Герои Севастополя

Jul 19, 2017 11:06


Л.Иш || « Красная звезда» №302, 24 декабря 1941 года

23 декабря наши войска заняли ряд населенных пунктов и в числе их крупный железнодорожный узел Горбачево и города Черепеть, Одоево.

Сильнее натиск, крепче удар по врагу!

# Все статьи за 24 декабря 1941 года.

С каждым часом вражеское кольцо сжималось. Теперь, когда немцы полностью окружили высоту, они уже лезли напролом. Политрук Яценко хорошо видел их серо-зеленые мундиры, ясно слышат резкие, как свист хлыста, команды офицеров. Три фашистские роты наступали на одну нашу.




Политрук обошел окопы, еще раз предупредил людей:

- Главное, товарищи, не падать духом. Смерти бояться - на свете не жить.

И действительно, бойцы дрались храбро, не щадя крови и самой жизни. Отделение Романа Свинухова занимало оборону на вершине высоты. Немцы яростно обстреливали это отделение из минометов, били по нему дальнобойными снарядами, бомбили с воздуха. За каких-нибудь полчаса в районе окопов разорвалось триста мин и снарядов. Но никто не сделал и шагу назад.

Отчаявшись выбить героев огнем, фашисты ринулись на штурм. Прямо по фронту двигалось человек шестьдесят, справа - сорок, слева - не менее пятидесяти. Как выразился после боя красноармеец Жиленков, гитлеровцы буквально запаскудили всю местность. Одни карабкались по скалам, другие подбирались лощиной, третьи бежали меж кустарников. Сто пятьдесят против двенадцати!

Бойцы лежали в окопах, стиснув зубы. Накрапывал мелкий дождь, с моря дул порывистый ветер, где-то вдали бухали орудия. Так прошло несколько томительных минут. Потом Свинухов подал команду, и отделение дружно открыло огонь. Расстреливали немцев в упор. Огонь прижал врага к земле, однако не надолго. Маскируясь складками местности, большая группа фашистов сблизилась с красноармейцами на 30 метров. Дело принимало критический оборот, тем более, что у отделения к этому моменту осталось лишь полтораста патронов.

- Первый взвод слева, второй справа, за мной в атаку! - крикнул Свинухов.

Разом полетели двенадцать гранат. Высоко вверх взметнулись камни, комья земли, клочья самих фашистов. Не давая врагу опомниться, бойцы снова бросили гранаты. Потом короткой рукопашной схваткой отделение отбросило врага, истребив при этом около двух десятков гитлеровских бандитов.

Тем временем наступила ночь. Рота уже сутки находилась во вражеском кольце. Люди устали, по их лицам крупными каплями катился пот. Вдобавок давало себя чувствовать отсутствие хлеба. Младший лейтенант Гончар и политрук Яценко проверили караулы, проинструктировали командиров отделений. Старшина роздал бойцам сухари из неприкосновенного запаса. Ночью немцы атаковать не решались, но непрерывно вели огонь из автоматов. Какой-то немецкий офицер на ломаном русском языке кричал:

- Рус, сдавайся, ви попаль мешок.

Бойцы посмеивались над этим парламентером, а под утро один наш снайпер выследил офицера и метким выстрелом сразил его наповал. Несмотря на крайнюю усталость, никто не смыкал глаз.

С рассветом вражеские атаки возобновились. Немцы осыпали роту градом пуль. Смертью храбрых погибли три бойца в первом взводе, осколком мины тяжело ранило ручного пулеметчика, вышел из строя командир отделения во втором взводе. Кровь, пролитая товарищами, взывала к беспощадной расправе с врагом. Бойцы отражали атаку за атакой, истребляя гитлеровцев пулей, гранатой, штыком.

Красноармеец Александр Мильченко с тремя бойцами располагался в выемке скалы. Раз десять фашисты подсылали сюда автоматчиков, но всех их ожидала одна участь. Метким прицельным огнем четверка храбрецов уничтожала немцев, оставаясь неуязвимой. Взбешенные фашисты стали обстреливать выемку из минометов. Александр Мильченко и товарищи быстро переменили позицию и примостились за большим камнем. Оттуда они опять повели огонь. Одного бойца ранило, он не мог стрелять, но не хотел покидать друзей и помогал им заряжать оружие. Александр Мильченко поочередно стрелял из двух винтовок.

