О некоторых особенностях воздушной тактики немцев

Sep 11, 2019 12:22


Н.Денисов || « Красная звезда» №137, 12 июня 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). С огромным успехом продолжается подписка на военный заем (1 стр.). Подполковник Н.Денисов. - О некоторых особенностях воздушной тактики немцев (2 стр.). Майор А.Свиридов. - Борьба за огневую инициативу в обороне (2 стр.). Полковник С.Якимов. - Обучение курсантов танковых училищ (2 стр.). А.Сурков. - Окопная быль (3 стр.). Мощный удар нашей авиации по аэродромам противника (3 стр.). А.Платонов - Земля и небо Курска (3 стр.). С'езд польских патриотов закончил свою работу (3 стр.). К.Гофман. - Волшебные сказки Шпеера (4 стр.). Уильям Ширер о перспективах войны (4 стр.). Гарнизон острова Пантеллерия капитулировал (4 стр.).

# Все статьи за 12 июня 1943 года.




На фоне военных событий весны этого года довольно выпукло вырисовываются некоторые особенности воздушной тактики немцев. Большое воздушное сражение на Кубани, ряд ожесточенных боев в воздухе на других участках фронта - всё это дает множество примеров, характеризующих нынешние действия германского воздушного флота.

Прежде всего отметим исключительно сильное массирование авиации всех видов при ударах по любой цели. Чтобы достигнуть в определенный момент такого массирования на том или другом участке фронта, немцы, кроме широкого аэродромного маневра, практикуют воздушный маневр. Суть его заключается в следующем: группы немецких бомбардировщиков, базирующихся на разных аэродромах, значительно удаленных от данного участка фронта, вылетают по определенному боевому расписанию и появляются над целью в одно время или, по крайней мере, за короткий промежуток времени. Например, недавно в одном районе немцы организовали подобным образом удар нескольких сотен бомбардировщиков по полю боя. Налет продолжался всего 20-25 минут. Многие бомбардировочные группы приходили к цели с аэродромов, расположенных далеко от нее как по фронту, так и в глубину.

Воздушный маневр - мера вынужденная. Дело в том, что наша воздушная разведка, нередко вскрывает переброски вражеских авиачастей, и аэродромы их нового базирования подвергаются мощным ударам со стороны нашей бомбардировочной и штурмовой авиации. Поэтому скрытное сосредоточение крупных воздушных сил с помощью аэродромного маневра в его чистом виде крайне затруднительно для немцев.

Надо отметить, что воздушный маневр, требующий высокой организации действий и четкого управления, далеко не всякий раз удается немцам. Известен недавний случай, когда, по замыслу немецкого командования, должен был состояться крупный одновременный налет нескольких бомбардировочных эскадр на один важный железнодорожный узел. Однако ряд организационных неполадок, метеорологические условия, а также действенное сопротивление средств нашей противовоздушной обороны помешали врагу осуществить свой замысел. Только одна эскадра из пяти, намеченных планом, проникла на подступы к цели, где и была рассеяна.

Сочетая аэродромный маневр с воздушным, немцы иной раз сосредоточивают весьма крупные силы на участках ответственных наземных боев. Делается это следующим образом. Истребители, у которых ограничены бортовые запасы горючего, заблаговременно накапливаются, в районе предстоящих действий, используя для базирования сеть прифронтовых аэродромов. Часть бомбардировщиков тоже перелетает на передовые аэродромы, с которых легче осуществлять взаимодействие с наземными войсками. Для этой цели немцы обычно используют эскадры, входящие в так называемый «корпус ближнего боя». Личный состав этих эскадр имеет специальную подготовку и предназначен для тесного сотрудничества с пехотой и танками. Основная же часть вражеской бомбардировочной авиации действует на основе воздушного маневра.

В зависимости от воздушной ситуации и цели действий боевая работа немецких самолетов над полем боя носит двоякий характер. В одних случаях немцы пытаются массированным натиском истребителей вытеснить наши самолеты с поля боя, а затем действовать бомбардировщиками, прикрытыми сильными группами истребителей обеспечения. Если же у них ощущается недостаток в истребителях, то они допускают самостоятельное массирование бомбардировщиков почти без прикрытия.

