Освобождение || «Известия» 17.02.1943

Mar 16, 2016 16:33


Иван Ле || « Известия» №39, 17 февраля 1943 года

НАШИ ВОЙСКА ОВЛАДЕЛИ ХАРЬКОВОМ. Слава доблестной Красной Армии! Хай живе Українська Радянська Соцiалiстична Республiка!

# Все статьи за 17 февраля 1943 года.

Почти полтора года вычеркнуто из боевой биографии этого города - гиганта украинской советской индустрии, науки и культуры. Шестнадцать месяцев немецко-фашистского разбоя, разрухи, запустения и траура... Горестное время, которое мы, украинцы, никогда не забудем и никогда немцам не простим.




Эти шестнадцать месяцев в Харькове были немцы. Завоеватели внесли жемчужину Украины в инвентарь награбленных богатств Германии. Они осмелились включить Харьков в список немецких городов Остланда, открыв в нем несколько публичных домов с гитлеровской свастикой на фасаде.

Помню Харьков на исходе дня в октябре 1941 года, за несколько часов до захвата города немцами. Возле центрального универмага толпа с тревогой рассматривает фашистский самолёт, обстреливаемый нашими зенитками.

Вечером Харьков бомбили немцы. Они его сначала зажгли тысячами зажигательных бомб, сброшенных с десятков «Юнкерсов», потом бомбили, бомбили варварски жестоко. Первыми вспыхнули университет, Дом Красной Армии, Дом Радиокомитета, потом весь город.

Бросив горящие квартиры, харьковчане боролись за спасение университета. И разве смогут они когда-нибудь забыть эту адскую ночь, когда горел Харьков, горел университет?

Пламя проникло внутрь здания. Окна и крыши страшным факелом освещали тёмную ночь.

Перед университетом стоит памятник историку и основателю первого на Украине университета - Каразину. Освещенный пожарищем своего детища, знаменитый учёный ожил на мраморе. Лик его был гневен. Он призывал к мести, к беспощадной мести варварам, пришедшим из Берлина.

С этой ночи и начались кошмарные шестнадцать месяцев подневольной жизни Харькова. Наутро, когда солнце ещё было закрыто дымом пожарищ, мы вышли из города. В далёкий, но временный путь тронулись эшелоны с заводским оборудованием. У многих рабочих катились по лицу скорбные слёзы. Но никто не говорил любимым домам, городу:

- Прощай!

Все говорили:

- Мы ещё вернёмся!

И в сердце каждого жила уверенность, что немцы ответят за всё: за дым пожарищ, за замученных людей, за наши мучения и оскорблённую честь народа.

Жажда возмездия, священная жажда мести и надежда на освобождение родной земли давали силы в ту страшную ночь.

Вдруг зашумели, засуетились. Несколько человек настойчиво требовали остановить эшелон. Что-то случилось.

- Человек отстал!

Но он не отстал. Он опоздал всего на несколько минут и сейчас прыгнул на ходу, и сообщил по вагонам: «На памятнике Шевченко я оставил траурный флаг. Он будет там до освобождения Харькова».

Это был голос многих сотен тысяч рабочих Украины, ушедших вместе со своими заводами на Урал, на Волгу, чтобы там ковать оружие для победы.

Харьков был захвачен немцами, но им не удалось его покорить.

В своей печали, в своём нестерпимом горе он оставался советским городом. Каждый уцелевший от фашистского разрушения дом, каждый метр невзорванного бомбами асфальта, каждый каштан, взращённый и широких улицах Харькова, - всё это было оплотом Советов, оплотом Украины.

Каждый обугленный камень, каждый убитый ребёнок, женщина взывали о возмездии. Великий гнев нарастал в сердцах харьковчан - гнев и надежда на освобождение.

Гитлеровцы завели в Харькове свой «новый порядок». Они твёрдо решили поставить этот гордый, прекрасный город на колени. Но Харьков не покорился. Он ждал, ждал терпеливо, самоотверженно прихода родной Красной Армии.

Немецко-украинская газетка жаловалась на отсутствие «искренности» у харьковчан, на неблагодарность жителей этого города.