Примерно в полдень стало известно, что наиболее слабое звено немецкого кольца приходится на левый фланг. Оценив обстановку, младший лейтенант Гончар сосредоточил основные силы роты на этом фланге, а незначительную группу бойцов послал вправо с задачей инсценировать контратаку и тем ввести противника в заблуждение. Маневр удался. Фашисты оттянули туда много огневых средств, большую часть живой силы.

Теперь требовалось действовать быстро и решительно. С возгласами «Ура», «За родину, за Сталина!» бойцы устремились на левый фланг, забросали фашистов гранатами. Образовался узкий проход. Сюда-то и проникла рота после двух дней ожесточенных боев во вражеском окружении. Люди вынесли с собою раненых, сохранили оружие, подобрали все до единого патроны.

Потерпев неудачу на участке роты Гончара, немцы начали наступление на соседнюю горную деревушку, где размещался командный пункт полка. Еще только занимался рассвет, когда на шоссе показались враги. Они шли сомкнутым строем, будто на параде. По вражеской колонне ударил пулемет. Передние ряды замедлили было шаг, но уже через минуту взяли прежний темп. «Опять психическая», - подумал пулеметчик и повторил очередь. На этот раз фашистам, видимо, прискучила игра в парад. Сойдя с дороги, колонна развернулась.

Пока автоматчики вели огонь по ближайшим подступам к деревне, минометы и орудия врага бешено обстреливали ее центр. Скоро немцы силой до батальона бросились в атаку. Комиссар Караев собрал всех, кто находился в этот момент возле командного пункта. Вооружились винтовками саперы, связисты, писаря. Старший повар, собиравшийся кормить людей завтраком, снял белый колпак и взял гранаты. Делопроизводитель Пашаев расположился у слухового окна невысокого дома.

Немцев было в пять раз больше. Ряды защитников деревни редели. Но оставшиеся в живых бились не на жизнь, а на смерть.

Жаркий бой у деревни продолжался до шести часов вечера. К немцам прибывали свежие силы. Они повторяли атаки, но все же взять деревню не смогли. На поле боя осталось 300 трупов фашистов…

Горы окутались туманом. Бойцы, отразившие многочисленные атаки немцев, лежали у подножья скалистой высоты. Кто-то показал рукой в направлении Севастополя и тихо произнес:

- Стоит красавец. Будет стоять. Умрем, а Севастополя не отдадим.

И люди вполголоса запели «Интернационал». // Л.Иш.
_____________________________
И.Петров: 30 дней обороны Севастополя* ("Красная звезда", СССР)
М.Кузнецов: 150 дней обороны Севастополя* ("Красная звезда", СССР)

**************************************************************************************************************************************************
Северо-Западный фронт. Автоматчики отправляются в тыл противнику.

Снимок специального фотокорреспондента «Красной звезды» П.Бернштейна.



**************************************************************************************************************************************************
Не дадим врагу оправиться и залечить свои раны. Бить врага без передышек, непрерывно усиливая мощь наших ударов.

Бойцы рвутся вперед

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 23 декабря. (От наш. спец. корр.). Неудержим наступательный порыв наших воинов. Освобождая советские города и селения, они проявляют чудеса храбрости. В недавних боях в районе Михайловки смело и решительно действовали взводы, которыми командуют сержанты Ковальдин и Таращенко. Скрытно зайдя во фланги фашистским автоматчикам, засевшим в домах селения, они неожиданно открыли по ним огонь и вынудили их к беспорядочному отступлению. Придя в себя, фашисты пытались вернуть оставленные позиции, но все их контратаки были отбиты.

