Освобождение Клайпеды

Jan 29, 2020 14:28


Н.Михайловский || « Правда» №25, 29 января 1945 года

Войска 1-го Прибалтийского фронта перешли в наступление. Занят город Клайпеда. Советская Литва полностью освобождена от немецких захватчиков. Вчера войска 1-го Украинского фронта завершили очищение от противника Домбровского угольного района и овладели его центром - городом Катовице. В Чехословакии войска 4-го Украинского фронта освободили от немецких оккупантов город Попрад.

Слава героической Красной Армии - освободительнице!

# Все статьи за 29 января 1945 года.

(От военного корреспондента «Правды»)




Несколько месяцев назад части Красной Армии вышли на побережье Балтийского моря севернее и южнее Клайпеды (Мемеля) и зажали в клещи крупную немецкую группировку.

Город и порт Клайпеда имел для немцев особо важное значение, как крупнейший узел морских коммуникаций на Балтийском море и военно-морская база с корабельными верфями для постройки и ремонта судов. Клайпеда была связана с Восточной Пруссией не только самым коротким морским путем, но также 100-километровой косой - так называемой Курише Нерунг. По этой косе проложены хорошие шоссейные дороги, которые использовались для снабжения осаждённых немецких войск.

Противник рассматривал также Клайпеду, как крупный узел сопротивления на пути в Восточную Пруссию. Поэтому немецкое командование стянуло сюда крупные силы пехоты, танков и артиллерии. Оно намеревалось прорвать полукольцо советских войск и соединиться с дивизиями, отрезанными на участке Либава-Тукумс.

Не так давно немцы в последний раз сделали попытку вырваться из стальных клещей наших войск по направлению к Либаве. На участке фронта шириной в 4 километра они бросили в атаку два полка пехоты при поддержке 60 танков. Но советские воины не были застигнуты врасплох. Наши артиллеристы встретили вражеские танки сокрушительным огнём. Несколько машин было сразу же подбито, остальные повернули обратно. Над полем боя появились наши штурмовики, и враг, понеся большие потери, откатился на исходные позиции.

Немцы в районе Клайпеды не знали покоя ни днем, ни ночью. Их непрерывно обстреливала наша сухопутная и морская артиллерия. В разное время суток на Клайпедский порт обрушивались удары советской авиации, а тяжёлые снаряды балтийских артиллеристов настигали немецкие транспорты и в море, и у причалов порта.

И вот, основательно измотав противника, войска генерала армии Баграмяна перешли в решительное наступление на Клайпеду. В морозную лунную ночь небо озарили оранжевые вспышки наших сухопутных и морских орудий, открывших ураганный огонь по переднему краю немецкой обороны, по береговым укреплениям и батареям. Корректировщики артиллерийского огня шли непосредственно в боевых порядках пехоты. Руководствуясь их указаниями, наши артиллеристы быстро подавляли очаги вражеского сопротивления и всё время поддерживали огнем наступающих пехотинцев.

Противник густо минировал дороги, ведущие к Клайпеде, подступы к траншеям, огневым точкам и опорным пунктам. Умело и самоотверженно работали наши сапёры. В первые же часы наступления на одном небольшом участке фронта сапёры майора Геонджиан извлекли из-под снега свыше двух тысяч пехотных и противотанковых мин.

Наступление советских войск явилось для немцев полной неожиданностью. Наши бойцы стремительно ворвались в первые ряды вражеских траншей, заняли их и устремились дальше. На втором оборонительном рубеже немцев наступающие встретили исключительно ожесточённое сопротивление врага. В районе озера Коллатен они натолкнулись на несколько сильных опорных пунктов. Подступы к этим пунктам были густо минированы.

Ночью наши артиллеристы подкатили пушки и с предельно короткой дистанции начали бить прямой наводкой по вражеским укреплениям. Штурмовые группы просачивались сквозь боевые порядки немецких войск, врывались в доты с гранатами и уничтожали засевших там гитлеровцев. После полуночи на помощь наступающим подошли самоходные орудия балтийских моряков под командованием офицера Маслова. Двинувшись по Либавскому шоссе, они завязали бой с «Тиграми» и «Фердинандами», прорвались вперед и создали в немецкой обороне клин, который потом расширяла наша пехота.

К утру, когда явно определился успех наших войск, противник бросил в контратаку пехоту, тяжёлые танки и самоходные орудия. И тут решающую роль сыграли наши артиллеристы. Едва на горизонте появились «Тигры», как батарея старшего лейтенанта Юдакова открыла по ним убийственный огонь. Орудийные расчёты Бзычкина, Алимжанова, Ершова и Ахметова заставили немецкие танки повернуть вспять. Отбив танковую атаку, артиллерия перенесла огонь на вражескую пехоту. Противник понёс большие потери, и его контратака захлебнулась.

Бой в районе озера Коллатен продолжался весь день. К вечеру сопротивление немцев было здесь сломлено, и наши войска, овладев железнодорожной станцией Коллатен, двинулись на штурм и последнего рубежа - внешних укреплённых обводов города Клайпеды.