Массированный истребительный натиск состоит в одновременном появлении над полем боя весьма крупных групп истребителей. Каждая из этих групп эшелонируется по высоте и в глубину с таким расчетом, чтобы она могла вести бой самостоятельно. Кроме того, командиры групп связаны между собой по радио.

Задачи истребительных групп различны. Некоторые из них смешанные, но состоящие преимущественно из наиболее сильных самолетов-истребителей - «МЕ-109г» и «ФВ-190», главным образом, ведут бои с нашей истребительной авиацией. Бои предлагаются немцами на различных высотах и строятся на сочетании вертикального и горизонтального маневра. Расчет такой: связать боем возможно большее количество наших истребителей. С этой целью немцы в ходе группового боя часто высылают отдельные четверки и шестерки наиболее опытных летчиков, чтобы перехватить на пути к очагам боя подходящие свежие силы наших истребителей.

Другая, несколько меньшая, часть немецких истребителей, участвующая в предварительной борьбе за воздух над полем боя, имеет своей главной целью контратаки против наших бомбардировщиков и штурмовиков. Атакуя наши штурмовые самолеты, немцы за последнее время стали применять ряд новых приемов. К числу их надо отнести часто практикуемый теперь способ атаки пеленгом. Вот конкретный пример подобной атаки.

Группа «ЛАГГ-3» прикрывала эшелон самолетов «Ильюшин-2», действовавших над полем боя. В районе цели наши летчики были встречены отрядом немецких истребителей. Часть немцев, по обыкновению, постаралась связать боем «ЛАГГ-3» и отвлечь их от штурмовиков. Однако с штурмовиками неотступно следовала небольшая группа непосредственного прикрытия под командованием капитана Черкашина. «Мессершмитты», выстроившись правым пеленгом, ринулись в атаку. Такое построение боевого порядка давало немцам некоторые выгоды. Во-первых, группе Черкашина, находившейся слева, трудно было отсекать атакующие немецкие самолеты, так как она сразу ставила себя под удар очередного истребителя. Во-вторых, атакующий вражеский самолет был защищен следующей машиной, идущей в пеленге. И, наконец, в-третьих, враг имел возможность последовательно бить по цели.

Капитан Черкашин умело парировал этот прием немцев. Он решил отсекать вражеские истребители одновременным ударом с двух сторон. Выделенная пара «ЛАГГ-3», ведомая младшим лейтенантом Морозовым, заходила в контратаку справа, а сам Черкашин с остальными летчиками отсекал врага слева. Обе группы отсечения держали между собой зрительную связь и поддерживали друг друга огнем. Действуя так, капитан Черкашин обеспечил безопасность сопровождаемых штурмовиков, отсек немцев и сумел сбить два «Мессершмитта». Для большего эффекта в парировании этого приема противника следует, помимо одновременной контратаки с обеих сторон, выделять свободную пару истребителей. Находясь сверху, она дополнительно прикрывает летчиков, идущих на отсечение немецких самолетов.

В тактике немецкой бомбардировочной авиации, как уже сказано выше, всё сильнее проявляется стремление к крупным массированным ударам, одновременно наносимым многими группами самолетов на узком участке фронта. Добиваясь с помощью воздушного маневра внезапности действий, немцы подчас практикуют самостоятельные налеты бомбардировщиков без сопровождения. В связи с этим они несколько изменили боевые порядки бомбардировочных групп. Типичной является теперь группа «Юнкерсов» или «Хейнкелей», насчитывающая в среднем 30-40 машин и летящая в плотном строю. В зависимости от характера цели (ее площадных размеров) эти группы летят или в общем широком строю, или кильватерным боевым порядком, по 9-12 самолетов в отряде. В некоторых случаях количество бомбардировщиков в группе увеличивается до 60-80.

