминает автор Канны, которые считались образцом окружения войск противника. Вспоминает он и Седан, которым немцы кичились как примером крупнейшей операции по окружению противника. Но все это ни в какое сравнение не идет со сталинградским разгромом. Он затмил все, что до сих пор знала военная история. В статье раскрывается торжество советского военного искусства, его превосходство над военным искусством германских стратегов.
Вслед за этим опубликована статья начальника международного отдела газеты профессора А.Ерусалимского «
Конец 6-й армии». Автор прослеживает, как день ото дня менялся тон немецкой пропаганды. Еще 26 января ведомство Геббельса хвастливо утверждало, что «если немецкие солдаты и отступают в некоторых местах, то только для того, чтобы, перестроившись и пополнив свои материальные силы, пойти в новое наступление». Но вот 1 февраля оно все-таки вынуждено было сообщить о конце 6-й армии.
Значительная часть статьи посвящена истории 6-й армии. Гитлер гордился этой армией, ее офицерами и солдатами. Он поручал ей наиболее ответственные задачи, она наносила первые удары в Бельгии и Франции, участвовала в завоевании Югославии и Греции. С первых дней войны против СССР фюрер бросил ее на восток. Ей же было поручено завоевать Сталинград.
Советские генералы, сражавшиеся с 6-й армией, имели перед собой опытного и опасного противника. В статье подробно рассказано и о самом командующем армией - Паулюсе. Любопытно, что фюрер присвоил Паулюсу звание генерал-фельдмаршала, а на другой день после этого акта он вместе со своим штабом был взят в плен.
Много в газете откликов писателей. Опубликована статья Ильи Эренбурга «
Сталинград». Разговор идет о финале Сталинградской битвы для той стороны. Писатель развивает мысль, высказанную им в статье «
Взвешено. Подсчитано. Отмерено», опубликованной в конце января:
«Каждый год 30 января, в день захвата власти, Гитлер выступал с речью. Немцы гадали, что скажет фюрер в этом году после всех поражений. Фюрер нашелся: он ничего не сказал. Людоед струсил. Он не посмел показаться перед немецким народом. Он предпочел роль дезертира. Вместо Гитлера с юбилейной речью выступил семипудовый рейхсмаршал, главный весельчак Германии Герман Геринг... Герингу пришлось выговорить роковое слово «Сталинград». Рейхсмаршал должен был объяснить Германии, почему сотни тысяч немецких домов осиротели... Он решил вдохнуть в немцев оптимизм: «Наши солдаты в боях под Сталинградом закаляются». Изменим глагольное время - они уже «закалились»: одни из них в земле, другие - в лагерях для военнопленных... Геринг сказал: «Тысячу лет каждый немец будет произносить слово «Сталинград» со священным трепетом. Да, с трепетом будут произносить немцы роковое для них слово: под Сталинградом могилы не только сотен тысяч фрицев, под Сталинградом погребена разбойничья мечта немцев о «новом порядке», о «народе господ»...»
Написал Илья Григорьевич и о том, что значит для нас эта победа:
«Сталинград» - это слово с гордостью будут повторять все верные сыны России. В Сталинграде восторжествовала справедливость. В Сталинграде началось возмездие: поднявшие меч погибли от меча. «Сталинград» - это слово будет стоять в летописи России рядом с Чудским озером и Куликовом полем... Сталинград - это только начало».
Высокой патетикой полны стихи Ильи Сельвинского «
Сталинграду». Он находился на Северо-Кавказском фронте, и его стихи говорили о том, что Сталинград стал вдохновляющим примером для всей нашей армии.
О вы, штандарты дедовских побед,
России величавая отрада!
Развеяв
Гитлеровский
Бред,
Меж вас пылает знамя Сталинграда.