Немцы недоумевали, почему украинцы не хотят стать рабами, почему пламя ненависти горит и сердцах мужчин и женщин, стариков и детей, юношей и девушек.

Их вешали немцы на балконах домов, тысячами убивали из-за угла, расстреливали, пытали, морили голодом, обращались с ними, как с рабами, а потом требовали:

- Беритесь за работу, начинайте...

Но ответ был один: суровое и грозное молчание. Молчали люди, были недвижны камни на потухших новостройках. Харьков не хотел быть рабом. Он мечтал о возмездии, он мечтал о желанном часе разгрома немцев. Надежда на грядущее освобождение закаляла сердца, давала силы жить, бороться. Священная ненависть к проклятому врагу окрыляла несчастных, порабощенных людей. Харьков был захвачен немцами, но он не был поставлен на колени. Харьков не был побеждён.

И каждый украинец, где бы он ни был, думал о своей родной Украине, думал и о Харькове. Его судьба тревожила каждого из нас. Глубока была рана, мучительна была боль. И вот прошли шестнадцать кошмарных месяцев. Харьков пробуждён к жизни знакомым лязгом гусениц советских танков. Ни гул самолётов, ни взрывы бомб и снарядов, ничто не в состоянии заглушить этот родной для жителей Харькова лязг стали гусениц. Над порабощенным городом взошло солнце свободы. Из подвалов, из хибарок и землянок выходит на улицу харьковчанин. Он выходит, шатаясь от истощения, от всего пережитого. Ещё не похоронены замученные немцами родные, ещё не отстроены сожжённые очаги.

Ещё болят раны, нанесённые рукою подлого и жестокого врага. Но радость Победы окрыляет людей, ещё вчера обречённых на подневольную жизнь. Траур кончился, начинается новая творческая жизнь этого прекрасного, столь любимого на Украине города.

Харьков продолжает снова свою настоящую творческую биографию!.. Началась жизнь созидательная, трудовая, жизнь во славу своего отечества и народа.

Освобождается священная земля нашей прекрасной родины. Сколь радостен день 16 февраля, великий день освобождения одного из крупнейших городов Украины! Спасена жемчужина Советской Украины. Харьков был, есть и будет советским городом. // Иван Ле. Перевод с украинского.
________________________________________________
НАШ ПРАЗДНИК** ("Красная звезда", СССР)*
Л.Леонов: Так это было* ("Известия", СССР)**
К.Симонов: Страшные факты ("Красная звезда", СССР)

**************************************************************************************************************************************************
Красная Армия гонит врага с украинской земли

☆ ☆ ☆

День в Краматорске
(От специального корреспондента «Известий»)

Население города ждало возвращения советских войск, ждало нетерпеливо, шепотком прикидывая сроки. И когда на улицах Краматорска появился головной танк Шибанкова, население высыпало ему на встречу с теми радостными возгласами, слезами, об'ятиями, какие трудно описать, но забыть которые невозможно, если хоть раз был свидетелем их.

Немцы хозяйничали в этом промышленном донецком городе год и два месяца. При отходе наших войск в своё время было эвакуировано в глубь страны оборудование основных предприятий, и станки заводов им. Сталина, им. Орджоникидзе, им. Куйбышева продолжали свою работу в недосягаемых для врага местах. Немцы пытались сделать вид, что пустые коробки цехов являются действующими предприятиями. Всем рабочим приказано было ежедневно являться на свои места. За заводскими воротами собирались рабочие, но для них работы не находилось. Им разрешалось отсидеть рабочий день без дела, слоняясь по дворам и цехам, но до окончания положенного «рабочего дня» из ворот предприятий их не выпускали. Таким образом заводы были превращены в лагери для безработных, в дворы, где на день арестовывалось рабочее население города. Немцы, когда их спрашивали об этой бессмысленной процедуре, откровенно заявляли, что им важнее держать безработных в цехах, чем в городе, потому что - мало ли чем могут заняться рабочие дома «от безделья».