Этот прием, очевидно, вызван активными действиями наших истребителей, связывающих в больших воздушных сражениях основную часть вражеской истребительной авиации. Поэтому они стараются компенсировать истребительное прикрытие увеличением числа бомбардировщиков, полет которых организуется на основе тесной огневой связи между самолетами и отрядами. Нашим истребителям нелегко разбивать плотный строй большого количества бомбардировщиков на мелкие группы, чтобы последовательно уничтожать их. Однако опыт показывает, что правильное ведение боя позволяет справляться и с такими крупными группами бомбардировщиков. Например, в одном воздушном бою на Кубани наш патруль под командованием майора Шмелева дрался с двумя эшелонами немецких бомбардировщиков. Хотя у противника насчитывалось более 60 машин, патруль сбил 10 «Юнкерсов», а остальные не подпустил к цели.

События в этом бою развивались так. Сначала воздушный патруль встретил 35 «Юнкерсов». Они, подойдя ближе к цели, перестроились в непрерывную колонну с дистанциями не более ста метров звено от звена. Майор Шмелев, оставив часть истребителей для прикрытия, повел ударную группу в атаку. Поскольку боевой порядок немцев был растянут, наши летчики атаковали его парами сразу в нескольких местах. Ведя пулеметный огонь с близких дистанций, они заставили немцев дрогнуть и развернуться, путая строй, в обратную сторону. Воздушный патруль преследовал врага до тех пор, пока вся группа «Юнкерсов» не была окончательно рассеяна. На земле образовались костры - это горели обитые немецкие машины.

Через несколько минут в том же районе появилось еще 30 немецких машин, идущих в плотном, компактном строю. Находясь ниже немцев, майор Шмелев набрал со своей группой высоту, а затем всем воздушным патрулем атаковал противника в центр его боевого порядка. Этот сосредоточенный удар сразу вывел из строя несколько вражеских самолетов. Немцы стали терять огневую связь и через несколько минут вынуждены были рассыпаться вплоть до перехода на бреющий полет. На преследовании было сбито еще несколько машин. Эта двойная победа над крупными группами бомбардировщиков примечательна еще тем, что воздушный патруль майора Шмелева состоял из немногих истребителей. Их успех явился следствием тактически правильно построенных атак, огня с коротких дистанций, широкого применения вертикального маневра.

Для действий немецкой бомбардировочной авиации над полем боя за последнее время характерно довольно частое появление небольших отрядов, атакующих наши наземные войска с низких высот или с бреющего полета. С этой целью немцы применяют свой несколько модернизированный «Юнкерс-87», названный ими «противотанковым самолетом». На нем установлены две автоматические пушки, немного увеличена скорость (до 320 километров в час), а также полетное время. Эти нападения вражеских самолетов с низких высот или с бреющего полета не могут не вызывать ответных мер со стороны нашей авиации и средств противовоздушной обороны. К числу таких мер, в частности, надо отнести успешно практикуемое на некоторых участках фронта барражирование воздушных патрулей на низких высотах. К борьбе с немецкими штурмовыми самолетами привлекается наш «Ильюшин-2», имеющий весьма сильный бортовой огонь. Одновременно практикуется участие всех огневых средств пехоты в стрельбе по низколетящим самолетам.

Стремление немцев к массированным действиям авиации сказывается не только над полем боя. В последнее время большинство нападений с воздуха на наши коммуникации, железнодорожные узлы и города также носит характер последовательных налетов крупных бомбардировочных сил. Днем немцы идут эшелонами, насчитывающими до ста и более самолетов в каждом, а ночью - мелкими группами или в одиночку, один за другим, причем на основные цели направляются большие подразделения. Для дневных нападений на города и железнодорожные об'екты немцы тщательно выбирают условия погоды, стараясь максимально использовать более благоприятную воздушную обстановку.