Стальные клещи, охватившие врага с севера и с юга, неумолимо сжимались. Видя безнадёжность своего положения, немцы приступили к разрушению города и порта. Послышались тяжёлые раскаты взрывов. Это гитлеровские бандиты подрывали городские здания и причалы в порту, уничтожали свою уцелевшую технику и склады боеприпасов.

Тем временем наша воздушная разведка установила, что по косе Курише Нерунг из Клайпеды в Кенигсберг движутся колонны автомашин, а для эвакуации немецких войск, прикрывающих отступление, в Клайпедский порт прибыли транспорты. Тогда на косу и порт обрушился огонь нашей артиллерии. Одновременно для преследования отступающих немецких частей вылетели штурмовики полковника Манжосова. Самолёты майора Фолькина, капитанов Пысина и Берестовского настигли на косе и подожгли несколько колонн немецких автомашин.

Понеся большие потери, враг всё же продолжал упорно сопротивляться. Наступающие вклинивались в немецкую оборону и разрезали её на части. Наконец, преодолев последний рубеж обороны противника, наши части ворвались в город.

Мы приехали в Клайпеду к тому моменту, когда немцы были оттеснены на косу, и там их громили с воздуха «Ильюшины», шедшие непрерывными волнами на протяжении всего дня.

На центральных улицах города много зданий подорвано немцами в последнюю ночь. На железной дороге разбиты пути, стоят изрешеченные вагоны и открытые платформы с машинами, очевидно, давно ещё предназначенными для отправки в Германию. В квартирах - следы панического бегства немецких обывателей. Брошено всё - дорогая обстановка, мебель, хрусталь, одежда.

Создалось впечатление, что в городе нет ни одного жителя. Однако, проходя через центр, мы услышали радостный крик. Из подвала выбежала какая-то девушка и бросилась к нам:

- Товарищи дорогие, как мы вас ждали!

Это была белорусска Анастасия Шпакович, угнанная немцами из Брест-Литовска в Клайпеду. Она познакомила нас ещё с несколькими девушками, прятавшимися от немцев в подвале полуразрушенного дома. Все они - из так называемого «трудового лагеря», куда было согнано около 300 советских девушек. Среди них были и русские, и украинки, и белорусски, и латышки. Они жили за проволокой и по 12 часов в сутки работали на немецких предприятиях. В связи с начавшимся наступлением Красной Армии немецкие власти приказали им под угрозой суровой расправы эвакуироваться из Клайпеды. Однако небольшой группе девушек удалось спрятаться в подвале и дождаться прихода наших войск.

Взятие Клайпеды - новая блестящая победа Красной Армии. //Н.Михайловский. г. Клайпеда, 28 января. (По телеграфу).

***********************************************************************************************
Праздник литовского народа

Войска Первого Прибалтийского фронта одержали блестящую победу - выбросили немцев из Клайпеды (Мемеля), завершив тем самым полное очищение Советской Литвы от ненавистных немецких захватчиков.

В далеком прошлом крестоносцы пытались удержать за собой Клайпедский край, как ворота в Прибалтику и в богатейшие русские новгородские земли. Но литовцы, населявшие этот край, никогда не покорялись врагу. Они неоднократно восставали и освобождались от немецкого ига. Попыткам крестоносцев захватить Клайпеду и всю Литву был положен предел битвой под Грюнвальдом, где об’единённые силы литовцев, поляков, русских, белорусcов, украинцев и чехов наголову разбили псов-рыцарей. Однако немцы спаслись от окончательного разгрома и удержали за собой часть Клайпедского края на побережье Балтийского моря, в том числе Клайпеду.

Около 700 лет томились клайпедские литовцы под немецким игом, подвергались национальному и экономическому порабощению. Несмотря на это, крестьяне сохранили литовский язык и литовские обычаи.

В 1923 году Клайпеда и часть Восточной Пруссии до Немана воссоединились с Литвой, но немцы ни на минуту не прекращали своей подлой подрывной работы. В 1939 году Гитлер при прямом попустительстве фашистского сметоновского правительства захватил Клайпеду.

Теперь, после 6 лет немецко-фашистской оккупации, Клайпеда вновь и теперь уже навсегда возвращена литовскому народу. Над ней гордо развевается советское знамя.

Освобождение Клайпеды - большой, радостный праздник всего литовского народа. Литовский народ вновь и вновь убеждается в том, что только под советским знаменем, под водительством великого Сталина он может осуществить свои вековечные мечты о свободе и национальной независимости. Литовский народ исполнен чувством горячей благодарности доблестной Красной Армии, братским народам Советского Союза, товарищу Сталину, принесшим ему освобождение и создавшим условия для политического, экономического и культурного расцвета республики. //Ю.Палецкис. Председатель Президиума Верховного Совета Литовской ССР. Вильнюс, 28 января. (ТАСС).

______________________________________________
М.Гедвилас: Литва борется ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Сердце Литвы* ("Красная звезда", СССР)
Прибалтика была и будет советской! ("Красная звезда", СССР)***
В.Лацис: Советская Латвия под гнетом немецкой оккупации* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Правда» №25 (9796), 29 января 1945 года

январь 1945, зима 1945, 1945, газета «Правда»

Previous post Next post
Up