Эти несколько дней население города живёт деятельным восстановлением советского порядка. В городе состоялся митинг, на котором командир танкистов рассказал людям, много месяцев оторванным от родины и жизни Советской страны, что произошло за это время. Городской Совет приступил к работе, организовав деятельность пекарен и других общественных предприятий. На заводах назначены временные руководители, которые энергично занялись приведением в порядок заводского хозяйства, использованием имеющихся в наличии станков. Они готовят к пуску давно не дымившие печи, чинят электрохозяйство. Врачи наладили работу Красного Креста, учителя заняты школами.

Мы проходим улицами когда-то красивого рабочего центра. Среди прекрасной улицы-аллеи стоят большие современные дома - безглазые, наклёванные бомбами. На площади - исковерканные киоски, среди них уцелела будка фотографа с вывеской по-немецки: «Фотограф Бобков». Тех, кто торопливо приспособился к захватчикам, кто перекроил себя на немецкий лад, население вытаскивает на божий свет с ожесточением и ненавистью к прислужникам гитлеровцев, к зловонным, лакейским, продажным душонкам. В душе самых мирных людей горит невыразимая, беспощадная, смертельная злоба. Они ведут пойманных полицейских, стражников, фашистских администраторов к военным властям, требуя полной расплаты с человеческой подлостью. Да и как им не требовать этого, если в каждом жителе города живёт память о страшных днях 25-26 января 1942 года, когда фашисты устроили и городе кровавую бойню, расстреляв 1.600 человек. Мужчины, женщины, дети ещё помнят виселицу посреди города. Немцы вешали «в назидание» - и назидание это усвоено крепко, напрочно, на всю жизнь. Люди запомнили четыре эшелона девушек, угнанных в рабство, и час прощания с ними, и рыдания на станции, и последний гудок паровоза. Это впечатлелось в сознание, прожгло мозг, как клеймо, которое ничем не сотрёшь.

Возмездие! Оно пришло сюда с танками и пехотой, с родными лицами советских бойцов. Бой. Падают бомбы, стреляют зенитки. Горожане выходят из домов, прячутся в подвалах, потом вдруг все выбегают на улицу:

«Подбит, падает!» Фашистский бомбардировщик загорелся в воздухе. Люди следят за ним, затаив дыхание.

В воздухе и на земле советские войска бьют немца. Завтра фронт уйдёт отсюда ещё дальше, - и Краматорск, рабочий промышленный город, наверстает на своих заводах, в своей работе упущенные месяцы. Задымят трубы, остеклятся здания (кстати, наши войска, захватили здесь большие немецкие склады стекла), и знакомый гудок призовёт людей к жизни, к строительству для Родины. // И.Бачелис. КРАМАТОРСК, 16 февраля.

**************************************************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*
В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС

Наши войска заняли Харьков

16 февраля наши войска после решительного штурма, перешедшего потом в ожесточённые уличные бои, овладели городом ХАРЬКОВОМ.

В боях за ХАРЬКОВ наши войска разгромили немецкий корпус «СС» в составе двух танковых дивизий «Адольф Гитлер» и «Райх» и мотодивизии «Великая Германия», а также ряд немецких пехотных дивизий и специальных частей.

Операция по освобождению ХАРЬКОВА и разгрому противника в этом районе осуществлена силами группы войск под командованием генерал-полковника тов. ГОЛИКОВА Ф.И.

В боях за ХАРЬКОВ отличились соединения генерал-лейтенанта тов. МОСКАЛЕНКО К.С., генерал-лейтенанта тов. РЫБАЛКО П.С., генерал-лейтенанта тов. КАЗАКОВА М.И. и генерал-майора тов. СОКОЛОВА С.В.

Первыми ворвались в ХАРЬКОВ части генерал-майора тов. ЗАЙЦЕВА Г.М., полковника тов. КОСТИЦЫНА А.С., генерал-майора тов. МАРТИРОСЯНА С.С.

☆ ☆ ☆

Утреннее сообщение 16 февраля

В течение ночи на 16 февраля наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.



Западнее Шахты наши войска успешно продвигались вперёд и овладели 20 населёнными пунктами. Противник пытается задержаться на промежуточных рубежах, однако советские части срывают планы гитлеровцев, громят их и отбрасывают на запад. В бою за один населённый пункт уничтожен батальон немецкой мотопехоты. Захвачены 30 автомашин, 11 противотанковых орудий, много пулемётов и автоматов.