В частях фронта стал широко известен подвиг младшего лейтенанта Алексейчука. Во время стремительной атаки он был тяжело ранен, но продолжал бежать вперед. Превозмогая боль, он с хода ворвался в окопы противника и заколол фашистского офицера. Следуя примеру командира, красноармеец Сивашенко в рукопашной схватке заколол трех фашистов и захватил немецкий станковый пулемет. Покончив с
немцами в окопе, Сивашенко вместе с командиром взвода Орел и красноармейцем Журавлевым ползком подобрался к вражеской пушке и ручными гранатами уничтожил ее расчет.

Дерзко и искусно воюет боец-разведчик Жарков. Недавно он получил задачу достать «языка». Незаметно подобравшись к позициям фашистов, отважный разведчик вскочил во вражеский окоп, схватил одного фашиста, заткнул ему рот, быстро вытащил из окопа и под сильным огнем противника доставил в штаб своего полка.

Воины Красной Армия стремятся вперед, на запад, и, не щадя своих сил, выполняют боевые задачи.



Образцы упорства и героизма

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 23 декабря. (По телеграфу от наш. спец. корр.). На одном из участков Юго-Западного фронта наиболее успешно действуют части N соединения. За один последний день они продвинулись больше чем на 30 километров и освободили более 100 населенных пунктов. Захвачены богатые трофеи. В ряде мест немцы пытаются задержать продвижение частей этого соединения контратаками, но безуспешно. С большими потерями немцы откатываются на запад.

Образцы героизма проявляют гвардейцы. Не давая передышки врагу, они выбивают его из населенных пунктов, громят его технику и истребляют живую силу.

Одно из подразделений командира Гришина внезапной атакой захватило в населенном пункте 2 орудия, 4 миномета, 11 пулеметов, истребило свыше 200 немцев и обратило остальных в бегство.

В селах и на дорогах остаются сотни трупов немецких солдат, десятки исковерканных орудий и машин.



УМЕЛЫЕ ДЕЙСТВИЯ САПЕР

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 23 декабря. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Мужеством и умением отличается боевая работа сапер N соединения. Они хорошо обеспечивают переправу пехоты, танков и артиллерии через замерзшие и свободные ото льда реки, движение по дорогам и без дорог.

Особенно много приходится работать по разминированию вражеских минных заграждений. Саперы успешно справляются с этой сложнейшей задачей. В одном только районе села Больше-Крепинская бойцы подразделения старшего лейтенанта Подойникова обнаружили и из'яли 340 противотанковых и 196 противопехотных мин.



Радиопропаганда на фронте

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 23 декабря. (От наш. спец. корр.). За последнее время наша пропаганда среди войск противника принимает все более широкий размах. Особенно активно используется для этой цели радио.

Внезапно над вражескими позициями начинает звучать мощный голос:

- Внимание, немецкие солдаты! С вами говорит советская звуковещательная станция.

Вслед за тем начинаются передачи. В их программу входят разнообразные материалы - речь товарища Сталина на параде 7 ноября в Москве, обращение к солдатам горно-егерской дивизии, действующей на этом участке фронта, воззвание компартии Германии и многое другое.

Некоторые наши части, занимающие оборону, вывешивают вдоль переднего края антифашистские лозунги на немецком и финском языках. На одном из них крупными черными буквами, далеко видными среди снегов, написано: «Если не хотите мерзнуть, то переходите к нам». Другой лозунг призывает: «Финские солдаты, изгоняйте немцев из Финляндии, кончайте войну, затеянную Гитлером». Неоднократные попытки офицеров погнать солдат к переднему краю, чтобы снять лозунги, были отбиты нашим огнем.

Радиопропаганда и вывешенные лозунги имеют успех. В последнее время увеличилось количество перебежчиков-немцев. Они приходят в расположение наших частей и приносят с собой оружие.

________________________________________________
Герои Севастополя* ("Красная звезда", СССР)**
А.Толстой: Флаг Севастополя* ("Известия", СССР)**
С.Сергеев-Ценский: Севастопольцы* ("Правда", СССР)
Железная стойкость советских воинов* ("Правда", СССР)***
Бессмертная слава Севастопольской обороны ("Красная звезда", СССР)***

Газета «Красная Звезда» №302 (5057), 24 декабря 1941 года

зима 1941, 1941, газета «Красная звезда», декабрь 1941, битва за Севастополь

Previous post Next post
Up