Огни его горят, как ордена,
Он истинный наследник нашей славы,
В нем ветер, залетевший от Полтавы,
И дым пороховой Бородина
Бойцы Кавказа! Перед Сталинградом,
Из уваженья к знамени его
Склоните стяг, но только для того,
Чтобы затем они шумели рядом,
Чтобы, себя бессмертием покрыв,
Как Сталинград, мы гнали бы ораву.
Здесь ярости ликующей порыв,
Здесь честь рождает честь, а слава - славу.
Сталинградская битва завершена. Значение этой победы, ее уроки раскрываются в специальной передовой «
Сталинградская эпопея». Приведу лишь отдельные строки из нее, которые, по-моему, не требуют комментариев:
«Борьба за Сталинград была одним из самых тяжелых испытаний, какие выпали на долю Красной Армии...»
«Наступление наших войск в районе Сталинграда останется в веках блистательным образцом военного искусства, пламенного и мощного наступательного порыва…
На пути к окончательной победе нам предстоит еще много жестоких боев, и гордое имя Сталинграда как знамя будет реять в этих боях, воодушевляя наших воинов на новые подвиги доблести и геройства».
Все это было написано, как говорится, по свежим следам, когда все осмыслить еще было трудно. Но вот как через тридцать лет после победы
Константин Симонов вспоминает о том, чем был для нас тогда, во время войны, Сталинград:
«Если попробовать вспомнить самое главное, то самым главным, записанным в душе словом сорок второго года окажется слово «Сталинград». Самым главным глаголом - глагол «выстоять». Самым главным зрительным впечатлением, застрявшим в сетчатке глаз, - дымное зарево в десятки километров длиной на той стороне Волги. Самым главным звуком, так и оставшимся до сих пор в ушах, - хруст начавшейся ломаться гитлеровской военной машины...
Для того чтобы люди, жившие за тысячи километров от наших государственных границ, в дальних от нас странах, называли свои улицы и площади именем Сталинграда, одной, даже самой сокрушительной, военной победы было бы мало. Это было признание необратимой нравственной победы добра, олицетворяемого нашей страной, над силами зла, олицетворенными в тот исторический момент фашистской Германией!»
★
И наконец, карикатура Бориса Ефимова «Перемена программы». Над рисунком текст: «В связи с разгромом и уничтожением германских войск под Сталинградом во всей Германии объявлен траур и закрыты все увеселительные учреждения». А затем и рисунок. На стене в черной рамке объявление: «Вместо назначенной торжественной кантаты Адольфа Гитлера «Взятие Сталинграда» будет исполнен траурный марш «Адью, шестая армия». Музыка того же автора». А вот и исполнители марша. Толстый Геринг, приклонив голову к скрипке с черным бантом, ведет по ней смычком. Рядом согнувшийся в три погибели Гитлер бьет по барабану голыми костями. За ним - карликовый Геббельс. Его голова просунута через огромную трубу; на ней тоже траурный бант. А их лица? Не передать словами, как язвительно изобразил их художник.
★
# П.Олендер.
Последний бой // "Красная звезда" №28, 4 февраля 1943 года
# В.Кудрявцев.
Как немцы сдавались в плен // "Красная звезда" №28, 4 февраля 1943 года
# В.Крылов. Новая страница в истории военного искусства // "Красная звезда" №27, 3 февраля 1943 года
# А.Ерусалимский.
Конец 6-й германской армии // "Красная звезда" №29, 5 февраля 1943 года
# И.Эренбург.
Сталинград // "Красная звезда" №26, 2 февраля 1943 года
# И.Эренбург.
Взвешено. Подсчитано. Отмерено // "Красная звезда" №24, 30 января 1943 года
# И.Сельвинский.
Сталинграду // "Красная звезда" №29, 5 февраля 1943 года
#
Сталинградская эпопея // "Красная звезда" №28, 4 февраля 1943 года
________________________________________________________________________________________
**Источник:
Ортенберг Д.И. Сорок третий: Рассказ-хроника. - М.: Политиздат, 1991. стр. 65-70