Западнее Лихая наши части вели наступательные бои и заняли ряд населённых пунктов. Захвачено 44 немецких танка, 233 грузовых и 65 легковых автомашин, 150 вагонов, 21 паровоз, склад взрывчатых веществ, склад боеприпасов, склад запасных частей и склад с инженерным имуществом.



Юго-западнее Ворошиловска Н-ская часть истребила до 400 немецких солдат и офицеров и захватила 2 самоходных орудия, 3 миномёта и 13 пулемётов. На другом участке противник бросил против наших подразделений большую группу пехоты и несколько танков. Советские бойцы встретили немцев ураганным огнём. Оставив на поле боя 3 подбитых танка и 120 трупов, гитлеровцы отступили.



Западнее Чугуева наши войска вели наступательные бои. Бойцы Н-ской части ворвались во вражеский узел обороны и захватили пленных и трофеи. На другом участке наши подразделения, продвигаясь вперед, отразили несколько контратак противника и уничтожили 11 танков и до 300 немецких автоматчиков.



Партизаны отряда, действующего в одном из районов Курской области, за последнее время уничтожили на аэродромах 14 немецких самолётов и пустили под откос 7 эшелонов противника.

Группа партизан отряда «За Родину», действующего в одном из районов Карело-Финской ССР, внезапно напала на вражеский гарнизон и истребила 35 солдат и офицеров противника. Взорваны орудие, склад боеприпасов и разрушена прожекторная установка. Другая группа партизан истребила 75 белофиннов, сожгла 3 казармы и вывела из строя 2 дальнобойных орудия.



Германское информационное бюро сообщило: «В ходе планомерного передвижения для сокращения линии фронта эвакуирован город Краснодар». В связи с этими нелепыми и глупыми выкрутасами изолгавшихся гитлеровцев очень уместно вспомнить, что писали немцы в августе прошлого года, когда они захватили Краснодар. Захлёбываясь от восторга, берлинское радио 10 августа 1942 г. вещало на весь мир: «На Восточном фронте за последние 24 часа произошли события, которые окажут решающее влияние на исход войны. Советам нанесен новый сокрушительный удар, последствия которого до сих пор ещё не могут быть по-настоящему оценены. Германские войска захватили Краснодар и Моздок. Потери этих двух крупнейших промышленных городов окажут огромное влияние на общее военное положение».

Таким образом, полгода назад гитлеровцы утверждали, что захват Краснодара окажет «решающее влияние на исход войны». Кто же им поверит сегодня, что ради «сокращения линии фронта» они добровольно эвакуируют город, который, по их заявлениям, имеет такое большое военное значение. Уместно также вспомнить, что ещё совсем недавно немцы хвастали, будто Германия уже добывает нефть в Майкопе. Немецкие газеты и радио широко рекламировали созданное в Берлине «общество по переработке кавказского табака» и другие бандитские организации. Гитлеровцы рассчитывали всерьёз и надолго обосноваться на Кавказе и Кубани. Но оказалось, что сие от них не зависит.

Вечернее сообщение 16 февраля

16 февраля наши войска после решительного штурма, перешедшего потом в ожесточённые уличные бои, овладели городом Харьковом.

В Ростовской области нашими войсками заняты районные центры Большекрепинская, Чалтырь, крупные населённые пункты Генеральский Мост, Султан-Салы, Крым, Недвиговка, Синявка.

На других участках фронта наши войска вели бои на прежних направлениях.



15 февраля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 100 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 20 батарей полевой и зенитной артиллерии, взорвано 6 складов боеприпасов противника.



Западнее Новошахтинска наши войска продвигались вперёд и заняли ряд населённых пунктов. В Новошахтинске наши бойцы захватили немецкий бронепоезд, 6 танков, 4 бронемашины, 9 орудий, 35 вагонов с военными грузами и склад боеприпасов. На другом участке нашими частями захвачено у противника 59 танков, 11 самоходных орудий, около 400 автомашин, 177 вагонов с боеприпасами, снаряжением и военным имуществом. Взято в плен свыше 1.500 немецких солдат и офицеров.