Участие в налетах крупных сил вражеской авиации ставит перед всеми средствами нашей противовоздушной обороны ряд ответственных задач. Речь идет о хорошо организованной системе зенитного огня, о взаимодействии истребителей, обороняющих данный об'ект, с зенитчиками и с соседями, о темпах и характере воздушного боя, который должен быть активным, наступательным, об умелом управлении боем и своевременном наращивании сил за счет резервных подразделений. Отражение налета немецких бомбардировщиков на город или железнодорожный узел - это не один скоротечный бой, а нередко крупное воздушное сражение, непрерывно продолжающееся несколько часов. Пристально следя за ходом событий, улавливая и осмысливая отдельные приемы вражеских летчиков на общем фоне их действий, наши авиационные командиры всегда сумеют своевременно найти эффективные способы для парирования вражеских ударов с воздуха и нанести врагу крупный ущерб. // Подполковник Н.Денисов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

********************************************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Гвардии старший лейтенант В.Куликов показывает бойцам, как вести огонь из противотанкового ружья по самолетам противника.

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Ф.Левшина.





Мощный удар нашей авиации по аэродромам противника

Вечером 10 и в ночь на 11 июня крупные соединения наших воздушных сил нанесли мощный удар по аэродромам противника. В налетах на вражеские аэродромы участвовало более 700 наших самолетов. Противник прикрывал аэродромы значительными силами истребителей, патрулировавших в воздухе. Наша истребительная авиация вступила в бой с немецкими истребителями и тем самым обеспечила возможность бомбардировщикам подвергнуть эффективной бомбардировке находившиеся на аэродромах самолеты противника.

В результате бомбардировки уничтожено и повреждено по меньшей мере 150 немецких самолетов. Кроме того в воздушных боях в районе аэродромов сбито более 10 самолетов противника. Наши летчики наблюдали огромное число пожаров в местах стоянки вражеских самолетов и в районе ангаров. Отмечены большие пожары и взрывы складов горючего и боеприпасов, расположенных вблизи аэродромов противника. С боевого задания не вернулись 19 наших самолетов.

☆ ☆ ☆

Налет немецких самолетов на г. Горький

В ночь на 11 июня немецкие самолеты пытались совершить налет на г. Горький. Большая часть самолетов противника была рассеяна на подступах к городу. Несколько вражеских самолетов, прорвавшихся к городу, беспорядочно сбросили бомбы. Возникшие пожары жилых домов были быстро ликвидированы.

При отражении налета огнем зенитной артиллерии и в воздушных боях сбито 7 немецких самолетов. Наша авиация потерь не имела.

********************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

# Сводка Совинформбюро за 11 июня 1943 года

У убитого немецкого обер-ефрейтора найдено письмо от владельца литейного и машиностроительного завода в Оснабрюке - Карла Веймана. B письме говорится: «...На Оснабрюк был совершён весьма сильный воздушный налёт. Фугасная бомба совершенно разрушила наш дом. Вскоре Оснабрюк пережил ещё один, но уже более интенсивный налёт. На этот раз завод лишился машинного отделения, модельной, литейного цеха, склада между конторой и мастерской и ещё двух складов. После этого Оснабрюк много раз подвергался воздушным налётам. Почти каждый раз фирма несла большой ущерб. Население очень сильно возбуждено этими бомбардировками».



Пленный солдат 3 немецкого полевого штрафного батальона Эрих Андрес рассказал: «В штрафном батальоне очень пестрый состав. Тут отбывают наказание солдаты, моряки, лётчики, а также офицеры различных родов войск. Например, во второй роте служит немецкий полковник Лунд. Солдаты доведены до крайней степени истощения. Самовольная отлучка из расположения части карается смертной казнью. За последние четыре месяца казнено 46 солдат. Осуждённых расстреливает специальная команда из шести человек, которую возглавляет унтер-офицер Вилли Гарц». // Совинформбюро.

____________________________________________________________
Е.Габрилович: Два года в боях ("Красная звезда", СССР)
Партизанская правда || «Красная звезда» №134, 9 июня 1943 года
И.Эренбург: Ожидание || «Красная звезда» №135, 10 июня 1943 года
Б.Галин: Знамя 43-го полка || «Красная звезда» №134, 9 июня 1943 года
Н.Денисов: Наращивание сил в воздушном бою ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №137 (5508), 12 июня 1943 года

лето 1943, Н.Денисов, немецкая авиация, газета «Красная звезда», советская авиация, июнь 1943

Previous post Next post
Up