Западнее Красный Сулин наши части продолжали наступление и заняли 30 населённых пунктов. В районе одного населённого пункта Н-ская часть захватила 3 немецких самоходных пушки, бронемашину, 60 автомашин, свыше 200 винтовок и склад боеприпасов. На поле боя осталось много вражеских трупов.



В районе Красноармейское наши войска вели наступательные бои. Н-ская часть в результате упорных боёв очистила от гитлеровцев один крупный населённый пункт. Уничтожено до 400 немецких солдат и офицеров. Захвачено 7 орудий и 8 миномётов. На другом участке наши бойцы, отражая вражескую контратаку, истребили до батальона гитлеровцев и сожгли 5 немецких танков.



В районе Харькова наши войска продолжали вести наступательные бои. Противник оказывает отчаянное сопротивление. Советские части мощными ударами взломали вражескую оборону и уничтожают живую силу и технику гитлеровцев. Только на одном участке наши бойцы в ожесточённом бою уничтожили 43 немецких танка и батальон вражеской пехоты. На другом участке советские подразделения овладели рядом укреплений противника и неудержимо продвигаются вперёд.



Группа витебских партизан совершила внезапный налёт на гарнизон противника и истребила 49 гитлеровцев. Остальные немцы побросали оружие и разбежались. Партизаны другого отряда пустили под откос 2 немецких воинских эшелона. Разбиты паровоз, 5 вагонов с солдатами и офицерами, 4 платформы с автомашинами и цистернами с горючим.



Пленный капитан, ад’ютант командира 82 немецкой пехотной дивизии Теодор Циглер заявил: «В официальных сводках немецкого командования говорится, что немецкие войска планомерно отступают с Кавказа и Дона в целях сокращения зимней линии обороны. Эти сообщения не могут обмануть нас - офицеров, находящихся на Востоке. Уже в прошлом году некоторые старшие офицеры нашей дивизии расценили зимнее отступление немецких войск как грозное предостережение. Сейчас эти офицеры окончательно утратили всякую надежду на победу Германии. Вот уже третий месяц германская армия отступает. Теперь уже ни о какой победе Германии не может быть и речи. Весь вопрос сводится сейчас к тому - как долго Германия ещё сможет обороняться».



Немецкое информационное бюро 13 февраля передало следующее сообщение: «Многочисленные контратаки германских и союзных войск, закончившиеся местами значительным территориальным выигрышем на Южном участке фронта, позволяют сделать вывод, говоря весьма осторожно, о несомненном улучшении общего положения на фронте». Через день, 15 февраля, главная ставка Гитлера раз’яснила, что это за территориальные выигрыши, которых добилась немецкая армия на южном участке фронта. В сообщении ставки Гитлера говорится: «В ходе планомерных операций германские войска, действуя в точности по намеченному плану, оставили города Ростов и Ворошиловград».

Подобная галиматья, которую передаёт немецкое командование, как нельзя лучше свидетельствует о явном замешательстве в лагере гитлеровцев. Потеря немецкими войсками важнейших стратегических позиций, какими являются города Ростов и Ворошиловград, по об’яснению гитлеровцев произошла по «точно намеченному плану». Законно задать вопрос - с чего это гитлеровцы вдруг воспылали желанием покинуть города, в боях за которые пролито так много немецкой крови? Разумеется, немцы ушли из Ростова и Ворошиловграда не по плану немецкого командования. Красная Армия вышибла немецко-фашистских захватчиков из этих городов и, преследуя по пятам, гонит их на запад. Завтра немецкому командованию, наверное, придётся сообщить, что «немецкие войска, действуя в точности по намеченному плану, оставили город Харьков»?!. // Совинформбюро.

________________________________________________
Харьков ("Красная звезда", СССР)***
Л.Леонов: Ярость* ("Известия", СССР)**
И.Эренбург: Суд идет! ("Красная звезда", СССР)
К ответу немецких убийц! ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов: Страшные факты ("Красная звезда", СССР)

Газета «Известия» №39 (8032), 17 февраля 1943 года

Совинформбюро, газета «Известия», февраль 1943, 1943, освобождение Харькова, зима 1943, немецкая оккупация

Previous post Next post
Up